Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Валентина Александровна Кремпа,
учитель начальных классов МБОУ технического лицея 176 г. Карасука Карасукского района

Внеурочная работа в рамках изучения курса «Основы православной культуры»

Особое внимание в образовательных стандартах уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ многонациональной России. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

- патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

- гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

- традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка обладает внеурочная воспитательная работа, которая представляет собой совокупность различных видов деятельности. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом. В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: священнослужители, религиоведы, теологи, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи.

13 декабря 2012 года на базе технического лицея №176 г. Карасука при поддержке Министерства Культуры Новосибирской Области, Новосибирской Областной Научной Библиотеки, Славянского центра (г. Павлодар, Казахстан) прошел фестиваль «Русский язык – язык общения, язык общения приграничных территорий». Конференция прошла по нескольким направлениям. Приоритетным было направление: «Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях приграничной зоны».

Гости побывали на открытых мероприятиях, в которых принимали участие ученики четвертых классов. Был проведен классный час на тему: «Хоровод дружбы», внеклассное мероприятие «Язык – душа народа» и внеклассное мероприятие «С чего начинается Родина?» На этот вопрос дети отвечали по-разному, для кого-то Родина – семья, для кого-то страна, в которой он живет, для кого-то друзья. Читали стихи о Родине, о России. О своей любви к малой родине дети рассказали и показали в своих сочинениях, стихотворениях собственного сочинения, рисунках. Поскольку Карасук является приграничным городом, то у нас проживают люди разных национальностей. На данном мероприятии учащиеся этих национальностей представили национальную культуру своего народа, представили национальные блюда, рассказали о своих национальных костюмах, играх и познакомили со своим национальном языком. Завершающим этапом явилось изготовление совместно с гостями голубя мира из ладошек.

При подготовке к данному мероприятию я использовала электронные ресурсы учебного назначения:

- мультимедийные ресурсы;

- презентации к урокам;

- ресурсы Интернет;

- электронные энциклопедии.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5-2 раза;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Применение ИКТ:

- расширяет возможность самостоятельной деятельности;

- формирует навык исследовательской деятельности;

- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- делает урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным.

Основной целью применения ИКТ является:

- развитие мышления;

- формирование приемов мыслительной деятельности.

Использование ИКТ в моей педагогической деятельности:

- повышает качество знаний;

- продвигает ребенка в общем развитии;

- помогает преодолеть трудности;

- вносит радость в жизнь ребенка;

- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Презентация. Внеурочная работа в рамках изучения курса «Основы православной культуры» с использованием ИКТ

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела