Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Надежда Анатольевна Кострикова,
заместитель директора по УВР, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 85 «Журавушка» г. Новосибирска

Использование программы электронного мониторинга для пополнения цифрового портфеля достижений

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО предполагает активное использование в образовательном процессе информационных технологий, что возможно только в случае наличия соответствующих технических средств информационных технологий, электронных образовательных ресурсов нового поколения, других учебно-методических материалов в электронной форме, ориентированных на достижение современных образовательных результатов.

Одним из требований к условиям освоения ООП НОО являются требования к кадровым условиям, в связи с этим были внесены изменения в должностные характеристики учителя начальных классов. Современный учитель должен «…использовать современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы…». В связи с этим вопрос о создании цифрового портфеля достижения учителя становится наиболее актуальным. Это становится не просто увлекательным занятием, а способом фиксирования личных результатов и возможностью обмена опытом в профессиональном сообществе.

Цифровой портфель (или портфолио) – это совокупность документированных достижений в электронном виде, выполняющих роль накопительной оценки, определение рейтинга участника образовательного процесса. С помощью портфолио учитель может показать достижения в различных направлениях своей деятельности.

На сегодняшний день более полное портфолио имеют учителя, которые стали участниками или победителями конкурсов регионального или федерального значения. Варианты и примеры порфолио можно увидеть на сайте портфолиотека.рф., где представлены цифровые работы не только учителей, но и различных образовательных учреждений.

Наличие портфолио стало одной из форм аттестации педагога. Цифровой портфель можно представить в виде личного дела, состоящего из двух частей: открытой и закрытой, включающей личные сведения учителя (паспортные данные, контакты, сведения ИНН и т.д.). В открытой части находятся сведения о достижениях, участии в конкурсах, конференциях, форумах, прохождении курсов в документированном виде, а также информация, пропагандирующая успехи педагога.

Программы создания портфолио реализуются в «Конструкторе школьных сайтов», «e-publishe», на сайте ProШколу и др.

При формировании программы информатизации образования был предложен проект по созданию электронного портфолио, основными целями которого стали:

1. Представление общей информации об учителе и его достижениях в открытом доступе для участников образовательного процесса.

2. Разработка и внедрение модели электронного портфолио как технология управления качеством образовательного процесса

Если первая цель понятна всем, то вторая вызывает, возможно, много вопросов. Рассматривая и изучая портфолио многих учителей (ссылки на работы некоторых учителей представлены ниже), становится очевидным, что каждый педагог имеет сведения о результатах качества обучения. Какими инструментами и техниками пользовались учителя остается неизвестно. Мне хочется кратко рассказать о том, какая система электронного мониторинга используется в школе, где я работаю. Автором идеи и разработчиком программы электронного мониторинга является директор МБОУ СОШ № 85 «Журавушка» г. Новосибирска Чапкайло Ярослав Николаевич. Программа служит для сбора, обработки, анализа результатов любой деятельности ученика и учителя. Наиболее широкое применение программа получила при обработке результатов контрольных работ.

Работу в ней можно освоить, выполнив всего 5 шагов:

1. Окрыть файл-шаблон Excel и ввести пароль (общий для всех педагогов школы).

2. В открывшемся окне при помощи стрелки в верхнем левом углу выбрать класс, в котором проводилась контрольная работа.

3. Перейти на следующий лист и внести организационные сведения о дате, названии предмета, теме и форме контроля, фамилии проверяющего (именно эти сведения автоматически отражаются в следующих листах файла).

4. Перейти на следующий лист и внести данные об элементах контроля (не более 16 в одной работе), распределяя их в специальных клетках. Эти сведения тоже отразятся на последующем листе и в сводной таблице.

5. Перейти на следующий лист и внести напротив фамилии каждого учащегося результат по каждому элементу, обозначив его цифрами «0» или «1» за выполнение/невыполнение элемента.

Программа сама подводит итоги по качеству освоения всех или каждого в отдельности элемента, качество выполнения работы в целом по классу, переводит процентное отношение в 5-бальную отметку, определяет охват учащихся. Но самое ценное в программе, что при нажатии вкладки «рекомендации» высвечивается лист с ошибками конкретного ученика. Это сделано для того, чтобы, распечатав необходимый материал, можно было с каждым ребенком провести работу над ошибками и составить план действий на консультации с родителями. В один файл помещается для обработки 10 работ по одному предмету. Этого вполне хватает на 1 полугодие или целый учебный год. К моменту завершения работы с файлом возникает своеобразная «карта затруднений» в руках ребенка и «стратегический план действий» в руках учителя. Естественно, что свод неперсонифицированных данных раскрывается в ярлыке для администрации, где собрана вся информация о дате, теме контрольной работы, охвате учащихся в ней, результатах освоения программы по конкретному разделу.

Программа имеет еще массу скрытых возможностей. При помощи нее можно легко проанализировать технику чтения и создать «матрицу» на каждого обучающегося, в которой указывается и способ чтения, и темп, и ошибки, допущенные при чтении.

С точки зрения управления качеством образования данная программа позволяет быстро составить рейтинг педагогов, воспитателей, классных руководителей, отметить выполнение/невыполнение определенных задач и решений.

Конечно, использование данной программы не снимает проблем, связанных с содержанием образования, но заметно облегчает труд учителя. Результаты размещаются в локальной сети школы. Наличие сервера позволяет обратиться к программе (как впрочем, и ко всем другим материалам) при помощи компьютера из любого кабинета, библиотеки, использовать ее неоднократно, отмечать динамику, и что немаловажно, сделать частью своего цифрового портфолио.

 

Полезные ссылки:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/portfolio-uchitelya-nachalnykh-klassov-7

http://nachalka1.ucoz.ru/index/portfolio/0-5

http://1portvolio.blogspot.ru/

http://portfolioteka.ru/

http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=17703&showentry=3713

http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=attach&type=blogentry&id=10883

http://www.eor-np.ru/node/1641

http://www.mega-soft.ru/prg/easychaos/

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела