Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(10) Елена Владимировна Андрюшина,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Барнаула

Шаги к успеху: как метод проектов научил меня и моих учеников мыслить, работать и учиться по-новому

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить», – эти слова Иммануила Канта являются для меня своеобразным педагогическим кредо, так как считаю, что только овладение культурой познания, т.е. умением думать, обеспечивает формирование ключевых социальных компетенций. От наблюдения, описания и простого воспроизведения к анализу и синтезу, сравнению и доказательству, выводам и суждениям, – вот, на мой взгляд, основная задача думающего педагога, главный результат образования. Поэтому передо мной на протяжении первых лет практической деятельности стоял один и тот же вопрос: какие технологии, методы, приёмы, соответствующие моим профессиональным интересам, внедрять в практику преподавания, и как самой быть всегда, что называется, «на гребне волны», быть достойной звания педагога, «ведущего за руку»?

В результате поиска я остановилась на проблемном обучении и его производной – методе проектов, а чуть позже познакомилась с информационно-коммуникационными технологиями. Метод проектов представлял для меня и моих учеников большой интерес и открывал перед нами широкое поле деятельности. К тому же достаточно широк был выбор тем проектов, так как я преподаю историю, обществознание, право и экономику, а также периодически веду часы по мировой художественной культуре. Проектная деятельность потребовала от меня не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления моих воспитанников, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

Проектная деятельность позволила мне осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Поменялся и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации я, как учитель, стала соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности моих детей. Кстати, это школьники разных возрастов. В нынешнем году – это семиклассники и выпускники. А это и есть подлинное сотрудничество.

Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

Наблюдая за каждым конкретным ребёнком на уроках, я отмечаю, что поменялась и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает детям научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У школьников вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это – неверно». Появляется новая оценка – «и это тоже возможно». Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты мы вместе с учениками самым подробным образом анализируем логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

Особо важным этапом для меня и моих учеников является этап зашиты проектов и оценивания. За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; также мы совместно учреждаем специальные номинации: «оригинальность», «научность», «актуальность» и т.п. Как повышается самооценка детей и мотивация к последующей работе!

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Думаю, что школа в будущем – это школа таких проектов. Начав применять на практике ИКТ с 2006 г., я убедилась, что средства и приёмы этих технологий как нельзя более продуктивно способствуют результативности проектной деятельности. В результате мною и моими учениками были достигнуты определённые успехи в реализации указанных технологий. Так, в 2008 году мы приняли участие во всероссийской Интернет-олимпиаде «Совет Федерации – палата регионов»; в 2009 г. стали лауреатами всероссийского конкурса мультимедийных творческих работ «Гимн России глазами школьников» (портал «Сеть творческих учителей» http://it-n.ru и издательство «Просвещение»); в 2008 – 2012 гг. мои дети являлись участниками регионального фестиваля-конкурса «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Можно сказать, что Интернет стал для нас другом. Это был наш первый шаг к успеху.

Однако я понимала, что возможности Сети гораздо шире, и мне явно не хватало компетентности в этом направлении. И тогда в мою жизнь вошла программа Intel «Обучение для будущего». В ноябре-декабре 2009 г. я прошла обучение по данной программе на базе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования. Обучение на курсах по программе Intel «Обучение для будущего» позволило мне по-новому взглянуть на свою педагогическую деятельность, освоить новые подходы к организации проектной деятельности школьников, изменить свои взгляды на содержание учебного материала и организацию образовательного процесса, понять роль учителя в формировании у школьников навыков, необходимых человеку XXI века. Вначале мне было сложно ориентироваться в пространстве социальных сервисов Веб 2.0. Новой для меня была деятельность, связанная с оформлением портфолио и его публикацией на wikiiteach, я впервые участвовала в обсуждении в блоге, принимала участие в обсуждении на форуме внутри каждого модуля программы. К концу обучения был создан и опубликован готовый к использованию в учебном процессе проект «Толерантность как основополагающий принцип существования современного общества». Для меня это был первый шаг к успеху в освоении новой программы и формировании нового понимания возможностей метода проектов.

Разработанный проект мы с учениками реализовали на практике, и это был наш второй шаг к успеху. На первых порах детям было сложно создавать публикации от имени учащихся с анонсом идей выбранных тем в рамках проекта; не всегда продуктивно использовались предложенные мною памятки, материалы для оценивания, сетевые сервисы для организации совместной работы. Но очень скоро они активно включились в исследования. Результаты работы над проектом были представлены на предметной неделе гуманитарных наук в школе в марте 2010 г. На вопрос, что школьникам дало участие в данном проекте, они ответили, что это, прежде всего, знакомство с новыми способами решения проблемы, развитие умения работать в команде, прислушиваться к мнению других, оказывать помощь товарищам и принимать её от других.

И, наконец, третьим шагом к успеху считаю внешнюю оценку реализованных совместно с учащимися в 2010 - 2013 гг. проектов, которые были представлены на научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня и стали призовыми. Это такие проекты как:

– «Памятники-бюсты героям гражданской и Великой Отечественной войны на карте Барнаула» – I место в краевом конкурсе «Наша Родина – Алтай»; III место в краевом конкурсе «Российская государственность: вехи истории» (2011 г., 2012 г.);

– «Рекламное объявление начала XX века (на материале газеты «Жизнь Алтая»)» – III место в краевом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ «Проектная деятельность учащейся молодёжи» (февраль 2013 г.), I место в районной научно-практической конференции «Интеллект юных – Барнаулу и родному краю» (февраль 2010 г.);

– «Пейзаж в русском изобразительном искусстве конца XIX – начала XX века (на основе творчества первых алтайских художников Г. И. Гуркина и А. О. Никулина)» – III место в краевом конкурсе «Озарение», II место в районной научно-практической конференции (2011 г.);

– «Творчество Ю.М. Непринцева – художественная летопись Великой Отечественной войны» – III место в краевом конкурсе «Озарение», Ш место в районной научно-практической конференции (2011 г.);

– «Частная благотворительность на Алтае и в Барнауле в конце XIX-начале XX века (на примере деятельности алтайского купечества и «Общества попечения о начальном образовании в Барнауле»)» – III место в краевом конкурсе «Озарение» (2011 г.);

– «Семья и брак в процессе исторического развития» – I место в краевом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся, студентов и учителей «Научный дебют» (2012 г.);

– «Семья и брак в процессе исторического развития» – I место в краевом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся, студентов и учителей «Научный дебют» (2012 г.);

– «Современное состояние преступности среди несовершеннолетних и меры по её предупреждению (на основе анализа данных ИДН Октябрьского района г. Барнаула)» – I место в краевом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся, студентов и учителей «Научный дебют» (2012 г.) и др.

В определенном смысле благодаря реализации проектной деятельности я как учитель перестала быть для моих учеников только «чистым предметником». Надеюсь, что для моих воспитанников я стала педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим им увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. А главное, другом, всегда способным прийти на помощь!

 

Интернет-ссылки на некоторые проекты:

1. Всероссийский конкурс «Гимн России глазами школьника». Конкурсная работа - http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no

2. Портфолио участников номинации «Активный пользователь ИКТ – учитель» регионального фестиваля-конкурса «Информационно-коммуникационные технологии в образовании – 2008» - http://www.it-n.ru/region.aspx?cat_no

3. Результаты конкурса «Наша Родина – Алтай» – http://www.akipkro.ru/images/stories/docs/reyting_8_11.doc

4. Учебный проект «Толерантность как основополагающий принцип существования современного общества» - http://wiki.iteach.ru/index.php/

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела