Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Михаил Юрьевич Солодовников,
заместитель директора по УВР, учитель физики и информатики МБОУ СОШ № 93 г. Барабинска Новосибирской области

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в специализированном классе с углубленным изучением физики

В МБОУ СОШ №93 города Барабинска созданы оптимальные условия для развития каждого ученика,  обеспечивается  высокий уровень образованности, социализации, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития. Грамотно  решается задача формирования внеучебнойразноуровневой  образовательной среды, направленной на поддержку талантливых детей, удовлетворение потребностей учащихся, родителей и социума.

В прошлом году в школе создан специализированный физический  класс. Учебная деятельность  не  сводится  к  усвоению  физических  понятий  и  законов,  а  предполагает решение задач с мировоззренческим содержанием, с необходимостью  выразить свое отношение к познавательным и творческим возможностям человека.   Статья заместителя  директора по УВР, учителя физики и информатики МБОУ СОШ №93, города Барабинска  Михаила Юрьевича Солодовникова «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в специализированном классе с углубленным изучением физики» посвящена  анализу  организации  проектной и  исследовательской деятельности школьников  в  учебном  процессе  специализированного класса  школы,  а  также  условий,  необходимых  для  этой  деятельности.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования предъявляет качественно иные по сравнению со стандартом 2004 года требования к предметным результатам освоения углубленного курса физики, которыевключают требования крезультатам освоения базового курса и дополнительно отражают:

– владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

– владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

– сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.

Планирование реализации этих предметных требований органично вписывается в программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся старшей школы и, по сути, уже реализуется в специализированных классах естественнонаучного и математического направления в ОУ Новосибирской области. Специализированное обучение призвано обеспечить личностный рост каждого школьника, направлено на создание максимально благоприятных условий для развития и постоянного наращивания творческого потенциала обучающихся, овладения навыками самостоятельной и исследовательской деятельности.

Достижение такого широкого спектра результатов невозможно только в рамках урочной деятельности, даже в условиях углубленного изучения отдельных предметов. В МБОУ СОШ № 93 Барабинского района Новосибирской области с 2012 года реализуется интегрированная программа углубленного изучения физики, включающая в себя предметную и метапредметную составляющие.

Предметная составляющая специализированного обучения реализуется через авторскую рабочую программу по физике для 10-11 классов на основе линии учебников А.А. Пинского, прошедшую экспертизу на кафедре естественнонаучного образования НИПКиПРО. Программа составлена на основе методических рекомендаций по разработке предметных учебных рабочих программ СУНЦ НГУ, реализуется через лекционные (2 часа) и семинарские занятия (4 часа). Изучение теоретического материала на лекциях позволяет освободить время для самостоятельной проектной и исследовательской деятельности, а деление класса на 2 подгруппы на семинарах позволяет организовать обучение по методу малых групп.

В рамках данного метода на уроках выделяется время на выполнение краткосрочных проектов, проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике (обучающиеся сами составляют описание хода работы, формируют таблицу для записи результатов, список оборудования). Такую деятельность помогает организовать оборудование, поступившее в школу в рамках КММО: доступ к ноутбуку с электронным измерительным блоком обеспечивает возможность каждому обучающемуся оптимизировать временные затраты при проведении лабораторного эксперимента. Использование Moodle-технологии позволяют учителю находиться в постоянном контакте с учеником, осуществлять мониторинг его индивидуальных достижений.

Жесткие временные рамки допустимой урочной нагрузки определяют перенос организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся во внеурочную деятельность, которая предусмотрена в региональной программе развития сети спецклассов.

Внеурочная составляющая специализированного класса включает в себя:

– спецкурсы по выбору, реализуемые учителями школы и преподавателями НГТУ;

– участие в работе школьных творческих объединений, в проектно-исследовательской деятельности;

– самоподготовка, индивидуальные консультации по физике;

– образовательные профориентационные экскурсии в НГТУ и научные институты СО РАН;

– психолого-педагогическое сопровождение.

Программа внеурочной деятельности «Спецкурс по физике: решение задач повышенной сложности» направлена на создание условий для самореализации учащихся в процессе внеучебной деятельности. В результате освоения спецкурса обучающиеся получают возможность успешного участия в предметных олимпиадах по физике различного уровня.

В целях организации исследовательской и проектной деятельности реализуется программа индивидуальных консультаций, в результате освоения которой каждый обучающийся спецкласса выполняет проектную работу по естественнонаучному направлению. Качество сформированности результатов определяется через участие в региональном турнире юных физиков.

Программа «Образовательные профориентационные экскурсии», реализуемая преподавателями НГТУ на базе университета, позволяет обучающимся в ходе 2-дневных поездок выполнять лабораторные работы в лабораториях физико-технического факультета НГТУ и имеет большое профориентационное значение.

Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности в специализированномклассе позволяет успешно формировать универсальные учебные действияобучающихся посредством предмета «Физика».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 33)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в специализированном классе с углубленным изучением физики
2. От теории – к практике. Развитие технологического направления
3. О проведении Первого открытого фестиваля Новосибирской области по робототехнике