Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(3) Лариса Викторовна Панфилова,

учитель информатики и ИКТ
высшей квалификационной категории,
руководитель лаборатории информационного развития
МБОУ гимназии № 6 «Горностай»
Советского района г. Новосибирска,

победитель национального проекта  «Образование»

в номинации «Лучший учитель России» (2008 г.)


От теории – к практике. Развитие технологического направления

Теория внушает убеждения,

пример определяет образ действий.

А. Герцен

Анализируя ситуацию в образовательной области «информатика» и убеждаясь в необходимости смены методов и способов деятельности, мы пришли к выводу, что именно проект как форма и технология дает преимущества в освоении способов практической деятельности. Поскольку образование – процесс, основанный на переработке информации, то важным фактором является проведение информационных операций в одном информационном поле, на одном языке для учителя и ученика.

Для создания интегрированного сообщества, совместно решающего образовательные задачи, необходимо формирование информационной среды, в которой проходит деятельность всех участников образовательного процесса. И именно проектная деятельность помогает в ее формировании и развитии.

Участие в проектной деятельности, по определению, не допускает пассивности, т.е. относится к деятельностным технологиям. Универсальность и актуальность этой формы для образования обусловлена возможностью применения на всех уровнях – в младшем, старшем и среднем звене. Овладение навыками социокультурного проектирования позволит детям в дальнейшем применять их в практической деятельности, т.е. получать навыки профессиональной работы еще до ее начала. И, наконец, выпускник со сформированными универсальными компетенциями в профессиональной деятельности будет конкурентоспособен в современном обществе, что, несомненно, является большим преимуществом.

Кроме того, проектная работа способствует повышению мотивации, развитию творческих способностей и формированию чувства ответственности у учащихся. В процессе работы происходит переход от инструментального подхода к технологическому – благодаря возможности самостоятельного выбора у учащегося, формируется инициативность, самостоятельность. В проектной работе находят применение  и получают развитие не только предметные знания и умения, но коммуникативные навыки, способность вести самостоятельную исследовательскую работу. Эта работа проходит в сотворчестве, сотрудничестве ученика и учителя. Такое сотрудничество поддерживает развитие культурных и организационных форм информационного взаимодействия и служит опорой для развития компетентности участников образовательного процесса в решении учебно- познавательных задач.

Говоря о практической работе, хотелось бы отметить, что проектная деятельность действительно является одной из видов деятельности, позволяющей вовлечь ученика в творческую работу, получить и увидеть некоторый конечный результат.

С младшими школьниками это движение начиналось у нас с 2005 г. на основе сотрудничества с ОблЦИт, и продолжается до сих пор, уже в сотрудничестве с Городским центром развития образования. Но в том виде, в котором оно существует, его недостаточно. Возникла необходимость переструктурировать эту деятельность, т.к. опираясь на ФГОС, например, да и на жизненно необходимые потребности учеников, социальный заказ их родителей, в такой деятельности необходимо участие каждого учащегося. На наш взгляд, проектная деятельность может быть разделена на три основные возрастные группы, которые могут не иметь жёстких границ, а могут и должны пересекаться, объединяться и поддерживать друг друга.

Проекты младших школьников для 2-4-х классов на основе технологий по программе «Учимся с Интел». Это деятельность «игровая», она знакомит детей с принципами групповой работы и основами ИКТ. Привлекательным для детей в этой программе является определённая самостоятельность в выборе тематики, возможность обсудить это с партнером и демонстрация своих умений одноклассникам. В эту деятельность вовлечены отчасти и родители, что не только способствует адаптации младших школьников к учебной деятельности, но позволяет расширить рамки информационного пространства гимназии. Мы имеем опыт проведения таких занятий по проектной деятельности совместно с родителями. Два года подряд в проекте «Учимся с Интел» принимали участие родители, т.е. работали в группах вместе с детьми.

Совершенно очевидно, что проекты школьников среднего звена должны носить, в первую очередь, предметную направленность. В то же время для повышения мотивации детей необходимы темы, которые отражали бы круг их интересов, связанные с их увлечениями, их личностными интересами. Главным становится возможность общения со сверстниками, примерка на себя социальных ролей. Вести эти проекты могут не только учителя, но и привлеченные специалисты, родители, выпускники и старшеклассники. На базе Гимназии был реализован проект «Семейные профессии» – исследование проводили группы в составе детей и родителей совместно.

Проекты старшеклассников, на наш взгляд, должны уже носить «промышленную» направленность. Здесь особенно важно, что бы участники проектов видели, что они могут внести реальный вклад, выполнить какую - то реальную задачу. Как раз в этом им могут помочь специалисты СО РАН и Технопарка, например. С другой стороны, такая работа должна быть «посильной» для учащегося, иначе он быстро теряет к ней интерес. Учащийся должен ориентироваться в проблеме, владеть выбранной темой. Помочь в выборе и обрисовать направление – это задача учителя, тьютора. Не менее важным моментом является умение дать результату рефлексивную оценку – что получилось, что нет, и что необходимо еще сделать. Эту задачу по нашему проекту и решает учащийся совместно с учителем и «коллегами».

Руководство проектной деятельностью ведут:

– непосредственно учителя информатики;

– учителя-предметники;

– опосредованно (ч/з консультации и кураторство старшеклассников и студентов);

– студенты и аспиранты НГУ;

– совместно с представителями компьютерных фирм;

– непосредственно сотрудники компьютерных фирм.

Важно, чтобы учитель так же имел возможность повысить свою квалификацию – эта задача носит стратегический характер – необходимо не только повышать общую квалификацию в области ИТ технологий, но и углублять технологическое направление. Помимо курсов повышения квалификации по ФГОС (50 человек по теме «Информационная Образовательная среда в образовательном учреждении») за последний месяц 3 человека познакомились с работой в ведущих отечественных и иностранных компьютерных фирмах: «Яндекс», «1С» (Мазур М.И., Трепакова С.В.-), прошли стажировку в международном технологическом проекте на фирмах PERSISTENT SYSTEMS и MAVEN SYSTEM  (Путинцева И.Г., Мазур М.И., Контарева Н.К.,Тихомирова Л.В.).

Для развития технологического направления в Гимназии проводится факультатив по языкам объектно-ориентированного программирования (аспирант ИСИ СО РАН, преподаватель ВКИ НГУ, МАОУ «Гимназия №6 «Горностай» Атучин М.М.).

Компьютерные фирмы Технопарка Академгородка регулярно знакомят наших гимназистов со своими разработками. В декабре учащиеся специализированных и исследовательских классов дважды соприкоснулись с высокими технологиями: прослушали лекции представителей IT компании «Академсофт», посетили Первый Сибирский фестиваль Наукоемкого искусства «Яблоко Мебиуса». Правда, лекции всем достались разные: «Математика в музыке», «Мышление человека», «Робототехника», но поиграть в научные игрушки и посмотреть необычные экспонаты получилось у всех.

Лекторий ИТ- фирм в Гимназии проводится по следующим темам:

5.12

(4,5,6 урок)

Конференц-зал,

75 человек-11ф, 8м, 10м

1) Что такое ГИС? Применение ГИС в предметных областях.

2) Процесс разработки на примере приложения «Мобильный Новосибирск»

 Автор «Дата Ист»

12.12

(5 урок)

Конференц-зал,

24 ученика- 10а

1) Что такое ГИС? Применение ГИС в предметных областях.

2) Процесс разработки на примере приложения «Мобильный Новосибирск»

Автор «Дата Ист»

17.12

5-6 урок, 75 человек

Актовый зал -10-11 классы,

Рассказ о компании, о продуктах компании 

Автор «СофтЛаб Нск»

21.12

(5,6 урок) 50 человек

Актовый зал

«Электронный документ: путь от сканера до MS Word»

Автор «АТАПИ Софтвер»

 

С ноября этого года Гимназия принимает участие в международном проекте совместно с Детским Центром «IQ» (АНО ЦНО «Эдиком») города Красноярска – проведена выездная сессия в городе Гоа, Индия, где наши учащиеся принимали участие в разработке реальных программных продуктов, имеющих применение в сельскохозяйственной области, здравоохранении, образовании. Каждый учащийся под руководством ведущих программистов индийских фирм провел определенную работу и смог увидеть ее результаты. Пережогина М. и Ануфриенко Е. занимались сбором информации с помощью фоторегистратора и архивацией данных, Яковлев А. снимал видеоролики и делал рекламу, Воронин Д. и Матвеев М. занимались программированием на языке Cи #. Доступность и наглядность проектов позволила учащимся поверить в свои силы.

В январе снова состоялась встреча – зимняя школа в городе Красноярске. Наши ученики приняли участие в семинарах, проведенных  учеными, посвященных применению языков программирования и графических пакетов: Жубартович М.А. «C #» , Бродт И.В. «Web» , Левштанов Л.М. «Flash», Конторин В.А. «Photoshop»,   Конторин В.А. «3D Max».

Направлениями проектной деятельности были следующие темы: «Решение кубических уравнений», «Объемные изображения», «Дизайн таблицы Менделеева», «Кроссворд», «Калькулятор», фирменные бэйджи. Разработка проходила в разноуровневых и разновозрастных группах, что способствовало развитию коммуникативных навыков, социализации и преемственности. Найденов А. руководил группой детей в проекте по созданию кроссворда, Пережогин Н. программировал лабиринт. Яковлев А. снимал рекламный ролик.

В дальнейшем мы предполагаем , что учащиеся, прошедшие зимнюю школу сами станут руководителями проектов на базе нашей гимназии.

В рамках Красноярского Экономического форума, который пройдет 14-16 февраля 2013 года, организованного Ассоциацией инновационных регионов России мы предполагаем участие наших гимназистов в конкурсе детского рисунка «Общество будущего глазами детей». Обязательным условием конкурса должно быть создание работ с использованием современных технологий: компьютера, планшета, специальных программ.

Важно уже сейчас продвигать идеи инновационных технологий среди детей и подростков – тех, кто через пару лет станет тем самым «Smart обществом». Творческие группы, созданные на базе Гимназии состоят из выпускников специализированных классов предыдущих лет и разновозрастных учащихся гимназии 4-10 классов.

Таким образом, необходимыми для успешного формирования сферы проектной деятельности, на наш взгляд, являются принципы:

– преемственность;

– посильность;

– рефлексия;

– идентификация смыслового поля;

– заинтересованность всех участников;

– практическая приближенность;

– повышение квалификации всех участников.

Создаваемая нами информационная образовательная среда, как нам представляется, является эффективным механизмом для формирования у учащихся представления об организации профессиональной деятельности в области ИК технологий, демонстрации последовательности овладения основ профессионального мастерства через совместную деятельность и создание программных продуктов и цифрового видеоконтента.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела