Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Елена Федоровна Бехтенова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории НГПУ

Все статьи автора(5) Капитолина Емельяновна Зверева,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории НГПУ

Все статьи автора(3) Ольга Михайловна Хлытина,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры отечественной истории НГПУ

Исследовательский проект как модель исторического познания (из опыта работы новосибирского НОУ «Сибирь»)

Опубликовано: Зверева, К. Е. Исследовательский проект как модель учебного исторического познания: (из опыта работы новосибирского НОУ «Сибирь») / К. Е. Зверева, О. М. Хлытина, Е. Ф. Бехтенова // Сибиряки: региональное сообщество в историческом и образовательном пространстве: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Н. Родигина. – Новосибирск: НГПУ, 2009. – С. 189–195.

Принятие решений в бесконечных ситуациях выбора – неотъемлемая часть жизни каждого человека в современном открытом и стремительно изменяющемся мире. Как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни условием «правильного» и оптимального выбора выступает самостоятельное исследование человеком сложившейся ситуации. В связи с этим в современной педагогической науке и школьной практике значительное место отводится исследовательским и проектным методам обучения, ориентированным на актуализацию исследовательской позиции и развитие исследовательских способностей учеников.

Несмотря на значительный интерес учителей к активным методам обучения, границы и смысл ключевых понятий «учебный проект», «ученическое исследование», «исследовательский учебный проект» в современной педагогике и психологии являются предметом дискуссий. По мнению одних исследователей, эти термины могут употребляться как синонимы, по мнению других, их важно дифференцировать. В частности, в работах психолога А. И. Савенкова[1] показано, что проектирование и исследование – изначально и принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. По его мнению, проектирование всегда ориентировано на решение актуальной практической задачи и предполагает последовательное выполнение человеком серии заранее и четко определенных, алгоритмизированных шагов, обеспечивающих гарантированное достижение намеченного результата, а исследование предполагает свободный творческий поиск истины, границы, глубина и, следовательно, результаты которого не могут быть предопределены заранее. Вместе с тем, вслед за Б. Хендерсоном автор предлагает различать «свободное исследование», базирующееся на любознательности и бескорыстном поиске истины, и «проблемное исследование», направленное на решение определенной проблемы, на проверку гипотезы, заключающей в себе прогнозируемый результат.

Представляется, что процесс выполнения школьниками учебных исследовательских проектов и есть один из вариантов проблемного исследования. В зависимости от степени внешней регламентации деятельности школьников при выполнении учебного исследовательского проекта можно вести речь о доминировании его проектной или исследовательской составляющей.

Исследовательские учебные проекты могут быть реализованы как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности по предмету – в процессе подготовки исследовательских работ к научно-практическим конференциям школьников. В исследовательских проектах, выполняемых школьниками на уроках, как правило, доминирует проектная составляющая: оптимизация познавательной деятельности школьников в условиях ограниченности временных рамок урока достигается за счет значительной регламентации и алгоритмизации действий школьников со стороны учителя. Вместе с тем, такие исследовательские мини-проекты обладают мощным педагогическим потенциалом: ученики не только самостоятельно «добывают» новые для себя знания о прошлом, но и овладевают способами и приемами исследовательской деятельности (умение видеть проблемы и вырабатывать гипотезы, применять методы научного исследования, оформлять и предъявлять результат исследования другим ребятам).

Например, в нашем опыте работы с учениками профильных гуманитарных классов гимназии № 7 «Сибирская» на уроках истории в 10-11 классах были реализованы такие мини-проекты, как «Главные события истории России» (на основе опроса представителей разных поколений), «Личность и деятельность Петра I в оценках авторов моего учебника» (на основе контент-анализа авторского текста параграфов), «События октября 1917 г. в отражении современных СМИ» (по материалам газет, теле- и радиопрограмм от 7 ноября 2008 г.), «9 мая – день, который помнят все» (по воспоминаниям очевидцев), «Как моя семья распорядилась ваучерами?» и др.

В отличие от работы над мини-проектами, процесс выполнения исследовательских работ к научно-практическим конференциям характеризует меньшая регламентация и алгоритмизация деятельности школьников. Именно эти исследовательские проекты, выполняемые в течение года или двух-трех лет одним из учащихся, либо группой школьников по выбранной тематике, и есть объект нашего внимания.

Более 20 лет в нашем городе под эгидой Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» совместно с главным управлением образования Мэрии Новосибирска реализуется программа «Организация научных исследований школьников». Идея создать в масштабах города Научное общество учащихся (НОУ) «Сибирь», привлечь для этого преподавателей и научных работников новосибирских вузов, творчески работающих учителей возникла в середине 1990-х гг. у сотрудников Новосибирского городского центра творчества учащихся «Юниор» (в настоящее время это – Дворец творчества детей и учащейся молодежи). Она была поддержана управлением образования и комитетом по делам молодежи Мэрии Новосибирска, комитетом по делам молодежи Администрации Новосибирской обл., а затем и департаментом образования областной администрации. Цель – приобщить школьников к научному исследованию в широком смысле этого слова, познакомить их с методами и лабораторией научного труда, дать возможность почувствовать вкус такого рода деятельности. И, конечно, выявить талантливых старшеклассников, способных учиться в вузах.

Для реализации такой программы в городе к тому времени уже существовала хорошая основа в виде сети разнообразных кружков – археологических, этнографических, краеведческих и иных, ежегодно проводились научно-практические конференции археологов, в которых участвовали и школьники[2].

Формой презентации результатов программы по организации исследовательской деятельности школьников стали разноуровневые научно-практические конференции (школа – район – город, регион). Несколько позднее возникла еще одна форма – публикация лучших исследовательских работ в специальных сборниках, помещение их на электронных сайтах учебных заведений. Было разработано положение о научно-практической конференции школьников как об органическом завершении определенного этапа научной работы, с практическим выходом или результатом, часто даже промежуточным. Учредителями научно-практических конференций районного и городского уровней стали соответствующие органы управления образованием.

В качестве способов «запуска» программы организации научных исследований школьников можно отметить проведение на первых этапах преподавателями новосибирских вузов[3] два-три раза в учебный год консультаций для учителей истории города и учащихся – «сессий», как их называли организаторы. Большое значение для разворачивания исследовательских проектов по истории имело написание методических рекомендаций. Первое методическое пособие (автор-составитель – доктор исторических наук, профессор НГПУ В. А. Зверев)[4] разошлось мгновенно. По отзывам учителей, координаторов исследовательских проектов учащихся, особую значимость в нем имели разделы «Как оформить научное сочинение» и «Советы конкурсантам». Они в доступной для учащихся форме отвечали на такие вопросы: как выбрать тему для исследования, какой может быть структура исследовательского сочинения, каковы особенности каждой части работы, что такое историографический и источниковедческий анализ, зачем привлекать источники различного вида и типа, какова роль «Заключения» в тексте, каковы особенности устной презентации проекта и др. Здесь же был помещен примерный перечень тем для школьных исследовательских проектов, опубликованы три исследовательских сочинения школьников 10-х и 7-х классов[5]. Второе пособие вышло в виде информационно-методического бюллетеня «Грани творчества». Раздел, касающийся работ по истории, также написан В. А. Зверевым[6]. Совсем недавно, летом 2008 г., была издана книга для школьников по истории Сибири «Сибирскiй трактъ», содержащая обширную статью В. А. Зверева, в которой автор рассказывает о школьных музеях и вновь привлекает внимание ребят и педагогов к тайнам научного исторического исследования[7].

Интерес к выполнению исследовательских проектов по истории поддерживался также путем публичных чтений (конференций), которые проходили как внутри школ, так и в районах города. Руководителями секций на таких чтениях часто опять же были преподаватели педагогического университета. Если говорить об историках, то в такой роли выступали многие преподаватели кафедры отечественной истории НГПУ: В. А. Зверев, Н. Н. Родигина, О. Н. Сидорчук, Л. В. Котович, В. И. Баяндин, Н. А. Давыденко, Т. А. Черемисина, Ю. Г. Лончаков, В. А. Лозовик, В. А. Прошин, в последние годы также Е. К. Лейбова, М. А. Фатеенко и др. Для учителей, аттестовавшихся на высшую квалификационную категорию, руководство научно-исследовательским проектом (в роли координатора проекта или научного руководителя) постепенно становилось обязательным и престижным, а получение призового места на конференции любого уровня стало одним из показателей эффективности педагогической деятельности.

Для оценивания результативности исследовательских проектов методическими объединениями учителей различных районов города были разработаны критерии, основания для которых заданы инициативной группой преподавателей педуниверситета во главе с профессором В. А. Зверевым. В число критериев вошли: степень новизны проблемы, осмысленность постановки цели и задач исследования, характер источниковедческой базы и глубина работы с источниками, свободное владение информацией, способность заинтересовать проблемой аудиторию и др.[8] Данные показатели позволяли увидеть, какие исторические знания приобретены школьником в ходе работы над исследовательским проектом, выявить степень освоения предметных умений, умений проектной (в данном случае исследовательской) деятельности, оценить приобретение навыков создания «продукта» проекта и его презентации.

Появление в последние годы научно-практической конференции школьников «Эврика» на уровне Сибирского федерального округа (в 2006 г. опубликован сборник лучших докладов первой конференции[9], в 2008 г. прошла уже третья) является показателем того, что замысел привлечения школьников к исследовательской деятельности в Новосибирске реализовывался успешно. Благодаря этому стало возможным и даже необходимым вовлечь в эту работу школьников других городов и сел области.

Справедливости ради стоит заметить, что ребята из сельских школ и раньше участвовали в итоговой городской научно-практической конференции и даже иногда занимали призовые места, но это были единичные случаи, которые воспринимались как исключения. Особенно хочется отметить успехи учащихся Елбанской школы Маслянинского района (координатор – заслуженный учитель России Т. Ю. Нерода). Члены краеведческого клуба «Малая родина», созданного здесь, неоднократно занимали призовые места и на конференциях НОУ «Сибирь», и в Москве – на конкурсах Движения «Отечество», на Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников. Фрагменты их исследований неоднократно публиковались[10].

Авторы данной публикации в течение ряда лет были непосредственными участниками этого вида деятельности: руководителями научных исследований школьников, членами жюри школьных, районных и городских конференций[11]. Это позволяет нам высказать некоторые суждения по поводу эффективности проектной (исследовательской) деятельности старшеклассников.

Реальная тематика исследовательских проектов школьников по истории России в последние годы была достаточно разнообразной. Можно выделить несколько проявившихся тематических направлений (в скобках приводятся данные о некоторых работах, представленных на конференциях 2002–2008 гг.).

1. Источниковедческое направление (Е. Верткова, Городской педагогический лицей, рук. Н. Ю. Ткаченко – «Место изучения легенд в истории: к постановке проблемы»; К. Сергеева, гимназия № 3 Новосибирска, рук. Т. Г. Рубинштейн, Е. В. Козочкина – «Беседы со старожилами – источник для историко-экологического исследования (на примере деревень Колтырак и Журавлево)»; А. Бойков, гимназия № 12, рук. А. М. Абрамкин – «Спорные моменты описания Невской битвы в “Житии Александра Невского”»; В. Дарий, школа № 17, рук. Т. И. Лисиенко – «Воспоминания участников партизанского движения в Сибири как исторический источник»; Е. Кузнецова, МОУ СОШ с. Новоспасск, Барабинского района Новосибирской обл., рук. А. А. Кузнецова – «Фотографии семейного альбома как отражение истории страны»; А. Курочка, школа № 11 Абакана, рук. Е. Г. Попова – «Мифы о Сталине»).

2. Методологическое направление (Е. Кузин, школа № 9 Новосибирска, рук. Л. В. Иваненко – «Метод поколений Х. Ортеги-и-Гассета (на примере анализа некоторых вопросов истории России XIX в.)»; А. Подколзина, школа № 1 Краснообска Новосибирской обл., рук. Л. В. Десяк – «Научная гипотеза в школьном учебнике по феодальной истории России»).

3. Конкретно-историческое направление, опирающееся на общероссийскую тематику и включающее темы по истории социальной, экономической и политической, истории культуры, истории ментальности, истории повседневности, микроистории, биографической истории, истории детства и др. (К. Карпинская, СОШ № 136 Новосибирска, рук. Г. С. Сиротина – «Немцы Поволжья: трагедия страны, трагедия человека»; М. Кузьменко, лицей № 22, рук. Т. Г. Царева – «Рабочий вопрос в Новониколаевске до революции 1917 г.»).

В последние годы появилась тематика, связанная с изучением так называемой «второй реальности» – преломления исторических событий и явлений повседневной жизни в сознании личности, социальной группы (Д. Ватник, лицей № 130 Новосибирска, рук. Т. И. Лысенко, Г. В. Любимова – «Образ Ермака в народной исторической памяти и искусстве»; Т. Корчевская, лицей № 200, рук. В. В. Воронцова – «Образ советской женщины на страницах журналов “Работница” и “Крестьянка” (1964–1980 гг.)»; М. Болтик, школа № 94, рук. В. В. Шадрина – «Возвращение памяти: эпоха сталинских репрессий глазами современного школьника»; Е. Рецлав, гимназия № 5, рук. Н. Н. Кудряшова – «Великая Отечественная война в исторической памяти жителей Советского района Новосибирска»).

4. Направление специальных и вспомогательных исторических дисциплин (Е. Кикош, К. Сапожникова, школа № 12, рук. Е. Ф. Фурсова – «Традиции имянаречения на территории Новосибирской обл. в XVII–XIX вв.»; А. Насадюк, гимназия № 11, рук. О. Н. Андрейченко – «Территориальная геральдика Новосибирской обл.»; А. Бажанова, школа № 136, рук. В. В. Сорокина – «Топонимика и этимология географических названий в Новосибирске и Новосибирской обл.»; К. Смирнова, МОУ Квашинская ООШ Барабинского района Новосибирской обл., рук. Е. М. Белоусова – «Тюркские топонимы на карте Барабинского района»).

4. Направление, связанное с содержанием школьных курсов истории (О. Черная, лицей № 22, рук. Т. Г. Царева – «Образ Отечества в школьных учебниках»; Е. Болдакова, школа «Диалог», рук. С. В. Сопочкин – «Образ Второй мировой войны в советском, современном российском и американском учебниках»; К. Махмуд-Рабах, школа № 158, рук. И. И. Держалова – «Образ русской женщины на страницах школьных учебников»; В. Гладких, гимназия № 7 «Сибирская», рук. Л. Д. Тузикова – «Сравнительная характеристика описаний события 14 декабря 1825 г. в школьных учебниках разных лет»).

Оформляются результаты исследований чаще всего в письменной форме (научный доклад или сообщение), в последние годы часто разрабатывается электронная (мультимедийная) презентация.

Организационные особенности проектной деятельности исследовательского типа связаны, в первую очередь, с осознанием ее участниками логики процесса научного исторического познания, значимости каждого этапа исследования: выбора темы работы, подбора источников информации (в том числе первоисточников), выбора методов работы с источниками, написания самой исследовательской работы, ее оформления и презентации. Автор должен ясно представлять структуру текста исследовательской работы: введение, основная часть (она может быть разделена на главы, разделы) и заключение. Во вводной части кратко объясняется замысел работы: почему эта тема кажется автору важной и интересной, имеется ли по ней исследовательская литература и каковы ее особенности, какие задачи ставит перед собой автор (на какие вопросы он хочет найти ответ), какими источниками он пользовался и почему именно ими, какие подходы и методы применил для поиска ответа на поставленные вопросы. В основной части описывается «ход» мысли автора, «бившейся» в поисках ответов, представляются выявленные исторические факты, теоретически осмысливаются и объясняются. В заключение формулируются ответы на поставленные во введении вопросы, подводятся обобщенные итоги исследования. Желательно выделение здесь также вопросов, нуждающихся в дальнейшем изучении.

Наиболее удачными с точки зрения осознанности всех этапов исследовательской деятельности, по нашему мнению, являются историко-краеведческие проекты, выполненные на материалах региональной или локальной истории. В своей совокупности они представляют 5-е тематическое направление в работе новосибирских научно-практических конференций школьников. По содержанию их можно сгруппировать следующим образом.

А. Проекты-реконструкции, характеризующие историю конкретного локального объекта в Новосибирске, в том числе и культурного (улица, школа, театр, МЖК, метрополитен, эвакогоспитали, библиотеки, соборы, научные объединения и пр.). Примеров такого рода проектов можно привести множество, назовем лишь некоторые: А. Богданова, А. Смолякова, школа № 132, рук. Л. Д. Яковлева – «Новониколаевское реальное училище как модель образовательного учреждения (по материалам Е. Е. Ранга)»; А. Моравская, гимназия № 1, рук. Т. Л. Палкина – «О чем молчат старые стены? История Покровского храма»; Т. Сниткина, школа № 34, рук. В. А. Лелека – «Клуб “Под интегралом”. Академгородок, 1963–1968 гг.»; С. Самошкин, школа № 47, рук. Н. И. Буянова – «История возникновения микрорайона “Расточка”».

Б. Проекты-реконструкции, выполненные на материалах истории конкретной семьи, рода (Д. Ермоленко, школа № 136, рук. Г. С. Сиротина – «Судьба человека в судьбе страны в переломный момент истории (по материалам семейного архива»); К. Четверикова, Экономический лицей, рук. С. А. Безлюдная – «Прошлое России в истории моей семьи (депортация российских немцев на примере семьи Янцен)»; А. Кухтерин, Аэрокосмический лицей им. Ю. В. Кондратюка, рук. В. В. Кочан – «Родословная семьи Кухтериных»; Е. Ситникова, школа № 98, рук. О. Н. Сидорчук – «В потомках наше имя отзовется»).

В. Проекты, рассматривающие преломление общероссийских событий и процессов в истории одного или нескольких объектов: селений, районов, промышленных предприятий (коллективизация в селе, Колыванский мятеж 1920 г. и др.). Они, как правило, направлены на анализ «продолжения события» общероссийского или мирового масштаба и выявление его специфики (Е. Быстревская, Экономический лицей, рук. С. А. Безлюдная – «Реализация планов аграрной политики П. А. Столыпина (на примере Сибирского региона)»; М. Остроушко, лицей № 9, рук. Ю. С. Литвинова – «Женский вопрос и его решение в 1920–1930-х гг. (по материалам Новосибирска)»; А. Дик, Городской педагогический лицей, рук. Е. А. Филимонова – «Эвакуация населения из Ленинграда в Новосибирск во время Великой Отечественной войны»).

Г. Проекты, реконструирующие политическую или творческую биографию земляка (А. Бородина, Городской педагогический лицей, рук. Н. Ю. Ткаченко – «Портрет сибирского краеведа: В. Д. Вегман»; А. Ваганова, Е. Коломникова, школа № 132, рук. Л. Д. Яковлева – «Г. А. Лосев: жизнь и судьба в контексте эпохи и истории Сибири»).

Д. Проекты, характеризующие историческое или культурное наследие, память о событиях отечественной или зарубежной истории, воплощенную в названиях городов региона и улиц, в памятных местах и мемориальных досках родного города. Например: И. Борисова, С. Придачина и др., Елбанская школа Маслянинского района, рук. Т. Ю. Нерода – «История сибирского крестьянства голосом частушки»; М. Огнева, Маслянинская СОШ № 3, рук. Т. В. Штальбаум – «Улицы расскажут нам...»; Н. Швед, школа № 207, рук. О. В. Семьянова – «История страны и города в названии улиц»; Д. Марковская, гимназия № 2, рук. Е. К. Лейбова – «Отражение военных подвигов сибиряков в названиях улиц, скверов, архитектурных памятников Новосибирска».

Значительную помощь в подготовке и выполнении проектов по региональной истории способны оказать учебно-методические комплексы школьных курсов истории. В нашем регионе роль содержательной основы историко-краеведческих исследовательских проектов выполняет учебно-методический комплект «Сибирь: 400 лет в составе России», включающий учебные пособия для школьников 7–11 классов, хрестоматию, рабочую тетрадь, методическое пособие для учителя[12]. Разнообразные иллюстрации, задания, в том числе и исследовательского характера, предложенные авторами, помогают педагогам и ребятам определить ракурс рассмотрения темы. Обширный фактический и теоретический материал, содержащийся в текстах учебных пособий, документы, собранные в хрестоматии, стали информационной основой многих успешных исследовательских проектов старшеклассников.

Формирование источниковедческой базы исследования – наиболее сложная и важная составляющая исследовательского проекта. При написании работ могут использоваться источники различного типа: архитектурная и поселенческая (градостроительная) среда, периодическая печать, воспоминания, делопроизводственные материалы, в том числе хранящиеся в архивах Новосибирска и области, этнографические, историко-бытовые коллекции предметов и фотографий, собранные в краеведческих и школьных музеях, материалы личных наблюдений.

В исследованиях последних двух-трех лет произошли явные качественные изменения. Опора на исторический источник стала нормой для ученических проектов. При написании работ стали использоваться не только традиционные источники различного типа, большую значимость авторы и координаторы проектов начали придавать материалам устной истории: мифам и семейным легендам, фольклору, рассказам и мнениям. Часто источниковедческая база создается автором за счет опроса респондентов по составленным им самим анкетам, что позволяет выявить «образ» того или иного исторического объекта, существующий в сознании современников, их отношение к тому или иному историческому процессу или явлению, либо реконструировать творческий портрет личности. Работа с источниками не только обеспечивает молодым исследователям формирование собственно исторических умений, но и позволяет выходить на уровень диалога при презентации проектов, оценить степень достоверности той или иной версии своего коллеги, в какой-то степени подводит к возможности «оценивания» репрезентативности выводов различных историков.

Призеры конференций НОУ «Сибирь» демонстрируют весь комплекс умений, необходимых для проектной деятельности исследовательского типа. Это хорошо было видно во время презентации проектов на городских и региональных конференциях последних лет. По отзывам учителей, подобный вид деятельности школьников «активизирует их общение во внешнем социуме»[13].

К положительным результатам можно также отнести возросшую мотивацию школьников и учителей к исследовательской деятельности. Учителя истории, активно выступающие в роли координаторов проектов, успешно обобщают свой опыт в этом направлении, выступая на научно-практических конференциях и круглых столах, посвященных проблемам современного образования. Можно уже говорить о существовании системы учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы в масштабах многих общеобразовательных учреждений (гимназии № 2, 3, 4, 7, 11, лицеи № 22, 113, 130, 200, Городской педагогический лицей, Экономический лицей, Аэрокосмический лицей, школы № 4, 98, 132, 195 и др.), всех городских районов, Новосибирска в целом.

Число участников научно-практических конференций различного уровня год от года быстро возрастает. Даже на районных конференциях количество представленных от школ исследовательских проектов перестало вмещаться в рамки одной секции, что привело, в конечном счете, к «отпочкованию» секций политологии, культурологии, обществознания, исторического краеведения, этнографии и религиоведения, специальных исторических дисциплин, а также к дроблению собственно исторических секций по хронологическому или тематическому принципу (история России XX в., всеобщая история, история семьи, история Сибири, история Новосибирска и пр.), к презентации части работ не в форме устных докладов, а в виде стендовых сообщений.

Наблюдения за судьбами участников и победителей убеждают, что многие из них достаточно легко адаптируются к условиям обучения в вузах, продолжают заниматься научными исследованиями (не обязательно по прежнему профилю), учатся хорошо по всем предметам (А. Бобров, А. Бирюков, С. Баранова, Е. Конева, В. Иванов и др.). По окончании вуза некоторые ребята становятся аспирантами. Так, Е. И. Косякова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Городская повседневность Новониколаевска – Новосибирска в конце 1919 – середине 1941 г.», затем опубликовала научно-популярную книгу и монографию по теме диссертации. Начало работе было положено еще во время обучения в Городском педагогическом лицее выполнением учебного исследовательского проекта «Пригородная деревня Усть-Инская: страницы истории». Е. К. Лейбова в своей диссертации обосновала методику эффективного использования устных исторических источников в учебном историческом познании, а работать с этим типом источников начала, еще будучи ученицей педагогического лицея. Нынешняя аспирантка кафедры отечественной истории НГПУ Е. В. Конева свой первый опыт исследовательской деятельности по истории приобрела при выполнении проектов, являясь членом краеведческого клуба «Малая родина» Елбанской школы Маслянинского района, занимая неоднократно призовые места на конференциях различного уровня. 

Подводя итог, подчеркнем, что исследовательские учебные проекты обладают мощным педагогическим потенциалом, который определяется, на наш взгляд, следующими факторами: высокой степенью мотивации учащихся к самостоятельному получению результата; личной значимостью результата, обусловленной как интересом к самой теме, так и осознанием ее «научной новизны», ощущением собственной успешности, получением положительных эмоций при работе над темой; возможностью сверять свои результаты и собственные успехи с работой «коллег», что усиливает механизмы самообразования и самовоспитания.

Выполнение исследовательских проектов обеспечивает формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности, а зачастую и исследовательского типа мышления. Происходит освоение ряда специальных умений работы с исторической информацией (анализ и сопоставление различных точек зрения историков, выявление оснований для исторических «разночтений» и др.) и историческими источниками различного типа. У исследователей-учащихся формируется более осознанный подход к выбору профессии и мировоззренческих ценностей, жизненных установок.

 


[1]  Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. С. 22–32.

[2] См.: Бородовская Е. Л. Традиции детских археологических кружков Западной Сибири (1920–1990-е гг.) // Археология вчера, сегодня, завтра. Новосибирск, 1995. С. 172–185; Троицкая Т. Н. Археология в домах детского и юношеского творчества г. Новосибирска // Историческое образование в школе и вузе в условиях его диверсификации: (Региональный компонент: теория и практика). Новосибирск, 2000. С. 158–161.

[3] Новосибирские педагогический и технический университеты, академия экономики и управления, государственный университет, медицинский институт (позднее присоединились два научных института СО РАН – систематики и экологии животных, цитологии и генетики, а некоторые вузы отошли от данной работы).

[4] См.: Научные сочинения школьников по истории: (Материалы по итогам XV Науч.-практ. конф. НОУ «Сибирь») / Авт.-сост. В. А. Зверев. Новосибирск, 1997.

[5] См.: Голомаздина И. Старейшая школа Сибири // Научные сочинения школьников по истории. С. 9–15; Федотова Е. Духи дома в культуре народов мира // Там же. С. 16–19; Дзюбенко Т. Усадьба сибирского крестьянина: Маслянинский район Новосибирской обл. // Там же. С. 20–24.

[6] См.: Зверев В. А. Секция истории [научно-практической конференции НОУ «Сибирь»] // Грани творчества: Инф.-метод. бюл. / Авт.-сост. И. Ю. Каменская, И. Н. Зыкова. Новосибирск, 2004. С. 18–20.

[7] См.: Зверев В. А. «Сперва аз да буки, а потом и науки»: О школьных музеях и научно-исследовательской работе старшеклассников по истории // Сибирскiй трактъ: Книга для школьников об истории Сибири. Новосибирск, 2008. С. 6–16.

[8] См.: Грани творчества. С. 10–11, 20.

[9] См.: Эврика: Сборник докладов лауреатов «Золотой лиги» Первой Регион. науч.-практ. конф. Сибирского федерального окр. Новосибирск, 2006. Учредителем конференции является департамент образования Администрации Новосибирской обл., организаторами – Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» и НГПУ.

[10] См. работы Е. Коневой, А. Басалаева, А. Киприяновой, С. Придачиной, Т. Жоговой, И. Борисовой, Е. Каширской, А. Сидоренко, Ю. Кащеевой, О. Бекжановой, Р. Облецова в книгах: «Есть родина твоя…»: Материалы Междунар. науч. конф. «Сибирь на этапе становления индустриального общества в России (XIX – начало XX в.)»: Секция «Молодые историки – сибиреведы и краеведы». Новосибирск, 2002; Отчий мир: Литературно-краеведческое творчество школьников Новосибирской обл. Новосибирск, 2003. Вып. 2; Сборник краеведческих работ музеев и образовательных учреждений Новосибирской обл. Новосибирск, 2003; Человек в истории: Россия – XX в.: Сборник работ победителей Всерос. конкурса. М., 2003–2004; и др.

[11] В настоящее время регулярно проходят научно-практические конференции во всех районах города, в общегородском масштабе в апреле 2008 г. прошла уже XXVII конференция.

[12] См.: Зверев В. А., Зуев А. С., Кузнецова Ф. С. История Сибири. Ч. 2: Сибирь в составе Российской империи: Учеб. пособие для 8 кл. [2-е изд., стереотип.] Новосибирск, 2001; Зверев В. А., Кузнецова Ф. С. Хрестоматия по истории Сибири: Учеб. пособие для общеобр. учреждений. Новосибирск, 2003. Ч. 1: XVII – начало ХХ в.; Зуев А. С. Сибирь: вехи истории (XVI–XIX вв.): Учеб. пособие для старших классов общеобр. учреждений. Новосибирск, 1999; Исупов В. А., Кузнецов И. С. История Сибири: Ч. 3: Сибирь: ХХ в.: Учеб. пособие для 9 кл. Новосибирск, 2001; Кузнецов И. С., Исупов В. А. Хрестоматия по истории Сибири: Учеб. пособие для общеобр. учреждений. Новосибирск, 2006. Ч. 2: ХХ в.; Кузнецова Ф. С. История Сибири: Дидакт. материалы: Учеб.-метод. пособие для 5–9 кл. общеобр. учреждений. Новосибирск, 2003; Кузнецова Ф. С. История Сибири: Ч. 1: Присоединение к России: Рабочая тетрадь для 7 кл. Новосибирск, 2000; Кузнецова Ф. С. История Сибири: Ч. 1: Присоединение к России: Учеб. пособие для 7 кл. [2-е изд., стереотип.] Новосибирск, 2002.

[13] Царева Т. Г. Из опыта изучения региональной истории в школе // Историческое образование в школе и вузе... С. 173.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 77)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела