Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

Сибирская «малютка»

В истории Северного флота существовала не одна, а три подводные лодки с именем Новосибирска на борту.

Комсомол плюс флот СССР

Тридцатые предвоенные годы вошли в историю как годы небывалого развития физкультуры, спорта, оборонно-массовой работы. Мальчишки буквально бредили небом и бескрайними морскими просторами. И хотя в Сибири не было выхода к морям и океанам, активная «военно-морская работа» проводилась и здесь. Нас выручали реки. Летом молодежь активно организовывала шлюпочные походы. Ничего не стоило, например, «рвануть» из Новосибирска в Карское море на парусно-весельном баркасе.

В Новосибирской области с 1932 по 1940 годы было организовано и проведено 63 краевых и областных шлюпочных походов, в которых участвовало до 520 человек, и 110 шлюпочных походов, в которых приняли участие команды из 33 городов и населенных пунктов области.

А в 1939 году VIII пленум ЦК ВЛКСМ принял решение установить шефство всего комсомола над созданием большого морского и океанского флотов СССР. Новосибирск оказался в числе городов, активно поставляющих лучших комсомольцев на Тихоокеанский флот. В 1939 году туда было направлено только нашим городом и областью 458 человек.

Единство фронта и тыла

1943 год. «Новосибирский комсомолец» отправляется на флот

В годы Великой Отечественной войны связь между сибиряками и моряками укрепилась еще больше. Трудящиеся шефствовали над боевыми кораблями и частями Военно-морского флота. Новосибирцы были шефами Северного флота. Нашими подопечными являлись: летчики-североморцы, 12-я Краснознаменная бригада морской пехоты и подводная лодка.

В рамках шефства предполагалось обмениваться делегациями и подарками. Так, 25 июня 1943 года Новосибирский обком комсомола направил на флот125 девушек-добровольцев. В том же году воины-североморцы и трудящиеся Новосибирской области обменялись своими делегациями трижды. К 26-й годовщине Великого Октября мы направили для подшефных частей Северного флота 16 вагонов с подарками, среди них — киножурнал «Сибирь во время Отечественной войны», десять гитар, десять балалаек, десять мандолин, три баяна и др.

В гости друг к другу ездили и творческие коллективы. На Северном флоте побывала концертная бригада новосибирского завода N 179. А перед самой победой в наш город приезжал ансамбль песни и пляски Северного флота. В программе были известные фронтовые песни «Плещут холодные волны», «Прощайте, скалистые горы», пляски, акробатические номера.

Но, пожалуй, одной из важных страниц в истории Великой Отечественной, весомым вкладом в усиление боевой мощи армии и флота стало участие трудящихся Сибири в сборе средств на строительство боевой техники и вооружения для Красной армии. Уже в первые дни войны комсомольцы начали собирать деньги на постройку эскадрильи самолетов.

В конце 1942 года по всей Сибири развернулся сбор средств на строительство кораблей для Военно-морского флота.

К 14 мая 1943 года комсомольцы и молодежь Новосибирской области собрали 6 миллионов 653 тысячи 367 рублей. На следующий день бюро Новосибирского обкома ВЛКСМ рассмотрело вопрос постройки подводной лодки и звена истребителей и передачи их морякам-североморцам. Бюро приняло решение просить наркома ВМФ Кузнецова приобрести на собранные средства подводную лодку и присвоить ей имя «Новосибирский комсомолец». Нарком с этой идеей согласился. И 18 июня 1943 года строящейся для Северного флота подводной лодке типа «М» XII серии приказом наркома было присвоено наименование «Новосибирский комсомолец».

Закладка подводной лодки М-107 состоялась еще до войны – 30 октября 1940 года в городе Горький на заводе «Красное Сормово». Подобные лодки проектировались ЦНИИ военного кораблестроения (главный конструктор Сердюк). В 1935–1941 годах лодки усовершенствовали, они стали значительно надежнее, но сохранили слабое вооружение и малую глубину погружения. Ласково их называли «малютки».

Спуск на воду нашей сибирской «малютки» произошел 14 апреля 1941 года (в разных изданиях даты не совпадают). С началом Великой Отечественной войны строительство было законсервировано. В октябре 1942 года ее отправили по железной дороге в Мурманск и дальше доставили для достройки в Молотовск. Строительство лодки было продолжено благодаря средствам, собранным по инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ трудящимися города и области. 24 июня 1943 года на субмарине был поднят военно-морской флаг, и приказом народного комиссара ВМФ М-107 была включена в списки Северного флота. Лодка базировалась в городе Полярном в Екатерининской гавани.

«Счастливого плавания и скорых побед!»

10 августа 1943 года состоялась торжественная передача подводной лодки «Новосибирский комсомолец» морякам-североморцам. На флот из нашего города была направлена делегация комсомольцев в составе Гончарова, Никитина и Протопопова. Вот как описал это событие корреспондент газеты «Правда»:

– Новая подводная лодка, на рубке которой надпись «Новосибирский комсомолец», стояла у пирса, украшенная гирляндами флагов расцвечивания. На борту выстроилась команда.

На торжество поднятия флага прибыли командующий флотом, делегация комсомольцев Новосибирской области, командиры и краснофлотцы подводных лодок. По команде – «На флаг! Смирно! Флаг поднять!» в торжественной тишине над лодкой взвился военно-морской флаг.

Перед строем краснофлотцев и командиров был зачитан приказ о вступлении в строй подводной лодки «Новосибирский комсомолец».

Представитель делегации комсомольцев Новосибирской области товарищ Гончаров сказал:

– Мы вручаем вам боевой корабль. В него вложены не только наши средства, но и наш труд, наша горячая любовь к Военно-морскому флоту. Мы призываем вас, товарищи моряки, еще крепче бить врага, чтобы приблизить день нашей победы. Счастливого вам плавания и скорых побед!

От имени экипажа лодки выступили капитан-лейтенант Кофанов и старшина 1-й статьи Арвачев.

«Если тебе комсомолец имя…»

В свой первый боевой поход М-107 отправилась 6 сентября 1943 года (по другим данным, 7 сентября) к берегам Норвегии. И сразу же открыла свой боевой счет. Лодка произвела торпедную атаку конвоя, состоящего из одного транспорта и двух тральщиков. Был потоплен германский сторожевой корабль, на борту которого погибло 29 фашистов. 12 сентября лодка вернулась в Полярное.

Вскоре в Новосибирск пришла телеграмма, подписанная капитаном 1-го ранга Колышкиным, в которой сообщалось, что подводная лодка открыла боевой счет, потопив фашистский транспорт водоизмещением 7 тысяч тонн.

Во второй боевой поход лодка ушла 6 октября в район Варангер-Фиорда, где, по данным разведки, наблюдалось оживленное движение фашистских кораблей. И снова удача – потоплен транспорт.

Третий поход – с 21 ноября по 29 ноября 1943 года был не совсем удачным: плохая видимость, сломался перископ. Так что пришлось возвращаться на базу ни с чем.

В четвертый и последний поход лодка ушла 2 апреля 1944 года и 9 апреля подводники с победой возвратились на базу.

Всего за год войны лодка «Новосибирский комсомолец» совершила четыре боевых похода (в общей сложности – 24 дня), трижды выходила в атаку, израсходовав шесть торпед, и потопила три транспорта противника.

В составе Северного флота подводная лодка М-107 «Новосибирский комсомолец» находилась до мая 1944 года, после чего совершила переход в Архангельск, откуда 14 мая была отправлена по внутренним водным системам и железной дороге в город Поти и 6 июня 1944 года вошла в состав Черноморского флота. К концу войны за боевые успехи экипаж лодки был награжден медалью «За оборону советского Заполярья».

В 1956 году экипаж лодки был расформирован, а она сама превратилась в объект для тренировок водолазов по работе с затонувшей подводной лодкой.

С именем Новосибирска на борту

Но в истории Северного флота существовала не одна, а три подводные лодки с именем Новосибирска на борту.

Вторая лодка «Новосибирский комсомолец» представляла уже третье поколение советских послевоенных дизельных подводных лодок. Наименование «Новосибирский комсомолец» ей было присвоено по инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ в мае 1984 года. Оно просуществовало до апреля 1992 года, когда не стало ни партии, ни комсомола… Позже по просьбе мэра Москвы Юрия Лужкова лодка была отремонтирована и установлена в качестве музея на набережной.

Эстафету «Новосибирских комсомольцев» продолжила подводная лодка «Новосибирск». Это почетное название ей присвоили в июле 1998 года после обращения тогдашнего мэра Новосибирска Виктора Толоконского к Главнокомандующему ВМФ РФ. С тех пор она стала нашей подшефной лодкой. Во время встречи с командованием было решено призывать для прохождения военной службы на лодке новосибирцев по два-три человека.

«Наша» подводная лодка считается одной из лучших в дивизии. Каждый год официальная делегация областной и городской администраций во главе с мэром Новосибирска Владимиром Городецким ездит в Полярное, чтобы встретиться с подшефными и раздать подарки.

Однажды в «Вечерку» пришло письмо от бывшего подводника Владимира Евдасина. Он предложил в недалеком будущем установить у набережной Оби подводную лодку, ныне носящую имя «Новосибирск», и создать там музей истории шефства горожан над Военно-морским флотом.

По его словам, командир бригады подводных лодок не возражал бы против передачи субмарины нашему городу, когда та отслужит свой срок.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела