Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Максим Александрович Иванютенко,
методист ДСОЛКД «Тимуровец» г. Новосибирска

Проектная деятельность в ДСОЛКД «Тимуровец» на примере проекта «Четыре комнаты»

Летом 2012 года в ДСОЛКД «Тимуровец» продолжена практика проектной педагогической деятельности. Программа ДСОЛКД «Тимуровец» основана на реализации нескольких тематических проектов в каждой смене по общей организации жизнедеятельности детей определенных возрастных групп. То есть в рамках одной смены реализуется несколько тематических проектов, предоставляющих возможность для реализации творческих, познавательных, коммуникативных и досуговых потребностей детей одной возрастной группы, использования соответствующих данному возрасту форм и методов работы, полнее раскрывающих потенциал проектной деятельности. Все проекты связаны общей программой лагеря и ориентированы на достижение сформулированной в программе цели. В то же время, каждый проект направлен на решение определенных педагогических задач, имеет свою структуру и сюжетную (тематическую) направленность.

Один из проектов – это проект «Четыре комнаты». Особенности данного проекта:

– проект реализуется в течение четырех смен;

– проект имеет единую сюжетную линию;

– проект имеет продолженное действие вне лагеря с использованием интернет-ресурсов;

– финал проекта на четвертой смене предусматривает участие в нем победителей предыдущих этапов.

В рамках проекта активно реализуется один из компонентов комплексной программы деятельности ДСОЛКД «Тимуровец» «Педагогика здоровья», затрагивающий аспект нравственности подростков. И он же является частью реализуемой в ДСОЛКД «Тимуровец» в летний период 2012 года программы «Время».

Постановка проблемы. Современный мир предоставляет множество соблазнов и сомнительных ценностей. Многие современные подростки не могут для себя определить что важнее: тратить бесценное время своей жизни на развлечения или на приобретение новых знаний? Стоит ли поступиться своими интересами ради друзей или важнее личная победа? На какие дела и поступки направить вектор своего времени? В связи с этим, важной сегодня является проблема привлечения внимания детей и подростков к проблеме выбора приоритетов при распределении времени в процессе личностного роста и развития.

В рамках летней программы педагогической деятельности «Время» подросткам предоставляется возможность ознакомиться с различными аспектами понятия времени, которые представляют собой ценность и легли в основу формирования направлений тематических сюжетов смен в программе деятельности летней кампании.

Проекты смены «Спектр времени детства» были посвящены организации детьми и подростками собственного досуга, выбору его различных форм, распределению приоритетов в организации собственного досуга.

Проекты смены «Радуга свершений» предоставили ребятам возможность раскрыть потенциал целенаправленного, социально одобряемого использования времени.

Проекты смены «Течение времени» раскрывали детям и подросткам ценность времени, способствующего их личностному росту, а также ценность времени как философской категории.

Проекты смены «Вехи истории» направлены на повышение познавательного интереса детей и подростков через ознакомление с основными эпохами истории Российского государства.

Каждый этап проекта «Четыре комнаты» разработан с учетом тематики общей летней программы и каждой смены, в частности.

Цель данного проекта – создание условий для осознания подростками ценности времени через участие в творческих и познавательных мероприятиях, основанных на командном взаимодействии.

Задачи:

1. Включение детей и подростков в жизнедеятельность, способствующую научению способам рационального, социально одобряемого использования и распределения времени.

2. Ознакомить с различными видами и формами досуговой деятельности и содействовать определению у детей приоритетов по организации собственного досуга.

3. Используя игровые и педагогические ситуации, способствовать формированию социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций в отношении со сверстниками.

4. Создание устойчивой мотивации к коллективному достижению цели.

5. Повысить уровень развития познавательных, творческих, коммуникативных, интеллектуальных способностей детей и подростков.

Возраст участников проекта: 13-16 лет.

Описание проекта

Предусматривается реализация проекта в течение всех четырех летних смен. Главные объекты каждой смены: Маги – хозяева Комнат. Каждый Маг, сопровождающий смену – это носитель той или иной нравственной ценности. Ребятам предлагается поучаствовать в испытаниях Магов. По окончании каждой смены самые активные участники получают сертификаты и ценные подарки за полностью пройденные испытания Магов по темам смен. В каждой смене выбирается 10 победителей с помощью рейтинга по итогам голосования. Таким образом, к концу четвертой смены выявится 42 финалиста, которые пройдут единственное испытание, определяющее лишь трех победителей. Они получат в награду ценные подарки.

Важной особенностью проекта являлась возможность продолжения участия в нем ребят после окончания той лагерной смены, на которой они отдыхали в ДСОЛКД «Тимуровец». Для включения детей, покинувших лагерь после окончания смены, в программы последующих смен была создана группа «Четыре комнаты» в социальной сети « В контакте». В группе ребята не только следили за развитием событий на последующих сменах, но и сами включались в игровую деятельность, получая через контакт задания и выполняя их. Некоторым из них представилась возможность войти в число финалистов и вновь приехать в лагерь на заключительное мероприятие.

Основная игровая идея

Давно-давно, еще до нашей эры, где-то в Древнем мире ходил миф и множество легенд о неких существующих четырех комнатах, управляемых четырьмя Магами: Осладом (Маг веселья), Влоттиром (Маг Дружбы), Кроносом (Маг времени), Тотом (Маг Мудрости и знаний), которые обладали невероятной способностью – менять людей в лучшую сторону. Считалось, что человек, пройдя испытания всех четыре комнат, становился настолько мудрым, сильным, умным, уверенным в себе, что дальнейшая его жизнь становилась необыкновенно счастливой и легкой. Ходила и такая легенда: даже если человек посетит одну комнату и пройдет ее испытания, он приобретает очень важное качество, помогающее ему в дальнейшем. Много людей пытались пройти через эти комнаты, но обычно возвращались ни с чем. Каждый хотел попробовать пройти испытания четырех Магов, чтобы стать счастливее, но все напрасно. Со временем люди окончательно потеряли надежду и прекратили посещать таинственные четыре комнаты. Маги разгневались и решили отправить послание в будущее с легендой о четырех комнатах. Участникам проекта предлагалось попробовать пройти испытания таинственных комнат и получить колоссальный опыт четырех Магов.

По окончании первого этапа проекта в рамках смены «Спектр времени детства» была создана группа «Четыре комнаты» в социальной сети «В контакте».

Идея проекта

Участники всех комнат, не вошедшие в финал проекта, получили уникальную возможность попасть в финал через интернет, а именно через участие в играх, выложенных в группе «В контакте», посвященной проекту. В группе велся новостной обзор происходящего в лагере на проекте. Ребятам предлагалось выполнить различные задания, которые выкладывались «В контакте» каждые 2-3 дня. Дети отвечали на вопросы, выполняли задания за пределами лагеря, тем самым «виртуально» участвуя в проекте. По итогам реализации проекта «В контакте» четыре самых активных участника группы, в числе первых правильно выполнившие задания, получают возможность попасть в финал.

Среди промежуточных результатов проекта следует отметить:

– достижение максимальной заинтересованности отрядов в участии в проектных и дружинных делах;

– приобретение детьми способности логически думать и работать в команде;

– сознание подростками нравственной ценности понятия «дружба»;

– увеличение интереса ребят к реализации проекта в лагере при помощи группы «Четыре комнаты» «В контакте»;

– увеличение вероятности повторного приезда ребят в результате общей заинтересованности форматом проекта «Четыре комнаты»;

– опосредованное решение педагогических задач вне лагеря за счет увеличения контингента участников проекта «Четыре комнаты» в сети интернет;

– увеличение познавательного интереса подростков в ходе реализации проекта.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела