Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Марина Владимировна Букреева,
руководитель высшей квалификационной категории МБОУ ДОД «Детский (подростковый) центр «Юность» Дома Детского творчества имени А. Гайдара

Елена Николаевна Федоренко,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МБОУ ДОД «Детский (подростковый) центр «Юность» Дома Детского творчества имени А. Гайдара

Социально-педагогический проект в сфере летнего отдыха, оздоровления, занятости молодежи «Наш дом – территория успеха»

В микрорайоне «Юбилейный» в Калининском районе города Новосибирска проживает более 800 молодых семей. Именно они – молодые родители, формируют новое поколение, и каким оно будет, зависит не только от экономического положения в стране, но и от социального благополучия, социального здоровья и культуры молодой семьи.

Летние каникулы – это удачный временной период для реализации семейного отдыха и поддержания семейных творческих инициатив. У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в иной обстановке: в процессе общения со сверстниками, во время коллективных игр. Это способствует лучшему взаимопониманию детей и родителей, сближению интересов. Но главная ценность в совместной деятельности возможность взрослых «доиграть» свое детство, а в игре стать равным ребенку. Такой подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются семейные проблемы и конфликты.

Социально – педагогический проект летнего семейного отдыха «НАШ ДОМ – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА» создан на базе ДДТ им. А. Гайдара, который можно рассматривать как отдельную форму организации деятельности детей и родителей в условиях дополнительного образования в летний период. В процессе реализации проекта предполагается решить задачи активного познавательного и эмоционально насыщенного досуга, а также социальной адаптации детей дошкольного возраста.

В ходе реализации проекта участникам предлагается сюжетно-ролевая игра «Дом, в котором я живу», в которой деятельность строится на сознательном сотрудничестве взрослых и детей. Подобный опыт способствует развитию навыков коллективного взаимодействия, самоуправления и самоорганизации, особенно для ребят не посещающих ДДУ.

Срок реализации проекта «НАШ ДОМ – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА» июнь-август 2012 г.

Цель проекта: создание условий для полноценного отдыха, укрепления здоровья, развития коммуникативных и творческих потребностей молодых семей (до 35 лет) в летний период, обучение родителей знаниям и умениям воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

– создание комфортной коммуникативной среды для молодых семей, способствующей обмену опытом и консультированию женщин по психолого-педагогическим проблемам;

– обучение их основам декоративно-прикладной, художественно-эстетической, социально-педагогической и физкультурно-оздоровительной деятельности с младшими дошкольниками;

– обучение технологиям обеспечения безопасного здоровьесберегающего активного воспитательно-образовательного досуга детей в возрасте от 3 до 7 лет;

– ознакомление родителей с возможностями и путями развития способностей ребенка-дошкольника.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Как известно, имеется серьезная проблема молодой семьи с ограниченным социальным и финансовым достатком, воспитывающей маленького ребенка, – невозможность предоставить полноценный отдых и оздоровление ребенку в летний период, в связи с отсутствием свободных денежных средств. Отсюда вытекают следующие проблемы: дефицит общения в семье, ограниченность в организации грамотного развивающего досуга, отсутствие системных знаний в области педагогики и психологии раннего детства. Проект «НАШ ДОМ – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА» призван смягчить эту проблему и помочь молодой семье грамотно организовать летний отдых своих детей.

СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ. Проект «НАШ ДОМ – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА» рассчитан на молодежь, молодые семьи, проживающие в микрорайоне «Юбилейный» Калининского района города Новосибирска.  Проект состоит из 6 блоков:

  • ЛЕСТНИЦА комфортного движения «ВЫШЕ РАДУГИ»;
  • КОМНАТА уютной красоты «ЧАРОДЕЙКА» (для мам);
  • КУХНЯ доступного волшебства «МАСТЕРА и МАСТЕРИЦЫ»;
  • ГОСТИНАЯ радостных встреч «СОСЕДИ»;
  • ДЕТСКАЯ любопытных историй «ЛАДОШКИ».

Стратегия достижения поставленных целей в проекте будет реализовываться через:

– организацию циклов занятий согласно основным блокам;

– создание условий для комфортного неформального общения молодых семей;

– популяризацию и пропаганду традиционных семейных ценностей;

– социально-педагогическую и социально-психологическую помощь молодым мамам;

– проведение праздников и массовых мероприятий для молодых семей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ». На первом этапе проводится рекламная и информационная акция для привлечения молодых семей к занятиям в доме детского творчества в летний период. Проводится анкетирование молодых мам для выяснения интереса к предложенной нами форме  организации их досуга, выявляются проблемы, на которые необходимо обратить внимание.

Творческая группа, состоящая из методиста, педагога-организатора, педагогов дополнительного образования, специалистов по работе с молодежью, составляет программу деятельности и подпрограммы по каждому творческому направлению.

На этом же этапе формируется материально-техническая база для реализации проекта.

II ЭТАП «ОСНОВНОЙ». На данном этапе планируется организация и проведение занятий, согласно программе, плана деятельности и  сетке занятий. На этом этапе участники проекта приобретают основные навыки по различным видам творческой деятельности: художественно-эстетической,  декоративно-прикладной, социально-педагогической, физкультурно-оздоровительной.

Молодые семьи определяют круг своих интересов, проявляют свои творческие способности, которые они смогут продемонстрировать на итоговом мероприятии проекта, где предусмотрена выставка их работ, творческие выступления. Руководители проекта совместно с педагогом-психологом проводят анкетирование и тестирование участниц проекта и составляют аналитическую справку о достигнутых результатах.

III ЭТАП «ИТОГОВЫЙ». На завершающем этапе проводится итоговое мероприятие, которое позволяет участникам проекта продемонстрировать полученные знания и умения, создав для них ситуацию успешности и удовлетворенности от предыдущей деятельности. На данном этапе осуществляется  также итоговое диагностирование участников в виде опроса (анкетирования), для выявления их отношения к проекту, удовлетворения их потребностей и ожиданий и т.д. На основании результатов диагностики осуществляется анализ эффективности и актуальности проекта, эффективности выбранных направлений и технологий, коррекция определенных частей проекта для возможного, более эффективного использования их в будущем.

КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Удовлетворение коммуникативных и творческих потребностей молодых семей в комфортной среде клубного объединения (по результатам анкетирования).

2. Приобретение участниками проекта умений и навыков декоративно-прикладной, художественно-эстетической, социально-педагогической и физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольниками (итоговое мероприятие).

3. Освоение участниками технологий обеспечения безопасного здоровьесберегающего активного воспитательно-образовательного досуга детей в возрасте от 3 до 7 лет (по результатам анкетирования).

4. Увеличение числа участников проекта в процессе его реализации и получение социального заказа на продолжение (по результатам анкетирования).

Оценка результатов. Эффективность проекта будет оцениваться путем анкетирования молодых семей (женщин и мужчин) как в ходе выполнения проекта, так и по его окончанию.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. В процессе реализации проекта мы предполагаем корректировку программы с учетом пожеланий и предложений участников проекта. Планируется выпуск ежеквартальных «Семейных вестников» с целью рекламирования и популяризации деятельности. Проект будет продолжен  в рамках единого образовательного процесса.

Приложение 1.

Приложение 2.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Проектная деятельность в ДСОЛКД «Тимуровец» на примере проекта «Четыре комнаты»
2. Проект лета 2012 «КЛУБ СОВ»
3. Социально-педагогический проект в сфере летнего отдыха, оздоровления, занятости молодежи «Наш дом – территория успеха»
4. Проект волонтерского клуба «Пятый элемент»