Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Все статьи автора(6) Юлия Владимировна Родионова,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №13» Центрального района г. Новосибирска

Анна Сергеевна Шамикаева,
психолог МБОУ «Гимназия № 13» г. Новосибирска

Развитие коммуникативной компетенции через развитие креативного мышления у детей младшего школьного возраста

В статье представлено исследование, в котором мы предполагаем, что развитие креативного мышления у детей младшего школьного возраста влияет на развитие у них коммуникативных компетенций и, таким образом, развивая креативное или творческое мышление, можно повышать уровень развития коммуникативных компетенций у учащихся.

В настоящее время главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей – ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в социуме.

Коммуникативная направленность процесса обучения является одним из основных направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы – это основные требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику. Мы считаем, что развитию данных уменийможет способствовать наличие у ребенка критичности, нестандартности мышления, способности придумывать новое, находить необычные способы решения задач, что по-другому можно назвать креативным мышлением или креативностью. Представленное исследование посвящено выявлению связи между уровнем развития креативного мышления и уровнем развития коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста.

В своем исследовании мы предполагаем, что развитие креативного мышления у детей младшего школьного возраста влияет на развитие у них коммуникативных компетенций и, таким образом, развивая креативное или творческое мышление, можно повышать уровень развития коммуникативных компетенций у учащихся.

С целью достижения желаемых результатов в данном направлении во внеурочное время проводятся групповые творческие занятия, организуемые по программе воспитания для детей младшего школьного возраста «Я. Ты. Мы. Вы. Они».

Прежде чем говорить о том, каким образом формировать у детей младшего школьного возраста коммуникативную компетенцию через развитие креативного мышления, необходимо проанализировать такие понятия как «компетенция» и «компетентность», и креативное мышление.

И.С. Сергеев и В.И. Блинов определяют компетентность как «… готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций» [9].

В свою очередь, компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации…готовность действовать в ситуации неопределенности»  [10].

Коммуникативная компетенция в свою очередь по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д.Не бывает, по определению, "коммуникативной компетенции вообще". В одной среде, по отношению к одной социальной группе человек может проявлять высокую коммуникативную компетенцию. В другой среде, по отношению к другой социальной группе это может быть не так.

Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов. Одни компоненты в одной ситуации могут повышать компетенцию конкретного человека, в другом отношении – понижать. В качестве примера можно привести такие компоненты как: владение той или иной лексикой, развитость устной речи (в том числе четкость, правильность), развитость письменной речи, умение соблюдать этику и этикет общения, знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться, умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации), неконфликтнность, уверенность в себе, владение навыками активного слушания, эмпатия, умение проникнуться интересами другого человека[1].

Понятие креативность – (лат.Creatio – создание, образ), в переводе с английского языка, означает творчество, т.е. в самом общем виде – это создание новых, оригинальных, более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью. По мнению Элиса ПолаТорранса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения[4].

Он выделяет четыре критерия креативности:

1) Беглость – количество идей, возникающих в единицу времени.

2) Оригинальность – способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых.

3) Гибкость – чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.

4) Разработанность – способность детально воплощать, развивать свою идею.

Выбранные Дж. Гилфордом и П. Торрансом критерии креативности (особенно оригинальность и беглость) большим числом авторов ставятся под сомнение. Отмечается, что показатели по тестам креативности не всегда совпадают с её проявлениями в жизни. Большинство учёных считают, что творческие люди по-особому смотрят на окружающий мир, по-своему воспринимают предметы и явления. В отличие от обычных людей креативный человек видит в объектах больше деталей, замечает необычные свойства, находит скрытые признаки, быстро схватывает существенное, интуитивно чувствует возможные изменения в предметах. Всё это даёт ему возможность проявлять творческий подход в познании действительности, во взаимодействии с окружающим миром, а также в общении с людьми.

По нашим наблюдениям, дети, отличающиеся высокой оригинальностью мышления,могут иметь трудности в общении со сверстниками из-за непониманияи столкновения различных взглядов на мир.В тоже время мы предполагаем, что такой параметр нестандартного мышления как гибкость, наоборот позволяет человеку быть успешным во взаимоотношениях с людьми за счет умения рассматривать поведение окружающих с различных сторон, подстраиваться, находить подход к разным типам личностей. Также, нестандартность мышления, включающая в себя оригинальность и разработанность, зачастую позволяет человеку быть критичным к особенностям личности и поведения людей, а беглость мышления помогает быть интересным в общении.Таким образом, в нашем исследовании мы выдвигаем следующие гипотезы:

  • Дети с высокой гибкостью мышления имеют высокий уровень общительности.
  • Дети с высокой гибкостью мышления являются более смелыми в общении.
  • Дети с высокой беглостью мышления имеют высокий уровень общительности.

Для проверки данных гипотез было проведено психологическое исследование. В нем участвовало 2 группы детей. Первую составили учащиеся 3 «Д» класса (17 человек), а вторую – учащиеся 3 «Г»класса (13 человек) МБОУ гимназии №13. Мы использовали методику Торранса для изучения креативности и тест Кеттелла для измерения двух параметров развития коммуникативных компетенций.

Уровень развития креативности измерялся с помощью методики Элиса Пола Торранса. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок». Задание «Закончи рисунок» является вторым субтестом фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5–6 лет) и до выпускных классов школы (17–18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Уровень развития критериев креативности измерялся как низкий, средний, высокий.

Для измерения уровня развития коммуникативных компетенций мы использовали Многофакторный личностный тест Кеттелла (детский вариант). Хотя данная методика не содержит специальных шкал, направленных для измерения уровня развития коммуникативной компетенции, мы выделили в качестве компонентовкоммуникативной компетенции следующие факторы:

А – общительность, где высокий уровень соответствует 6-8 баллам, характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общительного, веселого. Дети с высокими оценками по фактору А лучше приспособлены социально. Оценки А+ характерны для человека, который легко подвержен аффективным переживаниям, лабилен, отличается богатством и яркостью эмоциональных проявлений, откликается на происходящие события, имеет выразительную экспрессию. Для него характерны сильные колебания настроения.

Н – социальная смелость. Ребенок с высоким значением – 6-8 баллов – по фактору Н непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми. Оценки Н+ характерны для человека нечувствительного к угрозам, смелого, решительного, имеющего тягу к риску и острым ощущениям. Такой человек не теряется при столкновении с нестандартными ситуациями. Кроме этого, такая личность не испытывает трудности в общении, легко вступает в контакты, любит часто находиться на виду, не стесняется публичных выступлений.

Полученные результаты по обеим методикам мы подвергаем обработке с помощью непараметрического метода математической статистики U-критерия Манна-Уитни и коэффициента корреляции Спирмена и делаем выводы.

По результатам исследования невербальной креативности в 3 «Д» классе у двух ребят выявилась низкая беглость мышления, то есть низкая способность продуцировать новые идеи и ответы. У всех остальных в классе данный показатель высок. Очень низкий уровень гибкости мышления отмечается у одной девочки. Для таких ребят характерна некоторая инертность мышления, то есть тенденция «застревать» на определенной теме, мыслить в одном направлении, и имеется трудность рассмотрения какого-либо явления с разных сторон. У одного мальчика этот же показатель на среднем уровне.

Творческие способности, проявляющиеся в сочетании высокой оригинальности и разработанности идей, замечены у 8 детей: 3 мальчиков и 5 девочек.

Творческие способности в сочетании с высокой гибкостью и беглостью мышления говорят о невербальной креативности этих ребят, об их способностях находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. В связи с этим дети могут сталкиваться с такими проблемами как непонимание одноклассников, неинтересность стандартной школьной программы, отсутствие возможностей для проявления своих склонностей.

Классному руководителю рекомендуется обращать особое внимание на таких ребят, давать им дополнительные нестандартные задания повышенной сложности.

По результатам исследования невербальной креативности в 3 «Г» у 1 мальчика выявилась средняя беглость мышления, что означает низкую способность продуцировать новые идеи и ответы за заданный промежуток времени. У остальных ребят высокие результаты по данному показателю. У 1 ребенка также отмечается средняя гибкость мышления. Самый высокий показатель гибкости мышления у 7 учащихся. У этих ребят имеется способность рассматривать различные явления и ситуации с разных точек зрения, а также способность переходить от одного аспекта к другому. Оригинальность мышления выше среднего уровня наблюдается у двух девочек. У этих девочек оригинальность мышления сочетается с высокой степенью разработанности идей, что говорит об имеющихся творческих задатках. Самый высокий показатель разработанности в классе наблюдается у 3 человек. Эти дети умеют подробно проработать и реализовать задуманное, а также имеют к этому стремление. Часто это учащиеся с высокой успеваемостью, способные к изобретательской и конструктивной деятельности.

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования уровня креативности по тесту Торранса «Закончи рисунок» и параметров коммуникативной компетенции по тесту Кеттеллау учащихся 3 Д и 3 Г классов (возраст 9-10 лет).

Номер испытуемого

Критерии креативности

Компоненты коммуникативной компетенции

Беглость

Гибкость

Общительность

Социальная смелость

1

10

10

10

10

6

7

6

8

2

10

10

9

7

4

5

6

5

3

10

10

9

9

6

8

5

4

4

10

10

5

10

2

4

4

7

5

10

10

8

10

6

7

6

8

6

10

10

9

7

6

3

7

6

7

10

10

9

9

1

3

0

8

8

10

10

9

10

7

5

7

7

9

10

10

10

10

6

8

8

8

10

10

9

9

8

8

7

5

3

11

9

10

9

10

8

6

4

6

12

10

9

9

9

7

7

6

8

13

10

10

9

8

6

3

6

5

14

10

 

9

 

5

 

5

 

15

10

 

1

 

2

 

3

 

16

10

 

10

 

6

 

7

 

17

10

 

10

 

7

 

6

 

          
 

В результате обработки полученных результатов с помощью методов математической статистики было выявлено, что показатели уровня развития гибкости, беглости мышления, а также общительности и социальной смелости в двух классах не имеют существенных различий. Это может свидетельствовать о примерно одинаковой эффективности воспитательной работы в обоих классах. В результате корреляционного анализа выяснилось, что имеется прямая связь между гибкостью мышления и уровнем общительности, прямая связь между гибкостью мышления и показателем социальной смелости и, что интересно, обратная связь между беглостью мышления и уровнем общительности. Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась. Дети, обладающие высокой гибкостью мышления, готовностью быстро переключаться с одной идеи на другую, легки в общении, открыты в социальных контактах, гибки и адаптивны. Они умеют «настроиться» на собеседника. Они также решительны, смелы в общении, отзывчивы, беззаботны, любят быть на виду, привлекать к себе внимание. В то же время выявилось, что чем выше беглость мышления у ребенка, тем ниже уровень фактора общительности, что говорит о том, что такие дети более сдержанны, осторожны, склонны к уединенности, конфликтны.

Полученные результаты нашего исследования позволяют по-новому взглянуть на проблему одаренных детей, умеющих мыслить творчески и необычно, отличаясь этим от сверстников, а также использовать сделанные выводы для новых разработок программ для развития коммуникативных компетенций у учащихся младшей школы.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эйдос : Интернет-журнал. – 2006. – [Электронный ресурс]. – http://www.eigos.ru

2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007.

3. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соответствии со знаниево-ориентированным и культурологическим  / Е.О. Иванова //  Эйдос : Интернет-журнал. – 2007. – [Электронный ресурс]. – http://www.eigos.ru

4. Научная библиотека КиберЛенинка: – [Электронный ресурс]. – http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov-vo-vneklassnoy-rabote#ixzz2Nj4zCc67

5. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 2. Психология образования/ Р.С. Немов. – М.: Владос, 1998.

6. А.Я.Психология: [Электронный ресурс]. http://azps.ru/abc/k/kommunikativnaya_kompetenciya.html– электронный портал.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1996.

8. Сальникова С.А. Ключевые компетенции в современном образовании/ С.А.Сальникова //Начальная школа плюс до и после, №12. –М.: Красная звезда, 2011.

9. Сергеев Г.А. Компетентность и компетенции в образовании/ Г.А. Сергеев – Владимир: Изд- во Владимирского гос.  ун–та, 2010.

10. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности/ И.С. Сергеев, В.И. Блинов. – М.: АРКТИ, 2007.

11. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В. Хуторской. – М.: Ин-т новых образовательных технологий.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 82)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела