Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Анна Леонидовна Реймер,
студентка 3 курса Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ

Храм Серафима Саровского в селе Турнаево как место памяти прихожан

Есть рядом с нашей подлой жизнью – другая жизнь:

торжественная, нерушимая, непреложная: жизнь Церкви.

Те же слова, те же движения, – всё, как столетия назад.

Вне времени, то есть вне измены. Мы слишком мало об этом помним.

М. И. Цветаева

Что такое место памяти? Может быть, это средство возрождения исторических образов, которые, по мнению французского историка П. Нора, окружены особой символической аурой… К месту памяти, напоминающем о прошлом и имеющем огромное символическое значение, можно отнести сибирский храм Серафима Саровского.

Храм святого Серафима Саровского, который стоит в центре с. Турнаево Болотнинского района Новосибирской области – это одно из самых красивых и замечательных сооружений Сибири, построенное в 1912 г. Для большинства людей он является лишь уникальным памятником архитектуры, и мало кто задумывается о том, что для определенной группы лиц это не просто деревянное сооружение, а место памяти, которое наполняет  смыслом их жизнь.

Данный храм является ярким примером русской базилики. Как известно, Турнаевская церковь была возведена по прототипу церквей на острове Кижи, которые строились без единого гвоздя. На страницах газеты Болотнинского района «Наши новости» сообщается: «Высота этого сооружения – 29 м до креста. Основная часть храма строится как восьмерик на четверике, преображают его скаты при переходе восьмерика в четверик. Главный храм монастырского комплекса увенчан пятью маковками с крестами. Самый большой крест, который находится в центре, символизирует Иисуса Христа; окружающие его четыре креста – это  символ четырех евангелистов. Еще одна маковка с крестом венчает колокольню, а седьмая маковка расположена на алтаре. Таким образом, семь куполов и крестов венчают храм, что означает седьмой день мироздания».

Храм является местом памяти Серафиму Саровскому. Кто же он такой?

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носивший имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 г. По представлениям верующих, уже с детства его жизнь отличалась от жизни других людей, она была отмечена знамениями милости Божьей. В юношеском возрасте он оставил людской мир и стал вести аскетический образ жизни. За любовь к людям он был наделен даром чудотворения. Большое количество людей стекались к его келье, надеясь на его помощь. «Он был как небожитель, залетевший на нашу грешную землю; светлый, яркий, греющий луч света, посланный во мрак житейский Отцом и Источником света», – сказано о нем в одной из церковных статей.

Турнаевский храм является местом памяти уже долгие годы. Обратимся к некоторым периодам истории храма. По словам директора Болотнинского историко-краеведческого музея Тамары Хомченко, в 1938 г. храм Серафима Саровского закрыли, сбросили колокола. Самый большой из колоколов разбился, 10 малых исчезли. Один из малых колоколов хранится в районном историко-краеведческом в г. Болотном. Сохранила его Анна Моисеевна Малайкова – жительница с. Турнаево. Много икон было уничтожено, из больших икон сделали тротуар, а одна из икон служила дверью в туалете. Люди пытались сохранить свою святыню. В публикациях газеты «Наши новости» сообщается, что в 1958 г. здание церкви хотели передать под строительство новой школы. И опять прихожане вступили в борьбу за ее сохранение, но проиграли. И всё же они не дали уничтожить церковную утварь и иконы из разрушенного храма, а хранили их дома.

Религиозный философ, публицист, славянофил А. С. Хомяков говорил, что «высший подвиг в терпении, любви и мольбе». Именно такой подвиг – подвиг веры, любви и терпения совершили прихожане храма в период гонений со стороны государства на православную веру. Это было время, когда множество людей было убито без всякой вины. Все это является доказательством того, что Турнаевский храм – место памяти.

Литератор М. В. Соколова справедливо отмечает: «В исторической памяти нуждаются те группы, чьи устремления, в том числе этнические, религиозные, культурные, прежде подавлялись. Совершенно неслучайным в этом отношении является интерес к памяти о православных святынях и подвижниках, находящий выражение, в частности, в форме паломничества по святым местам». Действительно, храм Серафима Саровского имеет «черные» страницы в своей истории: он несколько раз был разграблен, но прихожане сумели его возродить. И этот факт уже говорит о том, что это значимое место для части населения.

Для конфессиональной группы православных это символ величия, чистоты, добра и чуда. Для прихожан это место, где они могут отдохнуть душевно от нашего суетного мира, где они испытывают совсем иные чувства, чем в повседневной жизни. Храм Серафима Саровского для них – это хранитель непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти и культурного наследия.

Люди приходят сюда, чтобы помолиться обо всех и за всех, почтить память преподобного Серафима Саровского. Именно через молитву они соединяются с чем-то неземным, непостижимым для нас. Несмотря на то, что святого старца уже давно нет, люди по-прежнему верят в его животворящую силу и надеются на его помощь. Много людей приходит к этому месту, у каждого своя судьба, мечты и цели, но все они похожи в том, что именно здесь они становятся ближе к Серафиму Саровскому и Богу, становятся единым целым. Все они стремятся быть хоть чуть-чуть похожими на преподобного старца, стараются следовать его примеру.

Для турнаевских прихожан – это место, где их крестили, венчали, учили самому важному в жизни человека – любви и добру, отпевали их близких, сюда они несли и несут самое сокровенное. С этим храмом у многих связаны самые главные моменты в их жизни, и поэтому он играет огромную роль в их судьбе.

Уже традицией стал ежегодный крестный ход 31 июля к храму Серафима Саровского, в котором принимает участие большое число паломников из Новосибирской, Томской и Кемеровской областей. Количество паломников с каждым годом растет. Так  православные почитают память святого. Ради этого люди готовы пройти 18 км из г. Болотного до храма. Проходя под иконой образа отца Серафима, верующие получают благословение. Крестный ход для них – это нелегкий путь к Богу, который можно преодолеть путем преодоления каких-то трудностей. Это испытание силы духа.

В 2011 г. мне посчастливилось увидеть крестный ход к храму Серафима Саровского. Наблюдая за людьми, принявшими участие в паломничестве, такими не похожими друг на друга по возрасту, социальному статусу и профессиям, я пришла к выводу, что здесь они  все единодушно счастливы!

Мне бы хотелось завершить эссе словами М. В. Соколовой: «Память – это непрерывный ход мыслей, и она сохраняется только в сознании той группы, которая ее поддерживает». В нашем случае такой группой являются православные верующие. Приходя в храм Серафима Саровского, они скорбят по его трудной судьбе и молятся за его процветание в будущем. Как пирамиды для египтян, зиккурат для жителей Вавилонии были священным местом, так и храм Серафима Саровского под Новосибирском является для православных самым величайшим местом – местом памяти!

Научный руководитель: д-р ист. наук, профессор В. А. Зверев.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 208)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела