Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Татьяна Валерьевна Осокина,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ гимназии № 7 «Сибирская» г. Новосибирска

Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт

Инновационная деятельность МАОУ гимназии № 7 «Сибирская» реализуется в разных направлениях, в том числе и по использованию дистанционных технологий в обучении и воспитании школьников. С 2008 по 2011 год гимназия использовала элементы дистанционного обучения, в 2009 году стала городской экспериментальной площадкой по реализации проекта «Дистанционное обучение – одна из форм организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, занимающихся на дому», а в 2011 году включилась в региональный проект «Сетевая дистанционная школа НСО».

В рамках данного проекта гимназия работает по следующим направлениям: использование ресурса «Телешкола»; «Бизнес-информатика»; разработка и апробация регионального контента.

Для осуществления учебного процесса образовательным учреждением было выбрано две модели: «автономная группа» и «межклассная группа». Открыто 16 автономных групп и 9 виртуальных (межклассных) групп. Учащимся было предложено 20 предметов, изучаемых в ОУ с использованием ресурсов «Телешкола» и ресурсов регионального контента.

По модели «Автономная группа» все учащиеся класса имели возможность использовать дистанционные ресурсы. По модели «Межклассная группа» предмет предлагался на параллель и учащиеся по желанию могли записаться на этот курс.

Для организации работы были предложены следующие способы:

– индивидуальное изучение модулей учащимися во время урока, когда каждый ребенок работает за компьютером, а роль учителя сводится к консультированию;

– индивидуальное изучение модулей учащимися вместо реального урока (в этом случае учащиеся освобождаются от занятия по этому предмету, а тему урока изучают самостоятельно, используя данный ресурс);

– использование ресурса в качестве дополнительного источника при подготовке домашнего задания учащимися;

– использование ресурса после урока, для устранения пробелов в знании учащихся, или как дополнительный курс, например, для подготовки к государственной аттестации;

– использование ресурса для проведения on-line урока.

Каждый сетевой учитель совместно с учащимися и их родителями выбирал наиболее удобный способ организации работы.

Использование дистанционных ресурсов позволило повысить качество обученности школьников по изучаемым предметам в рамках СДШ.

По итогам опроса сетевых учителей были отмечены следующие положительные тенденции в повышении качества обученности по предмету:

– стимулирование учащихся к самостоятельной учебной деятельности;

– продвижение в изучении содержания предмета и его усвоении в индивидуальном темпе и в удобное время для обучаемого;

– повышение уровня самоконтроля учащихся;

– повышение информационной компетенции учащегося;

– появление реальной возможности проверять выполнение каждого домашнего задания и по наличию, и по правильности содержания у каждого ученика.

Педагогический коллектив и администрация ОУ активно делились опытом работы по проекту «СДШ НСО» на семинарах, совещаниях, заседаниях методических объединений, через публикации в СМИ, выступая по Новосибирскому радио ГТРК, например, в передаче «Перспективная профессия», эфир которой проходил 23.03.2013 года.

О проекте: ученики, родители, педагоги

«Телешкола» – не для ленивых!

Наше образовательное учреждение – МАОУ гимназия № 7 «Сибирская» города Новосибирска – «шагает» в ногу со временем и поэтому в участвует в работе проекта «Сетевая дистанционная школа «Телешкола». То есть активно осваивает различные формы дистанционного обучения.

Безусловно, такая система обучения имеет ряд плюсов и минусов. К примеру, она позволяет снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы как учащихся, так и преподавателей и т. п.), дает возможность проводить обучение большого количества человек и повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

У одной из учениц гимназии – десятиклассницы Алены Беляевой – мы решили подробно узнать о том, насколько полезна «Телешкола». Дело в том, что Алена изучала в 9 классе и изучает сейчас, обращаясь к «Телешколе», литературу и, как мы выяснили, планирует сдавать экзамены по этому предмету.

– Помогает ли «Телешкола» в подготовке к экзаменам и вообще в учебе?

– Конечно, помогает. Я планирую сдавать в следующем году ЕГЭ по литературе, результаты которого необходимо предоставить в любой институт на факультет журналистики, в отличие от экзаменов, например, по иностранному языку. А я собираюсь получать профессию журналиста. Поэтому мне, как и другим абитуриентам, очень важно, хорошо сдать экзамен по литературе. «Телешкола» позволяет мне глубже изучить предмет. Для выполнения заданий с открытым ответом мне часто приходится пользоваться дополнительной информацией, что также расширяет мой кругозор. Справочные материалы о писателях дают возможность лучше узнать об их жизни, а это в свою очередь помогает понять идейные особенности произведений.

– Есть ли «минусы»?

– Конечно, есть и свои минусы. В ключах к некоторым заданиям есть ошибки, а это очень мешает правильной оценке своих знаний: порой думаешь – вроде бы все точно, проверила еще, уже и с одноклассниками обсудила – но, увы... Также разработчики этого контента не предоставили, к сожалению, инструкции к выполнению заданий, и это затрудняет работу, так как в одном задании нужно написать ответ в кавычках, а в другом система принимает и без них, где-то с большой буквы, а где-то с маленькой. Но все же это замечательный проект и интересный способ подготовиться к экзаменам.

Что же могут сказать другие ученики нашей гимназии о «Телешколе» и о дистанционном обучении в целом? Становятся ли они «подспорьем» в учебе или же, наоборот, мешают и являются излишеством?

Новожилов Роман:

«Справочные материалы помогают мне разобраться в деталях художественных произведений и узнать биографии писателей. Плюс еще и в том, что учителя контролируют прохождение модулей и им предоставлена удобная система оценивания».

Мельцас Елена:

«Статьи в телешколе помогают мне лучше усвоить материал, а тренировочные и контрольные задания закрепить его, но некоторые из них сформулированы некорректно».

Хохлова Дарья:

«Задания в «Телешколе» не сложные, если знать материал. «Телешкола» – не для ленивых, а если ты сдаешь экзамен по литературе, то она – лучший помощник».

Григоренко Полина:

«Информация, предоставленная в статьях, была очень полезна, помогла мне глубже понять творчество авторов, узнать важные этапы их жизни».

Морозов Михаил:

«Задания в телешколе способствуют развитию памяти и мышления, увеличению словарного запаса и улучшению качества речи. Проблема этой системы в том, что она запускается не во всех браузерах».

 

…Пожалуй, еще одной отрицательной стороной данного проекта является то, что обучающиеся (в большинстве случаев это либо школьники, либо студенты) подвергают серьезному риску свое физическое и психоэмоциональное здоровье. Долгое пребывание за компьютером – и соответственно повышенный электромагнитный фон – в значительной степени влияет на состояние людей. Ребята чувствуют себя уставшими, становятся крайне раздражительными. Такое явление в современном обществе получило название синдром хронической усталости и, согласно сведениям официальной медицины, не поддается лечению…

Но достоинство «Телешколы» в том, что это дистанционный проект. Мы можем работать где угодно: дома, в школе, за пределами своего города. Есть возможность что-то доделать, прочитать, подкорректировать. Могу отметить, что в «Телешколе» есть интересные, достойные вопросы, на которые требуется дать развернутые, так называемые «открытые» ответы. Эти «задания с открытым ответом» заставляют подумать, поискать информацию в Интернете, выбрать то, что соответствует вопросу. Есть, конечно, недоработки в системе, к примеру, наш учитель литературы Татьяна Владимировна Лаптева очень сожалеет, что при проверке работ не может хоть каким-то образом выделить ошибки в написанном нами тексте, а ведь это помогло бы нам и в освоении русского языка. Но в целом это неплохой проект для обучения.

Ирина Лужная,

МАОУ гимназия № 7 «Сибирская»

 

Появилась уверенность в своих силах

Я бы хотела рассказать о своих впечатлениях, касающихся проекта «ТЕЛЕШКОЛА». Мой сын учится в 4-м классе. Это говорит о том, что в конце года, по итогам начальной школы будет проведена аттестация учеников. Я задумалась вот над чем: мой ребенок как бы «недотягивает» математику, т.е. не сказать, что совсем не понимает, а как будто боится её. Отлично считает в уме, усваивает материал и т.д., а как контрольная работа, так «3». Я решила с ним позаниматься дополнительно, придать уверенности, но столкнулась с проблемой: как заниматься, ведь я не располагаю никаким материалом, кроме учебников, которые дети и так штудируют от корки до корки? Где купить материал и как правильно подобрать, чтобы охватить уже пройденный материал и тренировать текущий?

И тут я увидела объявление в Дневнике.ру: «Дорогие ребята! Открылась ТЕЛЕШКОЛА. Приглашаю посетить». Сначала я зашла сама, посмотрела, изучила темы. Моей радости не было предела! Вот и ответы на все мои вопросы! Материал, предоставленный детям для изучения, тренировки и контроля, полностью соответствует той программе, которую они проходят в нашей школе.

Подключила ребенка, объяснила, что если у него все будет получаться в данном проекте, то он автоматически повысит свой результат в учебе. Что мы теряем? Ничего, кроме времени, которое и так нужно было потратить на дополнительные занятия по математике. А что мы выигрываем?

1.         Ребенок занимается самостоятельно.

2.         Он сам видит свои ошибки и имеет возможность их исправить.

3.         Не зная ответа на какое-либо задание, всегда можно найти ответ в рубрике «Узнаем».

4.         Не нужно нанимать репетитора.

5.         Не нужно искать и покупать дополнительный материал.

6.         Задания выстроены и оформлены так, что заниматься ими ребенку просто интересно.

7.         Не нужно работать с тетрадями (дети это не очень любят).

8.         Работа происходит в «любимом» компьютере (это как игра).

9.         Всегда можно встать и отдохнуть.

10.       Нет страха, что сделаешь что-то не правильно.

А главное то, что практически ежедневно проходит та самая тренировка ума, о которой я думала. Всего по 15-30 минут в день!

В проекте 55 уроков, рассчитанных на целый учебный год.

Итог: успеваемость и отношение к предмету повысились. Уже за вторую четверть ребенок аттестован на «5». Страх исчез, появилась уверенность в своих силах и знаниях. Ведь это действительно тот результат, которого я хотела добиться!

Хочу выразить огромную благодарность организаторам этого замечательного проекта за помощь нам, родителям, в обучении детей. Ведь мы не всегда знаем, как правильно можно вмешаться в этот процесс, но очень хотим помочь нашим детям!

Огромное Вам спасибо!

Анисимова Марина Владимировна,

мама ученика 4 класса МАОУ гимназии №7 «Сибирская»

 

Дистанционное обучение – конкуренция обычному уроку

Будучи недавно в компании молодых людей, закончивших школу в начале 2000-тысячных, я рассказала им о Телешколе и услышала не без зависти произнесённое: «А у нас такого не было!» Да, возможность получать образование дистанционно совсем недавно появилась в некоторых школах нашего города и представляет серьёзную конкуренцию обычному уроку. Современный школьник предпочитает доске и мелу работу за компьютером: информационные технологии, индивидуальный режим, упражнения и тесты разной сложности, домашние и контрольные работы, творческие задания и проекты, лекционные текстовые материалы, насыщенные мультимедийными объектами, интерактивными таблицами, картами, словарями терминов, иллюстрациями – такие возможности открывает перед современными учащимися сетевая дистанционная школа.

«А где же учитель? – спросите вы. – Ведь ничто не сможет заменить живого, эмоционального, увлечённого учителя». Да он есть! Но теперь он не просто учитель, а наставник, тьютор. Он ведёт электронный журнал успеваемости (в котором представлены списки учащихся, информация о результатах учебной деятельности каждого из них), проверяет задания с открытым ответом, которые присылают ему его ученики, отправляет им инструкции для выполнения заданий того или иного модуля, получает сообщения от учащихся, родителей и коллег. С учителем можно пообщаться «вживую» во время он-лайн конференции в рамках сетевой дистанционной школы. Спорные вопросы можно обсудить вместе со всеми участниками проекта в форуме. Сообщения на форуме видны всем пользователям, в отличие от личных сообщений, которые, кроме отправителя и адресата, никому не доступны и обеспечивают конфиденциальность информации.

Ресурсы Телешколы позволяют учащимся подготовиться к аттестационным процедурам разных видов, в том числе ГИА и ЕГЭ. Наконец, учитель может облегчить себе подготовку к уроку, используя богатейший теоретический материал сайта Телешколы.

Сегодня система Интернет-обучения «Телешкола» активно используется во многих регионах России, и Новосибирск только в начале большого пути.

М. В. Пожарницкая,

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназии № 7 «Сибирская»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 22)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела