Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Елена Михайловна Арчибасова,
учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирска

Освоение ресурсов «Телешколы». Начало

– Крош, а где все?

– Сидят по домам. Общаются.

– В каком смысле?

– На расстоянии. Чудо техники.

Смешарики – Телеграф

Наша гимназия первый год в проекте. У меня так называемая «автономная группа», то есть с одним из 10-х классов работаю и в школе, и в «Телешколе». Прошла обучение на курсах, сообщила ученикам адрес сайта, раздала пароли, логины, и – начали.

Осваиваем ресурсы. Изучаем возможности. Сравниваем обычный и электронный учебники. Отмечаем, что в курсе геометрии много рисунков, есть 3D-модели, которые можно покрутить, выбрать лучший ракурс. Пробуем тесты. Есть возможность исправиться (хорошо!), но система за это снижает отметку, и четвёртый ответ (наконец-то верный), увы, даёт 0%. А с домашними заданиями приходится повозиться: записать решение, сфотографировать или отсканировать, отправить, получить комментарий, понять ошибку (ведь привычного подчёркивания нет), исправить, то есть запустить процесс заново. Времени, конечно, уходит больше, чем обычно. Зато можно консультироваться. Вот только сначала поздороваться нужно, вопрос сформулировать правильно, грамматических ошибок не наделать.

Это первые впечатления учеников. У меня – свои. Отмечаю для себя плюсы: вижу, кто в данный момент работает в системе, могу проконсультировать, могу разослать сообщения всем сразу или группе; и минусы: за компьютером приходится проводить много времени, не всегда можно прокомментировать ошибки сразу, приходится создавать отдельный документ (что поделать – математика: формулы, рисунки), прикреплять его.

Втягиваемся в работу, учимся соразмерять объём работы и время. Ученики – чтобы не попасть в цейтнот, я – чтобы не перегнуть палку. Пробы, ошибки, удачи, вопросы. Первые месяцы – только уроки, тесты, домашние задания. Пространство «Телешколы» постепенно становится обжитым, своим. Ну что же, надо выходить на новые рубежи: ФОРУМ, КОНФЕРЕНЦИЯ, ПРОЕКТ.

Какой форум по математике 10 класса? И чтобы не для галочки, а с реальной пользой. Технически всё понятно, а вот содержание… Вопрос для обсуждения должен быть кратким и чётким, решение – не занимать много времени, ответ – без рисунков, без специальных символов. Наконец-то нашла тесты по стереометрии нужного формата на сайте <geometry2006.narod.ruDidakt10-11/Test1.htm>. В каждом 20-30 разнообразных и, что очень важно, интересных вопросов, которых не касались на уроках. Для пробы пригласила на форум троих учеников. Буду ли успевать отправлять комментарии каждому, направлять работу всех? Начался форум, получены первые ответы, вздох облегчения: успеваю. Главное – не забывать обновлять страницу. Самым сложным оказался вопрос: «На какие многогранники разобьется куб, если его рассечь плоскостями, проходящими через его противоположные параллельные ребра?». По совету одного из форумчан все взяли по  коробочке, совместными усилиями получили правильный ответ. Время пролетело незаметно. Мнение одной из учениц: «Слишком быстро закончилось». Ничего себе быстро: 40 минут, 10 задач! Итак, первый блин не комом.

Теперь нужно выяснить оптимальное число участников обсуждения. На следующем форуме их было семь. К приглашению я прикрепила файл с определением трёхгранного угла, его элементов. Будущим участникам нужно было ознакомиться с предложенным материалом, приготовить листок бумаги, ножницы, ручку. Задаю первый вопрос: «Два плоских угла трехгранного угла равны 980 и 620. В каких пределах находится третий плоский угол?». Начинают поступать ответы, в основном опирающиеся на то, что сумма плоских углов должна быть меньше 3600. Советую вырезать три плоских угла, попробовать получить трёхгранный угол. Наконец-то правильная оценка сверху. С нижней границей затруднения,  как и ожидалось. Поэтому у меня заготовлен файл с выводом неравенства. С его помощью  основной результат получен. Интенсивная 15-минутная работа, активный обмен мыслями; оказывается, расстояние не помеха. Следующие вопросы более простые, ошибок в ответах почти нет. Получился оnlain-урок овладения новыми знаниями. Понравился и ученикам, привыкшим к такого рода общению, и мне, новичку. Итак, возможна работа и с семью участниками.

Но ведь пока приняли участие только десять учеников из двадцати семи. Нужен ещё форум, и не один, а три. Опять вопрос о содержании. К этому времени в «Телешколе» нам включили курс «Тренажёры ЕГЭ». Обратила внимание, что много ошибок ученики делают при вычислении площади поверхности многогранника (задание В11 ЕГЭ). На сайте Смирновых нашла много заданий такого рода. Задания содержат рисунки, поэтому пришлось для каждого сделать особый документ. Схема проведения следующих форумов отлична от двух предыдущих, получилось это спонтанно, само собой. Откликнулся первый ученик, получил задачу. Вошёл второй ученик, естественно было отправить ему другую задачу. У каждого участника своя ветка, очень удобно. Проверочная работа в оnlain-режиме, весьма эффективная с точки зрения участников. Итак, теперь я умею проводить уроки-форумы разных видов, значит, один из казавшихся недосягаемыми рубежей почти взят. Почему проект к таковым причислила? Считала, что слишком много всего в «Телешколе» предлагается: и обсуждения в мастерской, и заполнение дневника. Где же столько времени взять? И вот как раз в конце мая – начале июня появилась возможность поработать над проектами. В связи с изучением темы «Многогранники» ученики делали модели, выращивали кристаллы, изучали дополнительный материал. Сформировались группы, и выяснилось, что обсуждения – интересно, заполнение дневника – полезно, самооценка и анализ сотрудничества – и интересно, и полезно. Итого: пять проектов, приняли участие девятнадцать учеников.

К сожалению, не получилась видеоконференция, возникли технические сложности. Надеюсь, что в дальнейшем и этот рубеж будет преодолён. Ждут своего часа и групповая работа в форуме, и новые проекты, и, конечно, новые уроки в «Телешколе».

Парадоксально, но факт: ДИСТАНЦИОННОЕ обучение СБЛИЗИЛО меня с учениками.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела