Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Все статьи автора(14) Ирина Ивановна Петричук,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории,
заведующая предметным объединением
учителей английского языка
МАОУ «Лицей № 9» Железнодорожного района г. Новосибирска

Дистанционные технологии в среднем образовании: опыт работы и перспективы развития

Википедия определяет дистанционное обучение как «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».

Дистанционные технологии в высшем образовании, как и в сфере повышения квалификации или переподготовки, уже не новость. Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом. Многие (если не все) наши коллеги используют эту форму обучения для повышения уровня своей профессиональной компетенции. Это и курсы, широко предлагаемые такими ресурсами как, например, национальный открытый университет «Интуит», и участие в онлайн-конференциях, семинарах и вебинарах, проводимых порталами Завуч.Инфо, компанией Релод и т.п., и обмен опытом на страницах электронных изданий и многое другое. Все это – реалии нашего времени.

Но вот в сфере среднего образования, с нашей точки зрения, дистанционные технологии обучения применяются не столь активно. Почему же это происходит? Хорошо это или плохо? Каковы перспективы у данных технологий в образовательной деятельности средней школы? Попробуем поискать ответы на все эти вопросы.

Недавно, обсуждая с учащимися на уроке возможности дистанционного обучения, неожиданно услышала: «Ну, это где-то там, в Америке». А ведь наше образовательное учреждение одно из самых технически оснащенных!

Так почему же дистанционные технологии до сих пор кажутся экзотическими в средней школе?

С нашей точки зрения, тут есть несколько причин, первая из которых – традиционная боязнь педагогов и психологов, что с увеличением доли дистанционных технологий в процессе обучения увеличивается опасность «обездуховливания» процесса обучения, который испокон веку соединял в себе три цели: образовательную, развивающую и воспитательную. Дистанционное же образование – это образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога. В своей статье «Дистанционное образование: к постановке проблемы»[1] В.П. Зинченко отмечает, что педагог – создатель образовательного пространства, вне которого образование ущербно», ведь педагог не транслирует знание, а «вводит учащихся образовательное пространство, в мир знания и в мир незнания, содействует формированию познавательных потребностей и соответствующей мотивации». При традиционном обучении в «живом» присутствии учителя происходит педагогическое сотрудничество, посредничество, которое должно осуществляться в зоне ближайшего развития учащихся. Традиционная учебная деятельность, также включает в себя не только когнитивные, оперативно-технические аспекты, но и живую коммуникацию, порождающую эмоции, чувства, переживания, способствующую личностному росту обучающегося.

Кроме того, преобладание дистанционных технологий лишает обучающегося образовательного пространства, в которое входят сверстники, то есть обучение лишается социального контекста, в котором лучше и быстрее обнаруживаются свои успехи и неудачи.

Безусловно, одной из главных причин «экзотичности» дистанционного образования является и недостаточная техническая оснащенность, как некоторых образовательных учреждений, так и самих обучающихся. Имеет место и настороженность и недоверие родителей обучающихся к занятиям онлайн или с использованием других современных компьютерных технологий (пойди-проверь, чем там твое чадо занимается, сидя у компьютера!). Нельзя не сказать и о некоторой пассивности части педагогов в овладении этими технологиями.

С нашей же точки зрения, не ставя под сомнение высокую ценность традиционного обучения «учитель-ученик», однако, трудно не признать и актуальность дистанционного обучения или хотя бы частичного применения дистанционных технологий в современном образовательном процессе.

Одной из главных возможностей дистанционного обучения является пересылка учащимся образовательных контентов (например, с помощью школьной образовательной сети Дневник.ру). Когда в нашем ОУ было принято решение присоединиться к этой сети, у многих педагогов возникло и некоторое недовольство (ведь это «лишняя» работа), и опасение технических сложностей. Теперь, в конце учебного года, можно с уверенностью сказать, что выгод от использования этого ресурса гораздо больше. Во-первых, это возможность дистанционного общения педагог-ученик-родитель. Во-вторых, это возможность, не тратя бумаги, пересылать учащимся задания, материалы для дополнительной подготовки, ссылки на Интернет-ресурсы и т.д. Учащиеся, которые по каким-либо причинам временно не посещают занятия, могут быть полностью информированы о том, что изучают в данное время их одноклассники, что им задается в качестве домашнего задания, могут задать вопросы учителю, что помогает им не «отстать». Также, имея в доступе материал, необходимый для усвоения, обучающийся может заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе.

Также крайне удобным является использование онлайн общения, например, с помощью Skype, с учащимися, находящимися на длительном лечении (в больнице или дома) и переведенными на индивидуальное обучение. Все мы помним неудобства работы с «индивидуальниками», когда время, которое затрачивалось на дорогу до места проживания учащегося, иногда намного превышало время самого занятия. При применении дистанционного обучения эта проблема абсолютно решена. В настоящее время у меня есть такой ученик (который повредил позвоночник и находится на длительной реабилитации дома). У нас назначено время, в которое мы с ним «выходим» в Skype и занимаемся. Понятно, что в этом случае не приходится говорить ни о каком «отчуждении» ученика от учителя, все происходит в режиме живого общения. Кроме того, необходимость перенести занятие по состоянию здоровья учащегося или по каким-либо другим причинам не вызывает негативных эмоций, т.к. мы оба общаемся, находясь каждый у себя дома.

Очень удобным является также самостоятельная подготовительная работа учащихся к восприятию нового материала или работа по закреплению изученного с использованием образовательных ресурсов Интернет. У учителей английского языка, к которым я отношусь, таких ресурсов великое множество. Вы просто находите нужный вам материал, даете ссылку учащимся, и каждый из них готовится в соответствии со своим уровнем подготовленности, в свое свободное время, в наиболее комфортных для себя условиях.

В настоящее время трудно обойтись без дистанционных технологий и в работе с одаренными детьми, при подготовке которых к научно-практическим конференциям и олимпиадам активно используются возможности электронной переписки, общение в Чате или с помощью Skype, использование современных информационных ресурсов и др.

Кроме того, нельзя забывать, в какой климатической зоне мы живем. Зимой часто бывают очень низкие температуры, когда для учащихся объявляют актированные дни. В это время учащиеся могут не посещать занятия в школах. Дистанционное обучение в таких случаях открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.

Учащиеся нашего лицея также активно принимают участие в дистанционных олимпиадах. Конечно, отношение к дистанционным олимпиадам неоднозначное, тем не менее, это реальная возможность для многих проверить свои знания в разных сферах при минимизации таких проблем как дефицит времени, удаленность от  мест проведения и пр.

Конечно, все перечисленное – это лишь первые шаги на пути применения дистанционных технологий. В своей деятельности мы с учащимися еще не практикуем чат-занятия или веб-занятия. Мы пока еще также не участвуем в аудио/видеоконференциях (тем более, что в настоящий момент я работаю с учащимися 5-х и 6-х классов). Но мы активно используем интерактивные источники информационного ресурса (например, Web-сайты или Web-страницы); повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях; аудио/видеотрансляции, E-Learning/online Learning. Одной из своеобразных, но активно развивающихся в последнее время форм дистанционного обучения становятся онлайн-тренажеры, которые для нас еще тоже в новинку, но которые помогают отрабатывать грамматические правила, заучивать лексику и  учиться её применять ситуативно в удобной для ребенка игровой форме. Подобные тренажеры часто прилагаются к аутентичным учебникам по английскому языку и вот их мы используем довольно активно.

Каковы же перспективы применения дистанционных технологий в образовательном процессе средней школы? Несомненно, что дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования, а в силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении, применение подобных технологий открывает новые возможности индивидуализировать процесс обучения. Учитель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, личностно ориентированные блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Конечно, при применении дистанционных технологий необходимо руководствоваться принципом педагогической целесообразности, и необходима педагогическая оценка каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения. Нужно помнить и о том, что существуют гигиенические нормы обучения за компьютером, которые ограничены по времени.

И, самое главное, мы совершенно уверены, что каким бы технологичным ни становился процесс обучения, присутствие учителя в этом пространстве всегда останется необходимым. Поскольку настоящее знание, с психологической точки зрения не транслируется, а рождается на глазах учащегося. Как пишет в своей статье В.П. Зинченко «весьма сомнительно, что возможно заочно подарить или вложить душу в ученика. А духовная культура неотъемлемая часть полноценного образования».

 


[1] Зинченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы / В.П.Зинченко // Педагогика. — 2000. — №2. — С.23-34.:

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 52)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела