Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Все статьи автора(8) Людмила Юрьевна Аргунова,
учитель географии МБОУ «Гимназия № 10»,
руководитель РМО учителей географии и экономики
Железнодорожного района г. Новосибирска

Интеграция очного и дистанционного обучения с помощью электронного дневника

Сегодня, в целом, сложилась ситуация, в которой дистанционное обучение противопоставляется традиционному очному обучению. В ходе сравнения данных форм обычно определяются преимущества и недостатки относительно друг друга. Однако смешанное обучение, то есть интеграция традиционного очного и дистанционного, помогает преодолевать недостатки и эффективно использовать преимущества каждого вида современного образования.

Наиболее распространенным вариантом организации смешанного обучения является вариант, при котором обучение проводится в дистанционной форме, а прием экзаменов в традиционной очной форме. Возможен и обратный вариант: обучение на уроках с выполнением заданий по изученному материалу дистанционно. В организации дистанционной учебной деятельности школьников реальную помощь могут оказать так называемые облачные технологии, например электронный дневник Dnevnik.ru (для учителя электронный журнал Dnevnik.ru).

Электронный журнал учителя, как правило, используют для выставления оценок, посещаемости, выдачи домашнего задания как всему классу, так и отдельным группам учащихся. При этом есть возможность прикрепить файл с заданием или с дидактическим материалом. Большим плюсом является быстрый поиск задания в дневнике. Учитель может осуществлять контроль выполнения домашнего задания.

Действительно, можно заранее до начала урока быть в курсе того, сколько учеников приступили к выполнению задания, и сколько с ним справились. В свою очередь, учащиеся в своем электронном дневнике также имеют возможность отправить файл с выполненным заданием, увидеть статус задания: проверено или отправлено на доработку, а также задать учителю вопросы по выполнению задания, получить консультацию.

В основном я использую тренировочные задания. Ученик может распечатать задание и выполнить его; выполнить задание в тетради; выполнить задание в электронном виде и разместить на своей странице или странице учителя. Я могу похвалить ученика или предложить исправить ошибки. Проверочная работа на уроке покажет, насколько серьезно была выполнена тренировочная работа. Удобно использовать домашние задания для подготовки к зачетам, когда есть необходимость для учащихся проверить себя по главным вопросам и заданиям темы. Например, необходимо вспомнить приемы работы с планом, картой, климатограммами и т.п. Как правило, в презентации к каждой группе заданий размещается теория вопроса в виде схемы, формулы, графика, таблицы. Такая «подсказка» позволяет сократить ошибки и неточности. Домашние задания используются для организации самостоятельной работы по описанию природных объектов по образцу, который создавался в ходе урока. Например, описание равнины, или гор, или моря, которые в классе создавались с помощью плана в учебнике и карты в атласе, прикрепляются в виде файла в дневнике. По данному образцу дети описывают самостоятельно другие географические объекты. Экономится время на уроке, а родители понимают суть домашнего задания и могут проконтролировать его выполнение. В домашнем задании может быть также прикреплен перечень объектов, которые необходимо нанести на контурную карту или повторить к зачету.

Кроме работы с домашними заданиями, в электронном дневнике есть возможность организовать работу в группах. Группы могут создаваться по любой теме и в любой параллели. Как правило, группы создаются закрытыми, чтобы ограничить доступ случайных людей. Поэтому поиск определенной группы для ученика достаточно сложен. Данная проблема решается с помощью приглашения в группу, желание остальных, например родителей, рассматривается администратором, т.е. учителем.

В группах имеются:

– страница, где можно поместить описание группы, правила участия в ее работе;

– новости для размещения задания, коррекции его выполнения, завершения и подведения итогов;

– календарь для создания события (заканчивается время сдачи работы);

– форум для обсуждения самого задания, его выполнения, ошибок в выполнении;

– стена, на которой есть возможность изложить замечания или наоборот похвалить работу и привлечь к ней внимание других учащихся;

– в файлах размещается папка, в которой может располагаться и задание, и алгоритм его выполнения, и пошаговая инструкция для работы с сайтами, если в этом есть необходимость;

– для размещения выполненного задания здесь же создается папка для работ учеников; она доступна для всех, и учитель и ученики могут высказать свое мнения по выполненному заданию, посоветовать, что можно изменить в нем;

– работа ученика может быть им удалена, доработана и размещена в исправленном виде;

– возможны варианты взаимопроверки и проверки выполнения заданий старшими учащимися.

Для работы в группе разрабатываются задания на основе характеристики различных природных или экономических объектов, процессов или явлений, а также для анализа разнообразной статистической информации, которую необходимо найти на специальных сайтах в интернете. Поэтому, несмотря на общий алгоритм выполнения, задания имеют характер индивидуальный,  частично-поисковый, а иногда исследовательский. В группах можно организовать работу над парными и групповыми проектами, осуществлять подготовку к олимпиадам и конференциям, спланировать совместную деятельность команды в рамках дистанционной олимпиады по предмету.

В настоящее время существуют 43 рабочих группы по разным темам с 5 по 11 класс. Численность участников групп может быть различна от 2 участников (учитель – ученик) для работы над проектом до 55-58 участников, которые выполняют учебное задание.

Варианты работы в электронном дневнике не ограничиваются домашними заданиями и работой в группе, здесь можно создавать тесты, поработать в библиотеке и медиатеке, организовать викторины и олимпиады.

 

Источники информации:

1. Аргунова Л.Ю. Преимущества  и недостатки организации учебной деятельности в электронном дневнике Dnebnik.ru // Информационные технологии в инновационном образовании. Материалы II Международной научной конференции, Новосибирск 2013.

2. Углянская В.В. Облачные технологии в образовании // Информационные технологии в инновационном образовании. Материалы II Международной научной конференции, Новосибирск 2013.

3. http://dnevnik.ru/user.aspx?user=288723&view=groups группы в электронном дневнике.

4. http://groups.dnevnik.ru/group.aspx?group=113791 группа «Демографический переход».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 26)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела