Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Все статьи автора(2) Лариса Вениаминовна Прокопьева,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 496 «Золушка»
Калининского района г. Новосибирска

Организация работы детей старшего дошкольного возраста в Книжной гостиной

Чтение книг – тропинка, по которой умелый,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.

В.А. Сухомлинский

Детство – пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, проживать его. Способность сорадоваться или сопереживать очень высока у ребенка, нужно только развивать эту способность. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих отношений, чувств, радостей и страданий. Приобщение к художественной литературе развивает мечту, воображение ребенка, творческую фантазию, образное мышление и, конечно же, речь.

Огромные богатства для формирования личности ребенка таятся в детской книге. Только нужно умело их преподнести детям. На пути понимания и любви к книге, в период, когда ребенок только слушатель и зритель книги, роль взрослого особенно значительна и важна. Чтобы выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, необходимо знать склонности, интересы ребенка, его индивидуально-возрастные особенности. Только тогда книга заинтересует ребенка, обогатит его, поможет полюбить ее на всю его жизнь.

Задача нас, взрослых, открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга. Желание помочь детям с самого детства полюбить книгу, уметь выбрать ту, которая станет другом и помощником ребенка на его жизненном пути, побудило организовать в группе Книжную гостиную.

Подборка книг детской художественной литературы рекомендована основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство», в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Особое место в организации Книжной гостиной занимает работа по включению семьи в процесс развития интереса и желания у детей знакомиться с произведениями художественной литературы и народного фольклора.

Для привлечения родителей к данному виду деятельности предлагаются:

– рекомендации на тему: «Ребенок и книга», «Мама почитай мне книжку», «Ваш ребенок не хочет слушать книги»; «Как привить у ребенка любовь к чтению»;

– анкета для детей и их родителей «Люблю ли я слушать и читать книги;

– примерный план на один месяц, совместной работы детского сада и семьи по ознакомлению с произведениями детской художественной литературы в старшей группе и в подготовительной группе  в течение учебного года;

– экскурсия в районную детскую библиотеку, с последующей записью ребенка.

– организация мини-библиотеки в группе, из книг, предложенных в перспективном плане;

– воспитателям, родителям и детям организовать рекламу на тему «Моя любимая книга»;

– оформить выставки рисунков и поделок на сюжеты знакомых произведений;

– организовать подборку аудио и видеозаписей мультипликационных и художественных фильмов для детей.

Для родителей в приемной выставляются рекомендации по тому разделу ознакомления с художественной литературой, с которым дети знакомятся на данном этапе, предлагается перечень произведений того или иного автора, а также выставляются книги для чтения детям в домашних условиях.

Книжная гостиная – это книжный уголок, оформленный в группе в доступном месте для детей, где выставляются любимые, новые книги, а также книги, запланированные для чтения в течение одного месяца, дома вместе с родителями. Оформляются выставки работ, сделанные руками детей, на сюжеты знакомых произведений; вносятся дидактические игры, домино, пазлы, игры с фишками на темы разных сказок.

Для того чтобы в будущем начать работу по развитию речевого творчества, предлагается использовать произведения художественной литературы сказочной тематики – народной и авторской сказки. Множество сказок, запечатленных в памяти ребенка – богатая «почва» для творчества. Ведь знание содержания сказок и творческое рассказывание взаимосвязано, т.к. только имея собственный опыт в познании сказочных историй, ребенок может использовать его в сочинительстве, включая в свои сказки и истории знакомых сказочных персонажей, и используя волшебные предметы для достижения задуманных целей в своей сказке. И тогда такое рассказывание – сочинительство  доступно и интересно детям.

Дети знакомятся с новыми произведениями народного фольклора, художественной литературы, на страницах книг встречаются с уже полюбившимися сказочными героями и инсценируют знакомые сказки с любимыми героями.

С детьми проводятся конкурсы, игры, они разгадывают загадки, ребусы, и, конечно же, проводятся интересные развлечения. Так дети побывали в «Музее сказок», где отвечали на вопросы Веселого колобка, летали на волшебном ковре-самолете, увидели много волшебных предметов из самых разных сказок; в «Сказочном городе», где выручали солнышко и сказочных героев из беды; в гости к детям приходил «Веселый Скоморох» со своими интересными заданиями для детей и т.п.

Дети попадали в различные сказочные ситуации и благодаря знаниям произведений художественной литературы помогали сказочным персонажам найти выход из любой сложившейся ситуации.

Таким образом, приобщение к художественной литературе в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его, развивает воображение ребенка, образное мышление, речь, а умения и навыки речевого сообщения, которые формируются при слушании, окажутся весьма полезными. Во время таких интересных мероприятий у детей возникает желание помогать героям сказок, придумывать сюжеты своих сказок, по мотивам знакомых сказок.

Организация Книжной гостиной в группе детского сада помогает:

– воспитателям и родителям объединить свою работу по знакомству детей с произведениями художественной литературы;

– воспитателям найти взаимопонимание, взаимодействие с семьей ребенка, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и направлено на повышение педагогической культуры родителей;

– привить любовь и интерес у детей к произведениям художественной литературы и народного фольклора;

– развивать связную речь, а именно речевое творчество и  умение  сочинять свои собственные сказки.

 

Приложение к статье № 1. Сказки наших детей

Приложение к статье № 2. Книжная гостиная. Примерный план на один месяц совместной работы детского сада и семьи по ознакомлению с произведениями детской художественной литературы в старшей группе

Приложение к статье № 3. Книжная гостиная. Примерный план на один месяц совместной работы детского сада и семьи по ознакомлению с произведениями детской художественной литературы в подготовительной группе детского сада

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела