Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Ирина Викторовна Рыжих,
музыкальный руководитель

Светлана Михайловна Скрипниченко,
учитель-логопед

Валентина Владимировна Ладынина,
воспитатель

Наталия Николаевна Гузевская,
воспитатель МКДОУ д/с № 251 Советского района города Новосибирска

Сотрудничество ДОУ и КЦСОН как средство социализации детей и взрослых

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно организовываться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

А так как каждому из нас хочется жить в обществе нравственных и счастливых людей, то проблема социализации детей является актуальной.

В нашем саду основой общеобразовательной программы ДОУ является программа «Истоки», разработанная авторским центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Данная программа предполагает решение многих задач по социально-личностному воспитанию и развитию детей в рамках ДОУ.

Работу по социализации детей мы считаем важной, поэтому дополнительно (в вариативной части образовательной программы ДОУ), мы решаем следующие задачи:

– воспитывать толерантность к окружающим людям;

– развивать умение общаться и взаимодействовать с малознакомыми людьми;

– обогащать представления детей о культурно-исторических традициях людей;

– создавать условия для получения детьми опыта публичных выступлений перед незнакомой публикой.

Для решения данных задач в нашем ДОУ организуются различные формы работы, одной из которых является сотрудничество ДОУ с различными организациями социального окружения: библиотекой № 38 им. Ю.Д. Дмитриева, лабораторией экологического воспитания, средней образовательной школой № 61, комплексным центром социального обслуживания населения Советского района города Новосибирска, включающий в себя отделение дневного пребывания и отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями. Об этом сотрудничестве мы расскажем подробнее.

Сотрудничество нашего детского сада № 251 (заведующая Бобровская Г.Д.) с комплексным центром социального обслуживания населения (КЦСОН) Советского района города Новосибирска (директор: Цветкова И.Ю.), включающем в себя отделение дневного пребывания и отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями, началось с 2005 года – заведующей МКДОУ и директором МБУ КЦСОН был заключён договор о сотрудничестве.

Начиналось наше сотрудничество с организации концертов-поздравлений: в декаду «Дня пожилого человека», к Новогоднему празднику, поздравление ветеранов ВОВ ко «Дню Победы». Дети детского сада под руководством музыкального руководителя, логопеда и воспитателей подготовительной группы разучивали стихи, песни, танцы и с концертной программой выступали перед клиентами отделения дневного пребывания КЦСОН. Клиенты отделения, а это люди пожилого возраста, часто одиноко проживающие, всегда очень тепло и трогательно, с благодарностью принимали маленьких артистов.

В ходе общения детей с клиентами социального центра возникла необходимость расширения программы взаимодействия не только с людьми пожилого возраста, но и с другими категориями, пребывающими в ОДП (отделении дневного пребывания). Так, дети детского сада начали взаимодействие с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями, детьми школьного возраста.

На начальном этапе работы реакция родителей была неоднозначной. Если общение детей с людьми пожилого возраста не вызывало сомнений, а только одобрение и понимание, то к взаимодействию дошкольников с детьми с ограниченными возможностями некоторые родители относились с настороженностью и даже иногда с негативом. Они не понимали значимости такого общения, боялись отрицательных эмоций детей.

Мы объясняли родителям, что такое общение помогает бороться с боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить, помогает понять, что все люди могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.

Кроме этого, значение взаимодействия детей с бабушками и дедушками гораздо шире, нежели только раскрепощённость и навык выступления. Ведь детям, особенно тем, у которых нет постоянного контакта с пожилыми людьми (например, живут в других городах или бабушки и дедушки ещё молодые) очень непросто понять, чем эти старые люди отличаются от молодых, зачем им помогать и почему о них необходимо заботиться. Только во время непосредственного общения с пожилыми людьми, держа их за руку, дети могут почувствовать слабость этой руки у такого, казалось бы, большого человека; только во время совместного танца они могут осознать, что пожилой человек уже не может так быстро двигаться; только читая стихи или разговаривая со старыми людьми, они могут уловить, что эти люди уже не так хорошо слышат. Только при личном контакте пожилые люди становятся ближе и понятнее для детей.

Постепенно, после разъяснительных бесед, благодаря наблюдению за реакцией детей после таких выступлений, их эмоциями во время них (родители имеют возможность присутствовать на данных мероприятиях), к тем, кто сомневался, пришло понимание и позитивное отношение к нашей работе в этом направлении.

Постепенно менялась и сама форма организации проведения встреч. Если на первоначальном этапе это были концерты-поздравления, показ театрализованных постановок, и участники мероприятий как бы находились по разные стороны концертного зала, то в дальнейшем, постепенно, появилась потребность во взаимодействии. Так, во время концерта ко «Дню пожилого человека» загадки про осень загадывали не только дети, но и бабушки и дедушки, вместе читали стихи, танцевали и пели. А концертное выступление «Осень золотая» плавно, логично перешло в совместную продуктивную деятельность. Обоюдными усилиями была создана совместная работа «Дары осени». Так постепенно изменились формы работы – к традиционной концертной деятельности добавились разные формы сотрудничества, которые предполагают неформальное общение, взаимодействие дошкольников и клиентов центра:

– Интерактивные мероприятия с элементами арт-терапии, проводимые в КЦСОН, на которых все общаются в ходе совместной деятельности, результатом становятся коллективные работы.

Так, в течение 2012 года появилась целая серия работ «Весёлые ладошки». Обведённые, раскрашенные или вырезанные ладошки послужили основой для таких совместных работ, как:

  • «Осень в лесу» (листья, птицы, трава);
  • «Новогодняя сказка» (Елочка);
  • «Весенний букет» (цветы);
  • «День Победы» (вечный огонь, голуби, тюльпаны).

Вторая форма сотрудничества:

– Познавательные встречи, проводимые в ДОУ – «Бабушкин сундучок».

Очень часто старшее поколение с выходом на заслуженный отдых начинает переживать одиночество и невостребованность. А ведь хочется чувствовать себя нужным и полезным, чтобы жизнь была полна смыслов и событий. Под руководством неравнодушных и творческих сотрудников ОДП специалиста по социальной работе Тайгуновой О.А и психолога Рыжих И.В. появился проект «Бабушкин сундучок», идея которого заключается в том, что бабушки и дедушки (клиенты ОДП), приходят в среднюю, старшую или подготовительную группы детского сада № 251 и проводят совместную деятельность с детьми в рамках познавательных занятий, темы которых определяют педагоги сада.

Так, в ходе проекта «Бабушкин сундучок» уже были проведены такие познавательные занятия – встречи:

  • «Игры моего детства», где Котегова Валентина Ефимовна (много лет проработавшая в школе № 162, возглавляя фольклорный кружок), Стасевич Пелагея Яковлевна, знакомили детей с народными играми, в которые играли в своём далёком детстве.
  • «Бабушкины сказки», где Шепелевич О.Ф., Токарева В.Д. рассказывали и показывали с помощью кукольного театра русскую народную сказку «Заюшкина избушка».
  • «Закружись наш хоровод», где Ильющенко Фаина Матвеевна, Русинова Людмила Ильинична (участницы фольклорного ансамбля «Эхо»), Котегова Валентина Ефимовна разучивали с детьми хороводы, песенки, игры с пением.
  • «Шахматная школа», где Сенникова Любовь Ивановна и Кичигин Владимир Иванович знакомили детей с игрой в шахматы, увлекательно рассказывая о шахматной доске, шахматных фигурах, правилах этой старинной игры.
  • «Турнир на шахматной доске» провели Григорьева Тамара Георгиевна и Григорьев Николай Михайлович, рассказав детям об играх на шахматной доске «Шашки», «Уголки», а затем проведя турнир по этим играм.
  • «Поэзия детям», где Антонова Лидия Ивановна очень выразительно, используя приёмы художественного чтения, наизусть читала детям детские стихи не только на русском, но и на белорусском языке.
  • «Бабушкина мастерская», во время этой встречи дети узнали об игрушках, которыми играли бабушки и дедушки в своём далёком детстве более 70-75 лет назад. А затем Сенникова Любовь Ивановна, Илющенко Фаина Матвеевна, Кичигин Владимир Иванович научили детей мастерить тряпичных кукол из кусочка ткани или носового платка, и с этими самодельными куклами дети потом разыграли целое театрализованное представление.
  • «Народные музыкальные инструменты» – Буркин  Юрий Александрович, Колосов Владимир Лаврентьевич, Долита Борис Максимович познакомили детей с мандолиной, балалайкой, гармошкой.
  • Зелениной Людмилой Петровной проведён мастер-класс для воспитателей детского сада «Картины из пуха».
  • «Берегите хлеб» – Леонова Галина Евдокимовна увлекательно рассказала о хлебе. После чего вместе с детьми лепила из солёного теста, рассказывала детям русские сказки.
  • «Школа вязания». Клиентка КЦСОН помогала воспитателю показывать детям азы вязания на спицах.
  • «Великий День Победы». На протяжении нескольких лет проходят встречи с ветеранами ВОВ, на которых дети не только слушают рассказы о войне из первых уст, но и имеют возможность задавать интересующие их вопросы (а вопросов у дошколят бывает очень много), имеют возможность прикоснуться своими детскими ручками к боевым орденам, и услышать рассказы о боях, подвигах, быте солдат.

Эти встречи на всю жизнь остаются в детских душах. У нас в гостях были Донин Григорий Васильевич, Зюриков Ефим Григорьевич, Мещерякова Елизавета Ефимовна, Рыбаков Леонид Лукич, Дегтярёв Иван Власович.

Эти встречи позволяют всем ощутить связь поколений и почувствовать радость межличностного общения, познакомить детей с культурой и историей Сибири и непосредственно нашего Советского района (к нам в гости приходят те, кто строил Академгородок, долгое время работал здесь). Концерты и встречи проходят регулярно, так как ежегодно совместно со старшим воспитателем составляется перспективный план работы.

Дети с педагогами: старшим воспитателем Полеевой Натальей Михайловной, музыкальным руководителем Рыжих Ириной Викторовной, учителем-логопедом Скрипниченко Светланой Михайловной, воспитателями: Ладыниной Валентиной Владимировной, Гузевской Наталией Николаевной, Клишиной Татьяной Рубеновной, Никитиной Аллой Васильевной, Белоглазовой Еленой Сандровной, готовят программы для людей пожилого возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт общения детей с людьми пожилого возраста и детьми с ограниченными возможностями здоровья помогает нашим дошколятам прочувствовать и понять то, о чём утверждал в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

Такая форма взаимодействия возникла в нашем детском саду не случайно. Наши педагоги – творческие люди. Планируя и организовывая совместную творческую деятельность, включают в неё все образовательные области: социализацию, коммуникацию, познание, музыку, художественное творчество и т.д. В процессе данной работы интегрировано решаются многие задачи воспитания и обучения дошкольников:

– зарождаются и крепнут патриотические чувства (уважение и любовь к людям, гордость за людей, за свою страну);

– формируются духовно-нравственные ценности (такие как: семья, Родина, труд, творчество, искусство, природа, и т.д.);

– развиваются коммуникативные способности (умение слушать и слышать, договариваться…);

– раскрываются художественные творческие способности;

– развивается устная и письменная речь (эмоционально и выразительно читать стихи, петь, исполнять роли, понятно и грамотно объяснить свою мысль при устной беседе и при подписании поздравительной открытки).

Для клиентов ОДП (людям пожилого возраста) наши встречи привносят искорку тепла, создают ощущение востребованности, предоставляют возможность поделиться своим богатым жизненным опытом, ощущать себя социально значимыми, быть нужными и полезными. Поэтому мы часто слышим благодарные отзывы о нашей работе:

– «Я испытывала удовлетворение и даже сказать гордость, что я могу что-то сделать другим приятно и интересно, и полезно…»

– «Мы испытывали удовлетворение и радость, что могли вспомнить своё детство и передать детям»

– «Это посещение – связь поколений. Это посещение настолько меня вдохновило, что я просто душой помолодела...»

– «Мне приятно было видеть горящие глазки детей, их любознательные лица, я чувствовала тепло их сердец, большое внимание к себе»

– «Замечательные воспитатели ведут большую работу с детьми по различным вопросам; спасибо им, что они с детских лет прививают уважение и любовь к старшему поколению, чего в наше время так не хватает…»

Наши встречи дают возможность реализовать потенциал таланта и души у детей и взрослых. Понимая важность данной работы и видя результаты, мы и в дальнейшем планируем плодотворное сотрудничество.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела