Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Нина Леонидовна Чудинова,
учитель-логопед первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 298 Ленинского района г. Новосибирска

Использование вокальных распевок как элемента коррекции при нарушенном звукопроизношении

Устранение недостатков звукопроизношения у детей – одна из основных задач логопеда ДОУ.

В логопедии есть своя особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными – [с], [з], [ш], [ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], и наконец, поставленные звуки дифференцируются.

В своей работе с детьми дошкольного возраста использую вокальные распевки как элемент коррекции при нарушенном звукопроизношении. Это инновационное направление в логопедической работе с детьми.

Исполнение вокальных распевок позволяет детям лучше усваивать речевой материал. Тексты распевок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. Внимание детей необходимо акцентировать на звукопроизношении, на чёткости дикции и правильном ритме. Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением.

Вот некоторые этапы, выполнение которых облегчает малышам задачу запоминания вокальных распевок, делают их повторение не столь однообразным и вносят элементы игры в занятия.

Первый этап. Разучивание распевки необходимо начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, протопыванием, щелканьем пальцами. Эти движения помогают выявить слоговую структуру слова. Приведенные ниже распевки использую на первом этапе.

Шла коза по мостику,

И виляя хвостиком.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угадила.

Кто не верит в это он,

Выходи из круга вон.

 

Серенькая кошечка села на окошечко

Хвостиком махала, деток созывала.

Где ж мои ребятки, серые котятки

Спать пора ребяткам, сереньким котяткам.

Второй этап. Когда дети освоили проговаривание текста, переходим ко второму этапу. Дети поют, руки выполняют движения в соответствии с характером, темпом и динамикой распевки.

В логопедии работа над просодикой (выразительностью речи) включает умение правильно расставлять ударения в словах и логические акценты во фразах, изменять интонацию в зависимости от содержания произносимого текста. Работа над просодикой в единстве с разнообразными движениями рук наиболее эффективна при активном зрительном контроле со стороны педагога. Дети учатся «петь» руками. При этом тело, руки, артикуляционный аппарат и голос становятся единым, хорошо слаженным инструментом. На втором этапе использую следующие распевки.

Едет, едет паровоз

Две трубы и сто колес

Две трубы, сто колес –

Машинистом рыжий пес.

 

Тили-бом, тили-бом

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром,

Поливает кошкин дом.

Желательно, чтобы все распевки ребенок воспринимал в объемном исполнении. Поэтому переходим к третьему этапу.

Третий этап. Необходимо воспроизводить мелодии на простейших музыкальных инструментах, например, бубнах, трещотках и любых других инструментах, которые будут под руками.

Вот некоторые распевки, которые использую на третьем этапе:

Сел комарик на дубочек

На зелененький листочек

Ой, лели, лели лели

На зелененький листочек

Налетела туча бура

Комарочка с ветки сдула.

Ой, лели, лели лели

Комарочка с ветки сдула.

 

Где ж ты был, мой черный баран? \2р

На мельнице, на мельнице, мой милостливый пан\2р

Что ж ты там делал, мой черный баран?\2р

Муку молол, муку молол, мой милостливый пан \2р

Использование вокальных распевок как элемента коррекции при нарушенном звукопроизношении дает возможность детям насладиться музыкой звуков, испытать радость победы над трудными звуками, над плохо слушающимся языком. Интересный и познавательный характер вокальных распевок в тесной взаимосвязи с движениями, музыкой и пением позволяют развивать у детей тонкую и общую моторику, чувство ритма и творческие способности.

 

Подробное содержание проводимых распевок, а также фотографии образовательной деятельности представлены в презентации.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела