Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

«Дистанционное образование – это тренд XXI века»

Наш разговор – с методистом учебно-методического и аналитического отдела Городского центра информатизации «Эгида», муниципальным куратором направления по разработке и апробации контента регионального проекта «Сетевая дистанционная школа» Натальей Александровной Кирилловой.

– Что такое современное дистанционное обучение?

– Главная цель дистанционного обучения – обеспечить максимальные возможности для всех школьников, чтобы они могли получить полноценное образование, удовлетворяющее индивидуальным требованиям каждого ребенка. Бывает, что ребенок уезжает на соревнования, живет в сельской местности или имеет ограничения по здоровью. В этих случаях дистанционные технологии смогут ему помочь в полноценном освоении программы общего образования.

Для детей с особыми образовательными потребностями, которые хотят расширить рамки изучения программы обычной средней школы, предполагается, что дистанционное обучение даст доступ к уникальному ресурсу, контенту, который будет ребенку необходим.

Министерство образования ставит задачу обеспечить в ближайшие годы возможность профильного обучения старшеклассников с использованием дистанционных технологий. Но те, кто сталкивается с этим процессом, понимают, что он не обеспечен пока ни образовательным контентом, ни возможностями педагогов образовательных учреждений, ни техническими и программными ресурсами.

Поэтому на сегодняшний день перед методической службой, перед муниципальной системой образования стоит задача апробации инновационных методик в области использования дистанционных технологий, чтобы наработать опыт, сформировать команду специалистов, которая в будущем могла бы развивать данное направление.

– В чем суть регионального проекта «Сетевая дистанционная школа»?

– Проект реализуется с 2011 года в рамках комплекса мер по модернизации системы общего образования. Его основная цель – сформировать такую систему дистанционного обучения, которая обеспечивала бы равные возможности для школьников. Проект рассчитан на три года, но в дальнейшем возможна его пролонгация.

Завершившийся учебный 2012-2013 год был вторым годом реализации проекта, поэтому можно говорить о каких-то достигнутых результатах, сложившихся моделях. Основная деятельность, которая ведется в рамках этого проекта – выстраивание системы дистанционного обучения, наработка опыта, моделей, нормативной базы, которые в дальнейшем могли бы транслироваться на другие образовательные учреждения и стать основой для внедрения дистанционного обучения в муниципальной системе в целом. На сегодняшний день в Новосибирской области участниками проекта являются 68 образовательных учреждений, в Новосибирске – 13. Но по количеству школьников, которые получают услугу обучения с использованием дистанционных технологий и по количеству педагогов, город Новосибирск играет в этом проекте более значимую роль.

– А есть ли такие проекты дистанционного обучения в других городах России? Насколько интересен опыт Новосибирска для российского образования?

– В том виде, в каком он реализуется в Новосибирске, в других городах России, насколько мне известно, его нет. Наши региональные операторы, которые его ведут и внедряют (Областной центр информационных технологий), все время подчеркивают, что со стороны других регионов есть большая заинтересованность в этом проекте. К нашему совместному опыту постоянно обращаются педагоги из разных уголков России. В той модели, в которой проект реализуется в Новосибирской области, он просто уникален.

– Школы, участвующие в проекте, делятся своим опытом с другими школами города и области? Подключаются ли к этому проекту новые участники?

Про подключение новых участников в проект говорить довольно сложно. Опыт показывает, для того чтобы в конкретном образовательном учреждении эти процессы были запущены и, педагог начал активно работать в этом режиме, требуется определенная финансовая, административная, ресурсная поддержка и желание всех участников включиться в этот процесс.

Опыт распространяется, конечно. Проводится много семинаров, мастер-классов регионального, городского и районного уровней, где образовательные учреждения, участвующие в «Сетевой дистанционной школе», приглашают к себе, проводят открытые уроки. С опытом проекта в Новосибирске – документами, новостями, материалами – можно ознакомиться на сайте do.nios.ru.

– Какова роль МКОУ ДОВ Городского центра информатизации «Эгида» в этом проекте?

Заказчиком проекта «Сетевая дистанционная школа» выступило Министерство образования Новосибирской области. А курирует его Областной центр информационных технологий, опираясь на муниципальные методические службы, в Новосибирске это Городской центр информатизации «Эгида».

Кураторы, операторы проекта: ОБЛЦИТ и ГЦИ «Эгида» выполняют функции методической, технической, организационной поддержки. Мы помогаем образовательным учреждениям сформировать направления работы и проконтролировать использование отпускаемых на проект средств по целевому назначению.

Какие существуют направления работы в рамках проекта?

– Самое главное – это обучение школьников с использованием дистанционных технологий. В каждом образовательном учреждении определено, сколько детей и какого возраста должно обучаться в рамках этого проекта. Главная проблема при организации дистанционного обучения – решить вопрос, с использованием какого ресурса учить детей. Ведь дистанционное обучение это не просто ресурсы, взятые из интернета. Это должен быть комплексный дистанционный курс, комплексная система дистанционного обучения, которая позволяет школьникам работать в этой системе, учителю назначать задания, публиковать материалы, вести взаимодействие, выставлять оценки, отслеживать успеваемость учащихся. Поддержка такой среды, наполнение ее ресурсами обучения – это отдельное направление в рамках реализуемого проекта.

Сейчас для обучения школьников в рамках проекта «Сетевая дистанционная школа» куплен дорогостоящий контент издательства «Просвещение» – «Телешкола». Это федеральные сертифицированные образовательные курсы, с подтвержденным статусом. Но для региона они обходятся очень дорого. Поэтому была поставлена задача разработки своего регионального ресурса, на котором в дальнейшем могли бы бесплатно обучаться все школьники Новосибирской области. Сейчас ведется разработка этого ресурса. Учителя Новосибирска пишут дистанционные курсы, которые размещаются на ресурсе Главного управления образования мэрии nios. По мере разработки они передаются в региональную систему. Теперь регион заказывает разработку дистанционных курсов и высшим образовательным учреждениям, т.е. идет накопление базы дистанционных курсов, которые в дальнейшем могли бы обеспечивать процесс обучения. Это отдельное направление в рамках проекта.

Еще раз подчеркну важность формирования нормативной базы и разработки методических рекомендаций. Те модели и тот опыт, которые выявляются в рамках проекта, должны быть систематизированы и должны остаться в региональной системе образования, как продукт проекта.

Общеобразовательные учреждения, внедряющие дистанционное обучение, работают по всем курсам основных образовательных программ средней школы с 1-го по 11-й класс, в том числе используются и курсы, выложенные по подготовке к ЕГЭ.

Помогает ли «Телешкола» ребятам в учебе? Повысилась ли успеваемость?

Сложно говорить по поводу успеваемости. Сейчас в рамках проекта мы пытаемся отслеживать эту статистику. Прошлый год был завершен с использованием этой среды, но на стартовом этапе требовались большие усилия, чтобы школьники, педагоги освоились в этой системе. В этом году параметр повышения успеваемости вынесен как один из основополагающих в ходе отслеживания результативности проекта. Особенно это касается подготовки к ЕГЭ. В конце июня мы ждем от образовательных учреждений результаты, которые показали школьники, обучающиеся с использованием «Телешколы». Например, в гимназии №16 «Французская» в проекте участвует начальная школа. По результатам итоговой аттестации за 4 класс, дети, участвующие в проекте, показывают более высокий результат обучения. Но главное, учителя отмечают, что эти ребятишки более мобильны, легче ориентируются в новых учебных ситуациях, владеют навыками самоорганизации.

– Чего еще удалось достичь в ходе реализации проекта «Сетевая дистанционная школа»?

– Прежде всего, выявлены и сформированы модели, по которым может проводиться дистанционное обучение: автономная, внутришкольная группы. Некоторые образовательные учреждения сейчас реализуют профильные программы, формируя межклассные группы, когда обучение ведется в виртуальном режиме. В таком формате могут обучаться школьники из разных классов. Межшкольные группы, в основном, реализуются в области, когда учитель географически находится в одном месте, а дети из малокомплектных школ имеют возможность работать с высококлассным специалистом в дистанционном режиме. Эти возможности на сегодняшний день обеспечены. В городе Новосибирске, где каждое образовательное учреждение имеет своих специалистов, такой задачи не стоит. Поэтому отработка виртуальных моделей, прежде всего, видится в профильных курсах. Те задачи, которые мы ставили в рамках проекта, достигаются. Но, чтобы выделить повышение качества знаний, недостаточно статистики.

В чем заключаются плюсы и минусы у дистанционной системы обучения?

Плюс – это индивидуализация системы образования, формирование навыков школьника по самостоятельному выстраиванию своей образовательной траектории. Дети, которые умеют и хотят учиться, с использованием этих дистанционных технологий могут оптимизировать свой учебный процесс. Они меньше будут тратить времени на те предметы, которые для них не требуют глубокого изучения, а больше сосредоточатся на работе с курсами и материалами, которые будут им нужны в дальнейшем. Учащийся имеет больше возможностей для того, чтобы варьировать свой учебный процесс.

Минусы очевидны: для немотивированного ребенка, который требует постоянного контроля педагога в процессе обучения, всё становится сложнее. В дистанционной системе обучения отслеживание результатов каждого ребенка идет ежедневно. Если в условиях аудиторных занятий ученик может отсидеть урок, слушая учителя и не производя никаких действий (пассивное обучение), то в дистанционном формате для приобретения навыков он должен что-то делать. То есть дистанционное обучение является плюсом для тех, кто может и хочет учиться и, одновременно, становится минусом для тех школьников, кто не привык интенсивно заниматься. Это требует от него дополнительных усилий.

При дистанционном обучении используются компьютерные технологии, поэтому появляется целый комплекс проблем, связанных с времяпрепровождением за компьютером, то есть возникают здоровьесберегающие вопросы. За этим нужно следить и во время учебного процесса в школе, и во время занятий дома. Частично ответственность перекладывается на родителей, чтобы учащийся не переутомлялся, и на самого школьника.

Также подключается большой комплекс проблем, связанных с техническим обеспечением: техника, интернет не всегда стабильны, ресурс может не открыться. Это требует более гибкого подхода учащихся, более мобильного реагирования на возникающие проблемы и желания их преодолевать.

– Представляет ли дистанционное обучение серьёзную конкуренцию обычному уроку?

В сегодняшних условиях это скорее дополнение к обычному уроку. Что понимать под обычным уроком? Когда все собираются в одном классе и в течение 40 минут слушают учителя. Все педагогические технологии: проектная методика, деятельностный подход в обучении, индивидуализация обучения имеют возможность быть реализованными и в дистанционном режиме, и в аудиторном. Поэтому дистанционный урок и обычный аудиторный конкурируют только в том смысле, что либо все собираются в одном месте и присутствует учитель, либо не собираются. Вопрос, кто победит? Пока для реализации дистанционного обучения полностью нет адекватных технических и нормативных возможностей.

– Изменилась ли в связи с этим роль учителя? Может ли компьютер в дальнейшем заменить учителя?

Если мы говорим о том, что учитель – это тот, кто организует учебный процесс и тот, кто помогает учащемуся продвигаться в процессе обучения, то в принципе, эта роль не меняется. Меняются приемы: технологические, методические. Это требует новой подготовки от педагога. Мы все время говорим о том, что нужно перенести центр инициации обучения. Инициатором обучения и тем, кто нуждается в получении знаний, является ребенок. Роль учителя – помочь ему на этом пути.

– Может такое случиться, что система интернет-обучения вытеснит обычную школьную систему, и она со временем отомрет совсем?

– Наверное, нет. С появлением интернета мы же не стали меньше путешествовать. Интернет нам помогает узнать что-то новое о других местах с помощью компьютерных технологий. Мы также не стали меньше читать книги, просто мы их читаем по-другому, но библиотеки пока еще живы.

В условиях дистанционного образования есть возможность организовать и внеклассную работу, и дополнительное образование, но не все. Часто бывает, что живой контакт учителя с ребенком просто необходим. Не хотелось бы совсем уходить в виртуальный мир. Живая школа останется, но, мы надеемся, что она будет более свободной, направленной на удовлетворение потребностей каждого участника образовательного процесса.

– Каковы перспективы развития проекта «Сетевая дистанционная школа»? Что с ним будет в будущем?

Сложно сказать, потому что все зависит от административных решений сверху, от финансовой поддержки. Перспектива видится такая: если после 2014 года проект прекратит свое существование, то те модели, те идеи, методики, технологии, которые в нем отрабатываются, уйдут в жизнь образовательных учреждений. Как говорит министр образования Ливанов: «Дистанционное образование – это тренд XXI века». Потребность в этом у учащихся есть, есть увлеченные, высокопрофессиональные педагоги, готовые использовать дистанционные технологии, есть заинтересованные образовательные учреждения. Наверняка, будут подключаться новые учителя с новыми классами. Региональный контент, который сейчас создается, останется в области и может быть предоставлен в пользование любому педагогу, который готов вести обучение в таком режиме. Значит, дистанционное обучение в школах будет жить. Вопрос только – в каких организационных формах.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. «Дистанционное образование – это тренд XXI века»
2. Нужно ли дистанционное обучение современной школе?