Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

Нужно ли дистанционное обучение современной школе?

МАОУ Гимназии №7 «Сибирская» делится  опытом работы в рамках проекта «Сетевая дистанционная школа» и строит планы на будущее.

Совсем недавно в некоторых школах нашей области появилась возможность получать общее среднее образование дистанционно. Некоторые школьники обрадовались такой перспективе и с удовольствием уселись за компьютеры: «информационные технологии, индивидуальный режим, упражнения и тесты разной сложности, домашние и контрольные работы, творческие задания и проекты, лекционные текстовые материалы, насыщенные мультимедийными объектами, – интерактивными таблицами, картами, словарями терминов, иллюстрациями – такие возможности открывает перед современными учащимися сетевая дистанционная школа».

Региональный проект «Сетевая дистанционная школа» по поручению Губернатора Новосибирской области Василия Юрченко внедряется с сентября 2011 года в рамках комплекса мер по модернизации системы общего образования. В 2012-2013 учебном году в проекте участвовало 13 школ Новосибирска.

Одной из первых в проект включилась МАОУ Гимназия №7 «Сибирская». О достигнутых результатах, планах на будущее нам рассказали координатор проекта в гимназии Татьяна Валерьевна Осокина и директор гимназии Маргарита Николаевна Ковалева.

– Когда началось внедрение дистанционных технологий в вашей гимназии?

– Еще в 2010 году мы открыли экспериментальную площадку по дистанционному образованию детей, обучающихся на дому. Руководителем этой площадки стала Татьяна Валерьевна Осокина. Потребность в таком обучении была. Например, дети часто уезжали на соревнования или вдруг получали травму, и некоторое время не могли посещать школу.  Поэтому мы стали разрабатывать программы, чтобы с ними заниматься дистанционно. Так мы создали несколько больших курсов, приучили учителей работать в скайпе, собрали аппаратуру, детям раздали ноутбуки. Так продолжалось года два, потом появился региональный проект «Сетевая дистанционная школа». Наша гимназия инновациями занимаемся давно. У нас есть специализированные классы, мы выиграли проект "Управление качеством образования». Но выбрали, все-таки, «Сетевую дистанционную школу». Причин тому было несколько: ограничение по количеству участия в региональном проекте, проект «СДШ НСО» работал на всю школу и, самое главное, был направлен на ребенка, который мог работать где угодно: дома, в школе, за пределами своего города. Вначале нужно было определиться, кто будет в нем участвовать.  Выбрали тех, кто хорошо владеет компьютером, кто закончил компьютерные курсы, кто хотел бы этим заниматься и имеет необходимый ресурс времени.

Вначале учителю было сложно проверять работы учеников, так как не было рабочего места, техники. Поэтому, нам нужно было укреплять материальную базу, покупать компьютеры, ноутбуки. Первоначально насчитывалось 12 человек, готовых включиться в сетевую школу. Естественно, мы поговорили  с родителями, чтобы они дали согласие на участие детей в проекте. В основном, у нас были автономные группы, замкнутые на одном классе. Проработав год, мы увидели, что целый класс – это много. Потому что охватить учителю 25-27 человек очень сложно. К тому же не все дети имели прилежание, чтобы работать самостоятельно.

Поэтому на следующий учебный год (2012-2013) мы уменьшили группы в классе, выбрав те, которые успешны. Остальные стали заниматься традиционно.

Сейчас у нас в проекте участвует 24 человека. Но есть учителя, которые занимаются дистанционно с детьми помимо проекта. 

В гимназии создана хорошая материальная база. Для более эффективной работы в «Сетевой дистанционной школе» нужно, чтобы в каждом классе у учителя был персональный компьютер, у преподавателей, которые передвигаются по школе (например, преподаватель физкультуры) – планшетники, создано больше мобильных классов. В нашем учебном заведении есть три мобильных класса, причем один мы отдали детям. Там работает тьютор, который занимается с учениками с восьми утра и до восьми вечера. Доступ в этот класс – свободный, дети могут здесь работать самостоятельно, готовиться к урокам.

В рамках проекта ведется преподавание ряда школьных предметов с использованием контента информационно-образовательной среды «Телешкола». Отличается ли работа гимназии №7 в «Телешколе» от других школ, участвующих в проекте?

Так как у нас есть автономные классы, то мы составляем расписание таким образом, чтобы сделать работу во время урока дифференцированной. Каждая тема разбивается на определенное количество уроков. Некоторые дети опережают класс в изучении материала, некоторые, наоборот, отстают. Если ребенок идет вперед, он не слушает тему, которая изучается в классе, а уходит в мобильный класс и работает самостоятельно. Поэтому дети могут идти на урок в школу, а могут освобождаться учителем, потому что у них все сделано. Некоторые ребята остаются на уроке, чтобы еще раз послушать пройденный самостоятельно материал.

 Свои работы ученики высылают учителю, который их корректирует. Если задание сделано неверно, его можно переделать. За работу выставляется определенное количество процентов.

Интересно проведение форумов. Когда задается какой-то проблемный вопрос или задание, каждые ребенок может высказать свое мнение и прокомментировать мнение своего одноклассника. Мы включились в проектную деятельность в ресурсе «Телешколы». Был разработан интегрированный межпредметный проект биология-география-физика. Дети выбирали понравившееся направление по теме «Вода», создавали проект, защищали его и показывали младшим классам. Есть и такой вариант работы в «Телешколе».

Изменилась ли в дистанционном обучении роль учителя?

– Роль учителя видится, скорее, как консультанта, тьютора. Он ведёт электронный журнал успеваемости, проверяет задания, которые присылают ему его ученики, отправляет им инструкции для выполнения заданий того или иного модуля, получает сообщения от учащихся, родителей и коллег. С учителем можно пообщаться «вживую» во время он-лайн конференции в рамках сетевой дистанционной школы.

 Когда ребенок присылает задачу, учитель смотрит, печатает замечания, комментарии и ставит процент. Если ребенок не удовлетворен процентом, то работает дальше, переделывая задание. По математике очень трудно печатать. Поэтому дети решают в тетради, фотографируют, а потом фотографии посылают учителю. Это гораздо быстрее, потому что в тетради писать легче. Ребенок учится дистанционно общаться с учителем. Вначале были большие проблемы, потому что ученик боялся напечатать учителю сообщение, ведь надо было соблюдать определенные правила при печатании текста. Дети могут печатать в Worde и прикреплять файлы. Это уже пользовательские навыки, которые, в то же время, развивают их самостоятельность.

Теоретический материал заложен в системе, те учащиеся, которые идут вперед, изучают его самостоятельно. Далее идут вопросы к материалу. Машина выставляет оценку за тему, за тестовые задания, вопросы. А есть задания с открытыми ответами, где нужно решение, которое отсылается учителю. Некоторые школьники идут параллельно с учителем. Мы изучаем тему, вместе с ними открываем  электронный ресурс, они разбирают тестовые задания, чертежи, документы, отвечают на вопросы, там же даются дополнительные задания, которые ребенок должен сделать дома и прислать учителю.

Бывает, что дети отстают. С ними сложнее, их приходится подтягивать. Это сигнал родителям, что ребенок не умеет самостоятельно усваивать материал.

Какие классы участвуют в этом проекте?

– Со 2-го по 11-й класс. В начальной школе есть курсы по окружающему миру, литературе, математике, русскому языку.

Ваша гимназия одна из ведущих школ по внедрению электронного дневника. Какими достижениями можете похвастаться?

Задумка сделать электронный дневник появилась еще в 2007 году. Но так как не было ресурсов, мы это реализовать не смогли. Мы начинали работу с другого электронного сообщения – скултайма. Эту идею мы переняли у Второй новосибирской гимназии и даже успели полгода поработать в этой программе.

Когда на базе ИС «Дневник.ру» в городе выбрали 45 школ для участия в эксперименте по внедрению электронного журнала, мы, конечно, дали свое согласие. Электронный журнал – это полноценный журнал успеваемости, представленный в электронном виде. Благодаря электронному журналу учителя с разным уровнем доступа к этой информации имеют возможность оперативного просмотра и выставления оценок. А благодаря автоматически подсчитываемым аналитическим данным значительно упрощается процесс выведения и контроля итоговых оценок. На странице каждого урока можно отредактировать его детали, загрузить нужные файлы, а также добавить домашние задания, оценки и комментарии.

 Работу по введению электронного журнала начали с того, чтобы мотивировать учителей. Мы включили в эти критерии определенное количество баллов за выполнение той или иной инновационной деятельности: общение с учениками, родителями, время заполнения журнала. Мы начали думать, чтобы создать сети, общую папку, где можно брать общую информацию и, в то же время, чтобы работать и на рабочем месте в учительской, и дома. Первый год работали неплохо – входили в десятку активных школ.

Потом нашей гимназии и одной из бердских школ предложили разработать документы по внедренной ИС «Дневнику.ру».Учителям было сложно, потому что приходилось вести два журнала: обычный и электронный. Этот интенсив снижал мотивацию, уменьшал очень сильно коэффициент полезного действия. Когда нам разрешили отказаться от обычного журнала, работы стало меньше, но возросла ответственность не только администрации, но и учителя. Ты должен каждый день заполнять журнал и выставлять оценки. Тебе обеспечили место, дали ресурс и ты должен работать системно. В результате ежемесячного мониторинга мы в течение учебного года были вторыми и даже первыми в числе самых активных школ по всей России.

На «Дневнике.ру» стали вести воспитательную работу, создать группы, участвовать в конкурсах, общаться с родителями. Постепенно появились документы, педагогические решения, видеоролики, инструкции. Начался форум между учителями. Сейчас в гимназии работает летний лагерь. Мы стали давать информацию по лагерю. Каждый отряд ведет свою страничку, размещают там фотографии, отчеты об интересных мероприятиях. Все это могут отслеживать родители, которых зарегистрировано уже более 90%.

–Налажен ли на страницах Дневника контакт родителей с учителями? Могут ли родители задать интересующие их вопросы?

– Конечно. Мы стали проводить родительские собрания и обучать, как пользоваться Дневником. Вопросы можно задать любому учителю-предметнику, классному руководителю, директору школы, заместителю директора. Все очень удобно. Эта информационная сеть хороша тем, что она  отвлекает от Контакта и других социальных сетей. У нас были случаи, когда дети пытались выставлять свои нецензурные песенки, картинки на «Дневнике.ру». Но за ребенком должен быть строгий контроль и мы добились того, чтобы они перестали это делать. Дети могут цивилизованно общаться, создавать свои группы (с обязательным доступом учителя). Там есть библиотека, можно прикреплять любые файлы, тестовые задания, презентации. Это способствует тому, что ребенок общается в образовательной среде. Если распространить это на все школы, то будет очень хорошо, потому что дети смогут общаться между собой, организовывать межшкольные форумы, конференции, олимпиады и даже можно вступить в контакт с другими городами.

Повышается ли успеваемость детей, которые участвуют в проекте?

– Конечно, повышается. Если раньше родители не сразу узнавали про двойку, то сегодня все открыто. Самая главная возможность – не поставить двойку. Двойка должна быть не бичом, а показателем того, что ребенок не усвоил материал. Поставив «два», учитель берет на себя обязанность, чтобы эту двойку ребенок мог исправить. Ее можно убрать и вместо нее получив другую отметку. Таким образом, пробел в знаниях ликвидируется. А в обычном журнале двойки не уберешь. И среднеарифметическая оценка выводится уже с учетом двоек. Сегодня все по-другому – приходите, отрабатывайте, ликвидируйте свои пробелы. Вместо этой оценки поставим вам другую.

С помощью электронного дневника учащиеся и их родители могут следить за успеваемостью, ее динамикой и аналитикой, используя встроенные сервисы «Дневник.ру».

Выбрав дневник по отдельному предмету, можно оценить успеваемость с точки зрения учителя-предметника.

Функция «Домашние задания» позволяет учителям выдавать задания и контролировать ход их выполнения, а ученикам - выполнять задания и сразу отправлять результаты учителю. Родители также могут видеть выданные их детям домашние задания.

Учителю доступен архив домашних заданий для всей школы. Он может просматривать как свои домашние задания, так и задания тех классов, в которых он замещает другого учителя.

Преимуществом является также  мобильность. Ребенок сразу видит, какая у него средняя оценка. Выходит не только средняя оценка, но и средневзвешенная, которая предполагает качество изучения материала. Каждая работа весит определенное количество баллов. Итоговая контрольная оценивается в десять баллов. Просто ответ – один балл. Самостоятельная или проверочная работа – пять баллов. Если ты получил за это двойку, то сразу падает средневзвешенная оценка. А это показатель качества и, родители про это знают.

Но, мы не отказались от обычных дневников детей и, думаю, что не надо отказываться. Мы его просто переделываем. У нас свой собственный дневник с нашими требованиями и логотипами. Мы развиваем детей в различных сферах одаренности, их у нас шесть: академическая, интеллектуальная, творческая, лидерская, исполнительская, психомоторная и, ребенок отслеживает, где он за год отличился, как бы создавая свое портфолио. В обычном дневнике есть место, где классные руководители прикрепляют распечатанные для детей оценки из журнала, чтобы родители расписались об осведомленности. Таким образом, родитель видит все оценки за неделю.

Интересно, что родители стали общаться между собой. Председатель родительского комитета рассылает всем сообщения. Все это работает на ребенка. Качество учебы возрастает. За ребенком нужен контроль. Не будет контроля, ребенок будет развиваться по собственной инициативе, как он хочет. А уйти на улицу и сделаться бездельником можно очень быстро. Надо быть в курсе дел ребенка, чтобы не оставлять его один на один с улицей и самим собой. Нам надо, чтобы дети общались в нашей сети и были в едином образовательном пространстве.

В «Дневнике.ру» классный руководитель может размещать мероприятия, которые проводятся в классе. В этот же день появляются фотографии, где видишь, чем был занят твой ребенок. Отслеживание идет не только на уровне оценок, но и воспитательной работы. Жизнь ученика в школе вся на виду.

Это очень помогает в работе с первоклассниками. Обычно родители могут пообщаться с учительницей, только, когда забирают ребенка из школы. Когда же  появилась информационная сеть «Дневник.ру», учитель стал писать каждому родителю, как его ребенок развивается. Постоянное общение снимало много адаптационных вопросов, чтобы первоклассник и родители легко вошли в школьную жизнь.

Есть ли какие-то сложности и проблемы при реализации проектов?

– Единственная проблема – это скорость. Она возникла сразу, как только мы стали работать в «Телешколе». Потом мы сами стали оплачивать через фонд развития гимназии, чтобы поднять скорость хотя бы до шести мегабайт. Президент Владимир Путин хотел с 2014 года сделать электронный журнал доступным для всех школ в стране. Я считаю, что это невозможно. Тогда нужно будет переходить на спутниковое телевидение, потому что только так можно поднять скорость. В некоторых школах области, которые работают в «Телешколе», скорость, вообще, 256 килобайт. Для того, чтобы мобильно общаться, нужно иметь высокую скорость. Чем больше пользователей, тем сложнее. Поэтому дома учителям работать проще.

Какие организационные и административные решения пришлось принимать?

– С точки зрения кадров у нас обучены все. Даже те учителя, которым за семьдесят, и то хорошо работают на компьютере. Мы обучали их в школе, проводили семинары. Для этого у нас есть материально-технический ресурс, стимулирующий фонд, но, в то же время, есть возможности для того, чтобы соединить обучение в школе с электронными носителями  и обучение через сетевую школу. Это большой плюс к тому, чтобы переходить на электронное использование школьной документации. Сразу видна вся отчетность. К этому мы шли, чтобы разработать документацию, согласие, регламенты, положения и о дистанционной школе, и об использовании «Дневника. ру».

Проект «Сетевое дистанционное обучение» рано или поздно закончится. Какие вы видите перспективы?

– Проект когда-то закончится, но положительно в проекте то, что учителя создают свои контенты. В прошлом году у нас было создано обществознание для 9 классов, русский язык, литература и математика. В других школах другие предметы. В этом году мы отдали им свои наработки, а их взяли себе. Если это будет продолжаться 3-4 года, то в области создастся своя база контентов. Она уже есть и достаточна большая. Тогда не надо будет платить деньги «Телешколе», ведь в первый год область заплатила четыре миллиона рублей. Даже если закончится проект, мы будем работать в штатном режиме. Контенты  находятся в свободном доступе на сервере ОБЛЦИТА. В прошлом году мы обучали дистанционно 356 детей, хотя нам были выделены средства за 309 детей. В этом году нам опять выделили денежный ресурс на 309 детей, а у нас их снова 356. Мы уменьшили классные группы, но мы расширили количество учителей, которых обучаем (20 человек), и расширили количество предметов. В будущем мы сможет найти средства сами, чтобы стимулировать учителя. Некоторые понимают, что это одна из особенностей, чтобы обогатить ребенка использованием информационных технологий.

Конечно, есть много замечаний на контент «Телешколы». Например, по геометрии только копируется учебник. А по литературе, например, есть много заданий, которые расширяют кругозор учащихся. Хотелось бы, чтобы контент содержал базовый материал и задания из «углубленки». Классы, которые работают на углубленном изучении материала, должны знать что-то большее. Тогда  индивидуализация обучения была бы еще шире. Один усвоил только базу, а другой гораздо шире, потому что у него больше желания и способностей. Не будет торможения в развитии детей.

 Контенты должны быть разноуровневые. И должно быть разнообразие: например, присутствие видеоряда, который бы помогал ребенку что-то увидеть.

– Ваш опыт используется другими школами?

По проекту «Сетевая дистанционная школа» мы принимали участие в семинарах, вместе обсуждали многие проблемы. По «Дневнику.ру» я выступала на межрегиональном совещании, где представители сибирских регионов обменивались опытом, а представители сети «Дневник.ру» рассказывали о своих возможностях. О нашем опыте не раз говорили по телевидению, радио. Мы проводили областной семинар, вышло несколько статей по использованию нашего опыта. На открытых уроках педагоги демонстрировали работу с использованием дистанционных форм обучения.

Людмила Кузменкина.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. «Дистанционное образование – это тренд XXI века»
2. Нужно ли дистанционное обучение современной школе?