Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Ведущий рубрики
Все статьи автора(17) Алексей Викторович Малыгин,

учитель математики НОУ Православная Гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

Нравственные уроки поражения наполеоновской армии в войне 1812 года

Несмотря на то, что закончился Год Российской Истории (2012 год), история не перестала быть учительницей жизни.

Говоря о войне 1812 года, учителя и воспитатели, как правило, основное внимание обращают на победу русского народа. Однако поражение Наполеона, точнее, нравственные причины и нравственные уроки этого поражения также достойны самого тщательного рассмотрения.

Никто не спорит с тем, что у поражения Наполеона были причины ненравственного характера: военно-стратегические просчеты, проблемы со снабжением, непривычные погодные условия и т.д. Однако даже у большинства из этих «ненравственных» с первого взгляда причин были нравственные основания.

Прежде всего, вспоминается мысль митрополита Сергия Страгородского, Молотова и Сталина: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Наполеон начал преступную, захватническую войну; и это не могло не наложить свой отпечаток на все события этой войны.

В идеологии Наполеона, в его пропаганде, которую он затеял при подготовке Великого Русского Похода (как он сам называл эту войну), мы мало находим высоких идей, нравственных идеалов и т.п. Наполеон не скрывал, что он начинает этот поход для того, чтобы прославить себя самого – лавры Александра Македонского не давали ему покоя, − и приглашал всех разделить славу этого похода. Также наполеоновская пропаганда доносила до своей целевой аудитории мысль о том, что нужно принести просвещение и прогресс дремучим варварским народам, каковым, конечно же, является русский народ. Единственная часть его многонационального войска воспринимала эту войну как освободительную – это поляки: спорный вопрос, насколько Наполеон был прав в этом моменте, но Наполеону удалось в глазах поляков создать имидж России как агрессоров и предателей польских национальных интересов. Больше никаких «высоких» идей у Наполеона не было.

Известны наполеоновские лозунги: «Война кормит войну» и «Для войны мне нужны, во-первых, деньги, во-вторых, деньги, и, в-третьих, деньги». Оказывается, для войны Наполеону не нужны идеи защиты своей родины, сохранение целостности государства и т.п. Перефразируя известную сентенцию о демократии, в представлении Наполеона, война – это деньги; ведется война деньгами и ради денег.

«Война кормит войну» − этот лозунг означал, что при недостатке снабжения из тыла его войска были просто обязаны грабить местное население на завоеванных территориях. Причем, известно, что такое «снабжение» армии сопровождалось насилием, бессмысленной жестокостью, осквернением святынь, массовым истреблением мирного населения. Этим наполеоновские солдаты очень часто занимались.

Возникает вопрос: «Как же так? Неужели все солдаты из его армии были грабителями, убийцами, развратниками и бессовестными людьми?». В том-то и дело, что нет! Те люди, которые служили в армии Наполеона, до призыва были порядочными и трудолюбивыми гражданами своих государств, верили в Бога, воспитывали своих детей в духе добра и нравственности, и, наверное, никогда даже не помышляли о том, чтобы у своего соседа украсть хотя бы курицу. Но вот эти люди попадают в армию Наполеона, попадают в атмосферу, где подобные преступления считаются не просто нормой, но, в некотором смысле, даже обязанностью. Сначала новобранцу это кажется дикостью, и он считает кражу курицы большим преступлением; затем курицы для него становятся привычным делом; со временем он не остановится перед тем, чтобы не только забрать у крестьянина все имущество, но надругаться и убить всю его семью.

Как мы знаем, это кончилось вакханалией в Москве – грабежи, пьяные драки, неподчинение начальству. Затем, когда его армия отступала из Москвы, наполеоновские солдаты тащили в своих вещмешках драгоценности Московского Кремля, золотые богослужебные сосуды, серебряные оклады с икон и т.п. И это при том, что им нечего было есть и не во что одеться – настолько эти люди были заражены жаждой наживы. После Наполеона еще много лет находили эти сокровища вдоль Смоленской дороги рядом с истлевшими костями его несчастных солдат.

Наполеон сам признавал, что он не мог остановить вакханалию в Москве. Его армия стала неуправляемой; потеря дисциплины для армии означает потерю боеспособности. Наполеон своими «моральными установками» развратил своих солдат. Возможно, после того, что наполеоновские солдаты творили по всей территории Европы, им не место не только в армии, но и вообще не место в нормальном обществе. Известно, что Наполеон бросил эту «армию» и уехал в Париж делать новый призыв. Из всей Великой армии, из 600 тыс. человек, обратно вернулись только 30 тысяч; т.е. эта развратившаяся армия была почти полностью истреблена.

Наполеон часто говаривал, что его в России победит Генерал Мороз. Вряд ли Наполеон что-то не понимал, скорее всего, он сильно лукавил: его победил Генерал Безнравственность; а Генерал Мороз лишь довершил разгром.

Нравственные уроки поражения наполеоновской армии можно распространить и на государство: нравственная (точнее, «безнравственная») модель гибели наполеоновской армии может стать моделью гибели любого государства. Безнравственный народ «достоин» только тоталитарного режима; либо истребления и ухода с исторической арены.

То, что безнравственность может стать орудием гибели любого народа и любого государства, осознали недоброжелатели России. В связи с этим вспоминается так называемый «план Даллеса». Для справки: Аллен Даллес (1893-1969), работал в Центральном разведывательном управлении США (ЦРУ) с момента его создания в 1947 году. В 1942-1945 гг. руководил политразведкой в Европе. Директор ЦРУ в 1953-1961 годах. Один из организаторов разведывательной и шпионско-диверсионной деятельности против СССР и других соцстран, идеолог «холодной войны».

А. Даллес. «Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР», 1945 г.: «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, – все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей!...

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением… исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.

Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветёт махровым цветом…».

К сожалению, эти недоброжелатели весьма преуспели в России!

Что мы можем этому противопоставить? Приходит на ум мысль Василия Александровича Сухомлинского: «Человека надо воспитать. У человека, которого мы воспитываем, должны быть святые истины и святые имена, святые принципы и святые, непререкаемые, незыблемые правила поведения».

Заметим, что Сухомлинский говорит не только о воспитании детей, но о воспитании человека вообще, в том числе, и взрослого человека. Весь жизненный путь человека, по мысли Сухомлинского, должен быть, помимо всего прочего, педагогическим процессом.

Если директор ЦРУ собирается вытравить из наших душ всё самое святое, нам, российским педагогам и всем гражданам России, нужно, напротив, насаждать разумное, доброе, вечное и святое.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3173)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)