Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Ведущая рубрики
Все статьи автора(3) Елена Владимировна Богданова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВПО НГПУ, научный руководитель МКУ «Городской комплексный центр по организации каникулярного отдыха детей школьного возраста «СОЛО»

Все статьи автора(2) Екатерина Сергеевна Лысенко,
начальник отдела МКУ «Городской комплексный центр по организации каникулярного отдыха детей школьного возраста «СОЛО» г. Новосибирска

Движение вожатских отрядов школьников Новосибирска «Стриж»

Движение вожатских отрядов школьников города Новосибирска «СТРИЖ» появилось как ответ на два ключевых посыла: необходимость поиска привлекательных, социально-значимых предложений и форм организации внеурочной деятельности школьников в условиях внедрения ФГОС и учет реалий сложившейся практики деятельности образовательных учреждений, связанных с организацией каникулярного отдыха детей школьного возраста.

Современный образовательный процесс, осуществляющий внедрение ФГОС второго поколения, в качестве первостепенной задачи ставит социально-ориентированное воспитание ребенка, формирование его как активную, самостоятельную, образованную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за последствия своей деятельности.

Внедрение стандартов ФГОС ориентировано на получение помимо учебных, предметных результатов деятельности школьника, еще и на достижение личностных результатов в трех основных сферах. Во-первых, приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Во-вторых, получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. В-третьих, получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Таким образом, современная образовательная практика актуализируют с одной стороны, проблему поиска такого содержания и форм работы с подрастающим поколением, которые бы способствовали формированию результатов всех трех уровней, а с другой стороны,  которые отвечали бы возрастным потребностям подростков, решению задач социализации  адекватных их возрасту.

Анализ практики педагогической деятельности образовательных учреждений города Новосибирска показывает, что образовательной формой, которая, с одной стороны, учит детей находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а с другой стороны, устойчиво обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов, может выступать вожатская деятельность школьников. Особенностью деятельности  образовательных учреждений города Новосибирска в каникулярное время является активное возрождение и развитие вожатской деятельности школьников. Так, летом 2012 года в Новосибирске действовало 52 вожатских отряда школьников. Основная их деятельность заключается в работе помощниками вожатых или воспитателей в лагерях с дневным пребыванием при образовательных учреждениях города или в загородных оздоровительных лагерях. В основные функции помощников вожатых входит помощь в организации и проведении досуговых мероприятий и режимных моментов. Однако в реальной практике функционал деятельности помощников вожатых гораздо шире: это участие в разработке программ воспитательной деятельности лагеря и разработка собственных авторских мероприятий, проведение и участие в социальных акциях, и многое другое.

Такая распространенность вожатского движения школьников привела к необходимости объединения усилий отдельных образовательных учреждений в единую городскую систему, которая нашла свое отражение в создании ассоциации вожатских отрядов школьников Новосибирска «СТРИЖ», действующей на базе МКУ ГКЦ «СОЛО». На сегодняшний день ассоциация включает в себя 62 вожатских отряда школьников Новосибирска, из них 54 – вожатские отряды лагерей дневного пребывания, действующие на базе общеобразовательных учреждений и 8 вожатских отрядов загородных оздоровительных лагерей. Каждый вожатский отряд имеет свою символику, традиции, программу деятельности, которые представлены в портфолио вожатских отрядов.

Деятельность ассоциации вожатских отрядов школьников Новосибирска «СТРИЖ» включает в себя несколько направлений.

Во-первых, обучающее направление – это организация деятельности различных типов школ подготовки вожатых школьников (годичная школа, выездная, однодневная). Все типы школ подготовки вожатых объединен в единый проект профессионального самоопределения школьников «Я-вожатый», который является одновременно как проектом разработки и внедрения инновационных программ, направленных на развитие личности молодых людей, так и проектом для освоения традиционных и педагогических технологий обучения и воспитания как взрослых, так и детей и подростков.

Содержание проекта направлено на освоение школьниками знаний, умений и навыков вожатского мастерства через организацию теоретических занятий и включение школьников в практическую деятельность. В теоретическом блоке изучаются следующие темы: «Азбука организации», «Портрет коллектива», «Правила хорошей работы», «От «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу», «Мастерская настроений» и др..  Практический блок представлен следующими разделами: «Игра – дело серьезное», «День отшумел», «Оформительский практикум», «Сценарное мастерство», «Культура речи», «Актёрское мастерство». Во время практической части программы участники проекта получают задания связанные с организацией и апробацией авторских мероприятий в образовательных учреждениях города Новосибирска.

Одной из форм проведения занятий является дискуссия с опытными вожатыми города Новосибирска и Новосибирской области, имеющими соответствующие награды и знаки отличия в своей профессии.

Вторым направлением деятельности ассоциации «СТРИЖ» является практическая социально-значимая деятельность вожатских отрядов не только в летнее время, но и в течение года. Наиболее значимыми делами ассоциации являются:

Слет вожатских отрядов школьников Новосибирска, направленный на поддержку и стимулирование деятельности вожатских отрядов старшеклассников, работающих в каникулярное время в лагерях дневного пребывания города Новосибирска, загородных детских лагерях, профильных сменах и детских общественных организациях. Проект реализуется в течение года и проходит в несколько этапов. Первый этап  направлен на знакомство с задачами слета, обучение участников слета, проведение тематических занятий и мастер-классов. Итогом первого этапа является разработка социальной акции «Вожатские отряды старшеклассников – Новосибирску». Второй этап направлен на презентацию деятельности вожатских отрядов старшеклассников, оформление портфолио педагогических отрядов, проведение конкурса на выявление лучших отрядов старшеклассников. Третий этап  – выездной этап, направлен на проведение профильной смены вожатских отрядов. Представление результатов деятельности вожатских отрядов старшеклассников, итоговое заполнение и презентация своего портфолио. Четвертый этап – проведение социально-значимой акции «Вожатские отряды старшеклассников – Новосибирску», проведение городского праздника по итогам «Новосибирского слета вожатских отрядов старшеклассников».

Городская профильная смена вожатских отрядов школьников Новосибирска «Твое время». Цель смены – поддержка и развитие вожатского движения школьников города Новосибирска. В ходе осуществления профильной смены реализуются четыре ключевых содержательных блока:

– обучающий блок: проведение тематических мастер-классов, раскрывающих специфику вожатской деятельности. В течение 3-х дней участникам предлагаются мастер-классы, направленые на разные виды деятельности – творческие, игровые, треннинговые, профессиональные, ориентационные.

– творческий блок, связанный с проведением традиционных форм вожатской деятельности, таких как КТД «Лагерь мечты», идея которого заключалась в создании лагеря мечты, то есть объектов, по мнению участников, необходимых лагерю; «Золотой микрофон» и «Золотой батман» (песенный и танцевальный батлы); «Стрижевые игры», главная идея которых – творческие соревнования в разных сферах вожатской деятельности; квест-игра «Стрижи в стране чудес»; конкурс «Лучший вожатый Слета» направленный на выявление лучшего вожатого – школьника лета 2012 года.

– интерактивный блок, направленный на общение и взаимодействие участников слета не только в своей делегации, но и делегаций друг с другом. Это такие дела, как «Под крылом» знакомства участников слета друг с другом и презентации деятельности вожатских отрядов; «Большой слёт стрижей» – ежедневное подведения итогов прошедшего дня и определение «Персоны Слета».

– проектировочный блок, направленный на разработку участниками смены акции «Вожатские отряды школьников – Новосибирску». Проектом 2012 года стала посадка аллеи вожатых на территории городского планетария.

Третьим направлением деятельности ассоциации «СТРИЖ» является поддержка и популяризация вожатской деятельности школьников через систему стимулирования и поощрения. Это проведение конкурсов: «Вожатый Слета», «Лучший вожатский отряд школьников», «Пятерка лучших» вожатских отрядов школьников города Новосибирска. Участие в конкурсах служит положительным моментом в формировании позитивного отношения школьников к собственной социально-значимой деятельности. Награды и грамоты за участие могут положить начало формированию профессионального портфолио школьников.

Значимым моментов в поддержке вожатского движения школьников Новосибирска является создание информационного пространства общения, взаимодействия и совместной деятельности членов ассоциации на сайте МКУ ГКЦ «СОЛО» – www.centrsolo.ru.

Таким образом, вовлечение школьников в сферу отдыха и оздоровления в качестве помощников вожатых, организаторов досуга, аниматоров, шефов учащихся начальной школы кристаллизует такие характеристики как движение ее «от зависимости к независимости»; «от безответственности к ответственности». Анализ жизнедеятельности школьного вожатского сообщества города Новосибирска можно рассматривать как своеобразный вариант подростковой субкультуры неофициального типа с позитивными социокультурными установками, которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства творческого самовыражения.

Портфолио лучших вожатских отрядов школьников города Новосибирска:

– «Чудетство» МБОУ СОШ № 167,

– «Фишки» МБОУ СОШ № 97,

– «Эхо» ДОЛ «Дзержинец»,

– «Тимуровское движение» ДСОЛКД «Тимуровец»,

– «Оранжевое чудо» ДОЛ «Электрон»,

– «Данко» МБОУ СОШ № 190.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела