Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом работы классного руководителя по вопросам личной гигиены школьника. Личная гигиена – это совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.
В нашей гимназии в этом направлении работают учителя начальной школы, биологии, физической культуры, школьные медицинские работники, но нельзя не учитывать и роли классного руководителя, так как:
– именно классный руководитель, поддерживая связь с родителями, знает о состоянии здоровья каждого ребёнка в классе;
– классный руководитель постоянно контролирует соблюдение правил гигиены каждым учащимся;
– классный руководитель имеет возможность получить консультацию у медицинских работников школы об особенностях физического состояния и возможных патологий ребёнка. Ежегодно проводимые медицинские осмотры школьников дают возможность наблюдать за состоянием здоровья в динамике;
– классному руководителю дети рассказывают о своих проблемах, в том числе и связанных со здоровьем.
Всё это даёт возможность сохранять и укреплять здоровье школьника, корректировать и физическую нагрузку и урегулировать взаимоотношения между детьми в классе.
Являясь как классным руководителем, так и учителем биологии, я стараюсь шире привлекать учеников своего класса к различным формам работы, раскрывающим вопросы гигиены.
Более 5 лет назад по инициативе учащихся была создана лекторская группа детей, выступающих на классных часах с тематикой лекций «За здоровый образ жизни». В курс лекций для обучающихся гимназии вошли темы, наиболее заинтересовавшие гимназистов (согласно анкетированию):
– способы закаливания организма;
– нормы питания;
– рациональное использование витаминов подростковом возрасте;
– проблемы подростковой кожи;
– ранние половые связи;
– диеты. За и против;
– болезни кожи и их профилактика;
– нет наркотикам!
– последствия вредных привычек;
– гигиенические и экологические требования к подростковой обуви;
– компьютерный зрительный синдром и меры по борьбе с ним.
В цикл разработанных лекций вошли рефераты победителей районных научно-практических конференций на тему: «Шум и борьба с ним» и «Компьютерный зрительный синдром и меры по борьбе с ним».
Позднее были разработаны рекомендации по борьбе с шумом в гимназии и мерах профилактики КЗС.
Поделюсь ещё одной интересной, на мой взгляд, находкой, в которой можно задействовать весь класс – составление справочников по гигиене человека.
Ранее, при изучении организма человека в 8 классе, все учащиеся составляли и оформляли собственные справочники по оказанию первой медицинской помощи при различных повреждениях, в последнее время к этому справочнику прибавился справочник по гигиене человека. Выбор составления того или иного справочника предоставляется самим учащимся.
Требования к оформлению оговариваю и вывешиваю на специальном стенде.
Содержание должно быть строго выдержано:
1. Определение понятия гигиена;
2. Предупреждение искривления позвоночника;
3. Предупреждение плоскостопия;
4. Гигиена сердечно-сосудистой системы;
5. Профилактика заболеваний дыхательной системы;
6. Гигиена полости рта и уход за зубами;
7. Правила приёма пищи;
8. Предупреждение кишечных инфекций;
9. Соблюдение норм питания;
10. Режим питания;
11. Уход за кожей и волосами;
12. Гигиена одежды и обуви;
13. Способы закаливания организма.
Каждая тема должна занимать не более одной страницы.
Гигиенические требования должны быть чётко сформулированы и выделены.
Справочник выполняется на листах формата А 4, шрифт – 14. Иллюстрации включаются по желанию.
В течение учебного года учащиеся оформляют справочники, а в конце года – защищают свою работу перед классом.
Лучшие справочники вручаются на общешкольной линейке в конце учебного года всем классам и вывешиваются в «Классных уголках».
Такая работа позволяет:
– задействовать всех учащихся класса;
– проявить каждого творческие способности в оформлении работы;
– включиться в поиск необходимого материала, учиться находить главное;
– совершенствовать работу с компьютером;
– прочувствовать необходимость и актуальность своей работы;
– уметь отстоять свою точку зрения;
– почувствовать удовлетворение в выполненной работе, свою значимость в общем деле и гордость за полученный результат своей деятельности.
В приложении дан образец справочника по гигиене человека.