Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(2) Ирина Аркадьевна Муравьёва,
учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ гимназия № 13 Центрального района Центрального округа г. Новосибирска

Гигиеническое воспитание школьников

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом работы классного руководителя по вопросам личной гигиены школьника. Личная гигиена – это совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

В нашей гимназии в этом направлении работают учителя начальной школы, биологии, физической культуры, школьные медицинские работники, но нельзя не учитывать и роли классного руководителя, так как:

– именно классный руководитель, поддерживая связь с родителями, знает о состоянии здоровья каждого ребёнка в классе;

– классный руководитель постоянно контролирует соблюдение правил гигиены каждым учащимся;

– классный руководитель имеет возможность получить консультацию у медицинских работников школы об особенностях физического состояния и возможных патологий ребёнка. Ежегодно проводимые медицинские осмотры школьников дают возможность наблюдать за состоянием здоровья в динамике;

– классному руководителю дети рассказывают о своих проблемах, в том числе и связанных со здоровьем.

Всё это даёт возможность сохранять и укреплять здоровье школьника, корректировать и физическую нагрузку и урегулировать взаимоотношения между детьми в классе.

Являясь как классным руководителем, так и учителем биологии, я стараюсь шире привлекать учеников своего класса к различным формам работы, раскрывающим вопросы гигиены.

Более 5 лет назад по инициативе учащихся была создана лекторская группа детей, выступающих на классных часах с тематикой лекций «За здоровый образ жизни». В курс лекций для обучающихся гимназии вошли темы, наиболее заинтересовавшие гимназистов (согласно анкетированию):

– способы закаливания организма;

– нормы питания;

– рациональное использование витаминов подростковом возрасте;

– проблемы подростковой кожи;

– ранние половые связи;

– диеты. За и против;

– болезни кожи и их профилактика;

– нет наркотикам!

– последствия вредных привычек;

– гигиенические и экологические требования к подростковой обуви;

– компьютерный зрительный синдром и меры по борьбе с ним.

В цикл разработанных лекций вошли рефераты победителей районных научно-практических конференций на тему: «Шум и борьба с ним» и «Компьютерный зрительный синдром и меры по борьбе с ним».

Позднее были разработаны рекомендации по борьбе с шумом в гимназии и мерах профилактики КЗС.

Поделюсь ещё одной интересной, на мой взгляд, находкой, в которой можно задействовать весь класс – составление справочников по гигиене человека.

Ранее, при изучении организма человека в 8 классе, все учащиеся составляли и оформляли собственные справочники по оказанию первой медицинской помощи при различных повреждениях, в последнее время к этому справочнику прибавился справочник по гигиене человека. Выбор составления того или иного справочника предоставляется самим учащимся.

Требования к оформлению оговариваю и вывешиваю на специальном стенде.

Содержание должно быть строго выдержано:

1. Определение понятия гигиена;

2. Предупреждение искривления позвоночника;

3. Предупреждение плоскостопия;

4. Гигиена сердечно-сосудистой системы;

5. Профилактика заболеваний дыхательной системы;

6. Гигиена полости рта и уход за зубами;

7. Правила приёма пищи;

8. Предупреждение кишечных инфекций;

9. Соблюдение норм питания;

10. Режим питания;

11. Уход за кожей и волосами;

12. Гигиена одежды и обуви;

13. Способы закаливания организма.

Каждая тема должна занимать не более одной страницы.

Гигиенические требования должны быть чётко сформулированы и выделены.

Справочник выполняется на листах формата А 4, шрифт – 14. Иллюстрации включаются по желанию.

В течение учебного года учащиеся оформляют справочники, а в конце года – защищают свою работу перед классом.

Лучшие справочники вручаются на общешкольной линейке в конце учебного года всем классам и вывешиваются в «Классных уголках».

Такая работа позволяет:

– задействовать всех учащихся класса;

– проявить каждого творческие способности в оформлении работы;

– включиться в поиск необходимого материала, учиться находить главное;

– совершенствовать работу с компьютером;

– прочувствовать необходимость и актуальность своей работы;

– уметь отстоять свою точку зрения;

– почувствовать удовлетворение в выполненной работе, свою значимость в общем деле и гордость за полученный результат своей деятельности.

В приложении дан образец справочника по гигиене человека.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Школьные нагрузки и здоровье обучающихся
2. Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям!
3. Проектная деятельность учащихся как одна из форм внеклассной работы
4. Гигиеническое воспитание школьников
5. Роль спортивных соревнований, праздников и подвижных игр во внеурочное время в укреплении здоровья и физического развития младших школьников
6. Сценарий спортивного праздника «Путешествие на планету быстрее, выше, сильнее» (для обучающихся 3 классов)
7. Из опыта работы классного руководителя по созданию детских печатных изданий
8. Формирование классного коллектива
9. Из опыта работы в профильном гуманитарном классе. Урок по повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» в 11 классе
10. Развитие творческого мышления в процессе анализа поэтического текста (на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»)
11. Возможности фильма как аудиовизуального источника в создании условий для формирования метапредметной компетентности
12. Цикл уроков по литературе родного края «Образы современных героев в поэзии и прозе новосибирских писателей». Методическая разработка из опыта работы в летней гуманитарной школе МБОУ Лицея №130 имени академика М.А. Лаврентьева
13. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников – одна из важнейших проблем современного образования
14. Классный час в 9 классе «Мы – граждане Российской Федерации»
15. «День знаний»: конспект классного часа для 2 класса
16. Главный закон страны