Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Наталья Александровна Колчина,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 13» Центрального округа г. Новосибирска

Развитие творческого мышления в процессе анализа поэтического текста (на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»)

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, –

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Необходим поиск принципов построения такого пространства, в котором можно найти механизм адаптации жизнетворчества, рефлексии, сохранения ребёнком своей индивидуальности. Потенциал для формирования творческого мышления дают уроки литературы, на которых возможно создание условий, способствующих развитию творческой личности ребёнка. Основой для развития гуманитарных способностей становится работа с художественным, в частности, с поэтическим текстом. М.М. Бахтин утверждал, что «человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт ТЕКСТ. Всякий именно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное откровение личности». На уроке литературы текст в этом понимании – это сумма трёх слагаемых: слово «авторское», слово учителя и слово ученика.

В 7 классе изучаются лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел» (1831г.), «Молитва» (1839г.), «Когда волнуется желтеющая Нива…» (1937г.). Фрагмент урока «Лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова» я хочу предоставить вашему вниманию.

Цель урока: развитие навыков анализа лирического произведения, сравнение стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» со стихотворением Бунина «Вечер».

Особое внимание на уроке было уделено стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива…». У этого стихотворения своя история создания (оно написано в 1837 году, когда Лермонтов находился под домашним арестом за стихотворение «Смерть поэта») и история понимания. Ведь многие современники поэта не приняли это стихотворение, не поняли его философскую глубину, хотя стихотворение является шедевром русской поэзии.

Для Лермонтова важно показать гармонию на земле и на небесах, это размышление о человеке и мире.

Текст стихотворения многозначен. И поэтому у учеников появились разные точки зрения. Мальчик высказал своё мнение, которое не совсем совпадает с общепринятой трактовкой стихотворения, но оно тоже имеет право на существование.

Особое внимание уделялось композиции стихотворения. Ю.М. Лотман говорил: «Композиция имеет важное содержательное значение». Важно было показать движение от внешней, материальной детали к внутреннему миру лирического героя, движение мысли от волнения к гармонии, связь небесного и земного, материального и духовного.

Природа для романтиков – особый мир. Английский романтик Блейк учил «видеть небо в диком цветке». А М.М. Пришвин говорил: «Я не могу смотреть на солнце, но ромашка – его зеркальное отражение».

И у Лермонтова:

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Это стихотворение одно из немногих, где поэт видит мир гармоничным, потому что гармоничен его лирический герой.

Задаю вопросы:

При помощи каких выразительных средств и литературных приёмов поэт передаёт движение человеческой души к гармонии?

Когда, в какой момент человек может достигнуть счастья?

Во второй части урока ученики знакомятся со стихотворением И. Бунина «Вечер», делают сопоставительный анализ, работают над выразительными средствами.

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

 

Задаю вопросы:

– Чем Лермонтов дорог Бунину?

– Какие чувства, мысли, образы, роднят стихотворение Бунина со стихотворением Лермонтова?

Ученики увидели движение от предметности детали к внутреннему состоянию героя, к гармонии слияния с миром.

Ребята любят читать стихи, но испытывают определённые трудности при анализе стихотворного текста. Задача учителя литературы – дать ученикам представление о стихотворной речи и её особенностях, помочь установить диалог между ними и художественным текстом, диалог между читателем и поэтом и перекинуть мостик к их собственному литературному творчеству – от творческого мышления к творческому самовыражению.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Школьные нагрузки и здоровье обучающихся
2. Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям!
3. Проектная деятельность учащихся как одна из форм внеклассной работы
4. Гигиеническое воспитание школьников
5. Роль спортивных соревнований, праздников и подвижных игр во внеурочное время в укреплении здоровья и физического развития младших школьников
6. Сценарий спортивного праздника «Путешествие на планету быстрее, выше, сильнее» (для обучающихся 3 классов)
7. Из опыта работы классного руководителя по созданию детских печатных изданий
8. Формирование классного коллектива
9. Из опыта работы в профильном гуманитарном классе. Урок по повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» в 11 классе
10. Развитие творческого мышления в процессе анализа поэтического текста (на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»)
11. Возможности фильма как аудиовизуального источника в создании условий для формирования метапредметной компетентности
12. Цикл уроков по литературе родного края «Образы современных героев в поэзии и прозе новосибирских писателей». Методическая разработка из опыта работы в летней гуманитарной школе МБОУ Лицея №130 имени академика М.А. Лаврентьева
13. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников – одна из важнейших проблем современного образования
14. Классный час в 9 классе «Мы – граждане Российской Федерации»
15. «День знаний»: конспект классного часа для 2 класса
16. Главный закон страны