Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(6) Юлия Владимировна Родионова,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №13» Центрального района г. Новосибирска

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников – одна из важнейших проблем современного образования

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников – одна из важнейших проблем современного образования. Актуальность проблемы связана с тем, что интенсивное внедрение и переплетение современных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество информационного общения. В настоящее время благодаря потоку информации, который доступен детям, создается определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Но, в то же время, дети зачастую не умеют обращаться с этой всей информацией. Новыми нормами в жизни человека становятся умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Также нельзя не отметить широкое распространение сотовой связи, без которой современный человек уже не представляет своей жизни, в том числе и дети. Наши дети очень быстро вводят в свою жизнь нереальных героев, которые захватывают всё внимание ребёнка. А затем начинают пользоваться общением через социальные связи, которые становятся частью жизни молодых людей. Благодаря всем вышесказанным достижениям науки, люди перестают общаться в «живую», социальные сети захватывают всё более широкие массы людей. Нашим детям легче и комфортнее при таком общении, они не видят собеседника, а выражают свои мысли свободно через компьютер.

Но, по наблюдениям психологов и педагогов, пришедшим в первый класс детям, как правило, свойственно любопытство, проявляющееся в желании самостоятельно найти ответы на вопросы. Ребёнок хочет общаться и с детьми, и с учителем. Все дети без исключения способны к правильному «живому» общению: они много задают вопросов, часто хотят рассказать о своих переживаниях, о своих чувствах. Почему же это желание так быстро проходит? Почему уже после первого года обучения в школе ребёнок замыкается, перестаёт говорить всё, что ему хочется сказать, перестаёт задавать вопросы?

Причиной всему, зачастую, к сожалению, мы, учителя. Одним фактором того, что общение в школе не развивающее, можно назвать так называемое «приучение к порядку». Порядок, в понимании учителя, это когда дети спрашивают и отвечают на вопросы, поднимая руку, по очереди, (фронтальные методы работы). При этом совсем не учитывается желание – нежелание ребёнка. Чаще всего учитель спрашивает как раз того ученика, который руку не поднимает. И после молчания ребёнка, конечно, следует «наказание». Зато те дети, которые постоянно готовы отвечать, поднимают руку, даже выкрикивают ответ на вопрос, всегда получают от учителя замечание в несдержанности. Таким образом, одни дети так и не начинают говорить, а другие – перестают.

Другим фактором торможения общения можно назвать и то, что в школе ребёнку часто учителя объясняют всё. При неоднократном повторении педагог, сам того не желая, отбивает у ребёнка желание рассуждать и искать истину. Ребенок замолкает, а затем перестаёт думать. В итоге, он начинает ждать, когда ему дадут правильный ответ или инструкции.

В будущем, во взрослой жизни перед человеком регулярно будут возникать проблемы, решение которых предстоит решать только ему, без помощи. При этом необходимо строить взаимоотношения с разными людьми, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию.

Поэтому, в современной школе необходимо учитывать данные обстоятельства при организации образовательного процесса, перестраивать работу на уроке, вводить новые технологии деятельностного типа, разнообразить внеурочную деятельность, чтобы она стала развивающей, а не создавала лишнюю нагрузку на ребёнка.

В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа» определена главная задача современной школы: «…Это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [2].

Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов в реальном мире молодых людей, в семьях, в рабочих коллективах. Ребенок копирует поведение и стиль общения взрослых.

В первый класс приходят дети уже с определенным жизненным опытом, который приобретают из ближнего окружения и переносят его в свой стиль общения с людьми.

Исследования О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова [1] позволили выявить три типа детей 1-2 класса с точки зрения стиля их общения.

1) Эгоцентричный (18%)

2) Неуверенный тип (32%)

3) Дружелюбный (около 50%)

Первые две группы отличает низкий уровень успешности в общении. Дети испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений.

Третью группу отличает ярко выраженная позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам.

Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активными, способными адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьёзные последствия. В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются сложно. У многих детей приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты. Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (иначе – коммуникативного компонента универсальных учебных действий) в ходе обучения обойтись нельзя.

Актуально ли все вышеперечисленное для нашей школы? Безусловно, потому что проведенная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками. Таким образом, существует противоречие между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в школе.

Литература:

1. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в команде // Управление начальной школой. – 2010. № 9. C. 31-35

2. План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов в Московской области, утверждённый Губернатором Московской области Б.В. Громовым 26 июня 2010 года.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 39)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Школьные нагрузки и здоровье обучающихся
2. Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям!
3. Проектная деятельность учащихся как одна из форм внеклассной работы
4. Гигиеническое воспитание школьников
5. Роль спортивных соревнований, праздников и подвижных игр во внеурочное время в укреплении здоровья и физического развития младших школьников
6. Сценарий спортивного праздника «Путешествие на планету быстрее, выше, сильнее» (для обучающихся 3 классов)
7. Из опыта работы классного руководителя по созданию детских печатных изданий
8. Формирование классного коллектива
9. Из опыта работы в профильном гуманитарном классе. Урок по повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» в 11 классе
10. Развитие творческого мышления в процессе анализа поэтического текста (на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»)
11. Возможности фильма как аудиовизуального источника в создании условий для формирования метапредметной компетентности
12. Цикл уроков по литературе родного края «Образы современных героев в поэзии и прозе новосибирских писателей». Методическая разработка из опыта работы в летней гуманитарной школе МБОУ Лицея №130 имени академика М.А. Лаврентьева
13. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников – одна из важнейших проблем современного образования
14. Классный час в 9 классе «Мы – граждане Российской Федерации»
15. «День знаний»: конспект классного часа для 2 класса
16. Главный закон страны