Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(2) Ирина Анатольевна Зайцева,
директор МБС(К)ОУ С(К)ОШ-интерната № 37 I,II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

Спорт и физкультура как средство социальной адаптации и реабилитации учащихся специальной школы

В настоящее время проблема социальной адаптации и физической реабилитации детей с проблемами слуха имеет большое значение, учитывая распространенность этой патологии. В соответствии с мировой статистикой 10-12% населения России плохо слышит. Вероятность появления глухого ребёнка у глухих родителей на порядок выше, чем у слышащих. Вторая основная причина глухоты – результат неправильного лечения детских заболеваний. Поэтому социальная ориентация, адаптация, профессиональная и трудовая реабилитация людей с нарушениями слуха – серьёзная и сложная задача, стоящая перед обществом.

Ещё в 1924 году Л.С. Выгодский писал, что «… дефективность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте, на глухоте, на немоте. Сама по себе слепота не делает ребёнка дефективным. Она становится ею только при известных социальных условиях. Она есть знак разницы между его поведением и поведением других. Социальное воспитание победит дефективность. Тогда вероятно нас не поймут, если мы скажем о слепом ребёнке, что он дефективный, но о слепом скажут, что он слепой и о глухом глухой и ничего больше». Актуальность этих строк несомненна и сегодня. Физическая культура и спорт – это важнейшее направление реабилитации и интеграции в обществе инвалидов по слуху, также как интеграция через трудовую деятельность и образование. Занятия детей с проблемами слуха физкультурой и спортом во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности – социальной занятости и достижений. Государственная политика развития физической культуры и спорта среди инвалидов отдаёт приоритет физкультурно-оздоровительной направленности, массовости этого развития и связывает с ними решение задач социально-психологической адаптации в обществе, повышение уровня физического, психического и социального благополучия инвалидов. Систематические занятия физической культурой и спортом не только расширяют их функциональные возможности, оздоравливают организм, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, но и благоприятно воздействуют на психику, мобилизуют волю, возвращают людям с ограниченными физическими возможностями чувство социальной защищенности и полезности. Поэтому в рамках программ по социальной защите, реабилитации и интеграции инвалидов предлагается определять меры, направленные на обеспечение условий включения инвалидов в систему оздоровительной физкультуры и спорта, на поддержку спортивных движений инвалидов и сурдолимпийского спорта.

Осознавая важность этого, мы включили в концепцию программы развития нашей школы «Модернизация специальной (коррекционной) школы для успешной социализации детей с проблемами слуха на 2012-17 годы» работу по управлению здоровьем и формированию готовности к адекватному выбору профессии. Для реализации концепции создана специальная программа «Здоровьесбережение и безопасность образовательного процесса» и проект «Модель подготовки школьников к сознательному профессиональному выбору».

Мы действуем в следующих направлениях:

– доступность;

– специальные формы работы;

– пропаганда здорового образа жизни;

– постоянное участие в спортивных соревнованиях разного уровня, в том числе и самого высокого;

– постоянное информирование о спортивных успехах наших учеников, выпускников и всех глухих и слабослышащих спортсменов;

– рекламирование спортивной карьеры выдающихся глухих и слабослышащих спортсменов и особенно выдающихся выпускников нашей школы.

Для развития физкультуры и массового спорта наших детей необходимо решить вопрос доступности для них объектов спортивной и оздоровительной деятельности. Поэтому в нашей школе, кроме спортивного зала, существует спортивная площадка на открытом воздухе, где дети в тёплое время года занимаются лёгкой атлетикой, играют в футбол. Зимой на её месте каждый год заливается каток, и ребята имеют все возможности тренироваться в катании на коньках и хоккее. Учебно-тренировочные занятия в школе (секции) проводятся по 7 видам спорта: плавание, греко-римская борьба, шахматы и шашки, футбол, хоккей, настольный теннис, баскетбол. Дети, которые увлекаются спортом, как правило, ходят в 2-3 спортивные секции. Чтобы дети имели более широкие возможности для занятий спортом, мы широко используем возможности спортивных площадок вне школы. Давно и плодотворно сотрудничаем с Центром адаптивной физической культуры и спорта Новосибирской области (тренировки по 8 видам спорта), бассейном «Бригантина».

В нашей школе работают высокопрофессиональные учителя физической культуры: Мельцер Н.К. (высшая категория) и Горькавая Л.А. (первая категория). В своей работе они используют адаптированные к индивидуальным особенностям формы и средства включения в спортивную и оздоровительную деятельность: занятия в группах ЛФК, спортивные игры вне учебных занятий (настольный теннис и другие). Кроме цели содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника, они хотят добиться потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья, а также (в соответствии со спецификой нашей школы) формируют внятное произношение спортивной терминологии для улучшения интеграции со слышащими детьми, проводят обучение детей взаимодействию с командой в процессе игровых занятий и воспитание морально-волевых качеств. Педагоги постоянно исследуют уровень физической подготовки учащихся и понимание команд в устной форме и проводят мониторинг. Например, (из анализа работы за год) количество детей, которые понимают команды и поручения в устной форме за 3 года с 1-4 класс улучшилось на 22,1%, в 5-7 классах улучшилось на 9,5%, в 9-11 классах улучшилось на 26,5%. Уменьшилось количество ребят, которые не воспринимали эти команды – всего 3 ученика.

За прошлый учебный год наши ребята участвовали в 44 соревнованиях разного уровня: школьные (11), городские (7), областные (15), межрегиональные (1), российские (9), международные (1).

В этом году на Чемпионате мира в Финляндии по хоккею с шайбой был в составе команды ученик нашей школы Михаил Кондратьев, команда России заняла 1 место. В сборную области по волейболу вошли 2 наши ученицы, по баскетболу 8 человек, по греко-римской борьбе 2 человека. Команда области по хоккею с шайбой, в состав которой вошли 13 наших учеников, заняла 1 место.

Участие в спортивных соревнованиях, спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем. Поэтому участвуя во множестве соревнований, наши дети находятся под постоянным и пристальным вниманием школьного врача, которая по мере необходимости привлекает специалистов различного профиля.

Успехи наших ребят широко рекламируются в школе: оформлены стенды, публикуются на школьном сайте, ребята выступают с рассказами на школьных собраниях и т.д.

Также широко разрекламирована спортивная карьера наших выпускников.

А нам есть о ком рассказать, у нас:

– 15 заслуженных мастеров спорта Международного класса;

– 10 мастеров спорта;

– 8 человек кандидаты в мастера спорта;

– многократные чемпионы России по лёгкой атлетике – 1 человек, по баскетболу – 14 человек;

– 4 человека окончили техникум физкультуры.

Наши выпускники выступают во многих международных соревнованиях по хоккею с шайбой (в Канаде, Швеции, Финляндии, Италии, Германии и других странах), занимая призовые места. Выступают и на зимних Олимпийских играх.

2010 год Чемпионат России – III место (Новосибирск),

2011 год Чемпионат России – I место (Тверь),

2012 год Чемпионат России – II место (Саранск),

2013 год Чемпионат России – I место (Ижевск),

2013 год Чемпионат мира – I место (Финляндия).

Эта хорошая традиция продолжается – в молодёжную сборную команду Новосибирской области по хоккею входят 13 наших учеников. На чемпионате России они заняли первые места в городе Миасс в 2012 году и в Ижевске в 2013 году.

Хорошей традицией стали встречи наших ребят с выпускниками – профессиональными спортсменами. Дети с удовольствием слушают таких же глухих и слабослышащих людей как они о спортивных успехах, впечатлениях, о множестве стран, которые они посетили, их советы и рекомендации. Многих ребят вдохновляет спортивная карьера выпускника нашей школы Посыльного Николая, который добился впечатляющих успехов в греко-римской борьбе. На данный момент он является многократным победителем в Первенстве России по греко-римской борьбе среди инвалидов по слуху, мастером спорта международного класса.

Таким образом, проблема использования спортивно-физкультурной деятельности в интересах реабилитации и социальной интеграции учащихся с проблемами слуха состоит в том, чтобы найти такие виды спортивной деятельности, такие формы её организации, которые были бы пригодны для них, соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать по отношению к ним огромный потенциал этой деятельности.

Результаты нашей работы показывают, что лица с ослабленным слухом после соответствующей подготовки могут активно использовать многие формы физкультурно-спортивных занятий, которые характерны для учащихся, не имеющих этих нарушений.

Полученные результаты свидетельствуют о повышении уровня социальной адаптации и интеграции учащихся с ослабленным слухом. Специально созданные условия (соревнования совместно со слышащими) способствовали формированию потребности в общении со слышащими учащимися, основанные на неформальных, дружеских контактах.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Спорт и физкультура как средство социальной адаптации и реабилитации учащихся специальной школы
2. Добрая гимнастика
3. Фитнес-аэробика на уроках физической культуры с девушками 10-11 классов
4. Физкультминутки в начальной школе для детей с проблемами слуха
5. Спортивный праздник в коррекционной школе
6. Технология международной проектной деятельности как важнейшее условие развития ключевых компетенций
7. Актуальные направления реализации гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы
8. Клоуз-тест как способ формирования контекстного и коммуникативного мышления
9. Повышение качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на уроках биологии
10. К ЕГЭ будь готов! (из опыта работы учителя истории)
11. Языковое портфолио (языковой портфель) как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся начальной школы при изучении английского (иностранного) языка в условиях ФГОС
12. Федеральный образовательный стандарт: проблемы реализации и пути их преодоления
13. I Летняя библиотечная олимпиада «Наш выбор – библиотека!»