Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(10) Елена Владимировна Андрюшина,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Барнаула

Актуальные направления реализации гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы

Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно обострили вопрос о гражданско-патриотическом воспитании в современных условиях, его необходимость и значимость для подрастающего поколения. Возникают противоречия между требованиями рыночной жизни и требованиями современной школы (предполагаемая модель выпускника), предъявляемыми к человеку.

В ходе одного из опросов был задан вопрос: «Где осуществляется патриотическое воспитание детей и молодежи?» Оценка старшеклассниками роли социальных институтов в патриотическом воспитании выглядела следующим образом: 70% родителей относят патриотическое, гражданское, общественно-политическое воспитание на счёт школы, педагогов, общественных организаций, но не семьи.

ШКОЛА

30%

СЕМЬЯ

24%

МОЛОДЁЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

15%

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

3%

Сейчас, в XXI веке, как и прежде мы ищем источник кризиса российского общества в различных сферах социальной жизни, хотя первопричина, очевидно, прежде всего, в глубоком кризисе духовности и принижении национальных духовных ценностей.

Государство, если оно хочет занять достойное место в мире, обязано культивировать в обществе патриотизм. Патриотизм – одно из качеств личности. Очень часто это понятие примитивизируется, замыкаясь лишь в чувстве любви к отечеству, своей Родине. Так что же такое патриотизм? «Патриотизм – одна из мощных скреп любой социальной организации, с разложения которой (самопроизвольно или искусственно вызванного) начинается её гибель» – так определяет этот феномен духовной жизни Большой энциклопедический словарь (1991 год, с.174).

Патриотизм имеет несколько уровней своего проявления и форм реализации: 1. Общегосударственный. 2. Социально-групповой. 3. Личностный.

Неслучайно Федеральный государственный образовательный стандарт сегодня ставит во главу угла:

– Становление ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, принятие НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ;

– Укрепление физического и ДУХОВНОГО здоровья;

– Конкретные социальные проекты для своего региона (освоение детьми деятельности планирования, программирования, организации, управления, лидерства, оценки результатов, представления результатов);

– Владение знаково-символическими средствами и моделями объектов и процессов, схемами решения учебных и ПРАКТИЧЕСКИХ задач (инноватика как элемент регионально компонента);

– Диагностика одаренности и развитие творческого потенциала;

– Индивидуальный подход и «индивидуальная траектория» (учет индивидуальных, возрастных особенностей и социальной ситуации развития ребенка).

Каждое ОУ должно стать центром гражданско-патриотического воспитания. Программа гражданско-патриотического воспитания должна реализовывать требования стандарта.

Проблема: ГОСУДАРСТВЕНАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ НЕ УЧИТЫВАЕТ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Каковы же пути гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «СОШ № 31». Данное направление реализуется через деятельность школьного музея, военно-патриотического клуба «Щит», традиционные общешкольные праздники, Уроки мужества и, конечно же, непосредственно через уроки социально-гуманитарного цикла и деятельность классного руководителя. Остановлюсь на Программе патриотического воспитания.

В школе разработана и реализуется Программа «Патриотическое воспитание школьников «Русичи» на 2011 – 2015 годы», которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

Программа ориентирована на учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31». В программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания граждан, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.

Основной целью Программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Повышение качества патриотического воспитания в школе.

2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.

3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.

4. Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания.

5. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Решение указанных задач осуществляется путем реализации программных мероприятий.

Формы и методы реализации программы:

– Тематические классные часы, уроки;

– Встречи с работниками правоохранительных органов;

– Организация работы уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса;

– Ролевые и деловые игры, диспуты;

– Элективные курсы по обществознанию, олимпиады по обществознанию;

– Консультации уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса;

– Участие в конкурсе «Права человека глазами детей»;

– Внутришкольные конкурсы по вопросам права;

– Викторины по правовой тематике;

– Сбор материалов из СМИ по правовой тематике в школьной библиотеке.

Важнейшую роль в данном направлении играет школьный музей и военно-патриотический клуб, а также краеведческая работа.

В этой системе важная роль отводится историческому краеведению в процессе изучения старшеклассниками социально-гуманитарных дисциплин, прежде всего, истории и обществознания.

«Патриотическое воспитание в ходе изучения социально-гуманитарных дисциплин на материале исторического краеведения характеризуется направленностью на осознанное восприятие старшеклассниками исторических знаний о лучших традициях нашего народа, о героической борьбе за свободу, о подвигах, о талантах ярких личностей, о гордости за свою страну, о значении государственных символов России и родного края, о культурных связях разных народов России, их взаимном влиянии друг на друга и о необходимости всё это сохранять и приумножать для будущих поколений россиян». Это создает основу для выработки активной жизненной позиции старшеклассников, развития у них навыков исторического мышления.

Историческое краеведение наряду с другими областями социально-гуманитарных знаний оказывает действенное влияние на формирование исторического мышления, мировоззрения, чувств, убеждений и поступков старших школьников. Изучая свою малую Родину на историко-краеведческом материале, школьники получают мотивацию к тому, чтобы стать достойными гражданами своей страны.

Одним из направлений работы по историческому краеведению является поисковая, научно-исследовательская деятельность школьников. Выпускник школы в соответствии с государственным стандартом образования должен овладеть знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности. Выбор темы исследования здесь практически неограничен. Это может быть история родного города, села: отдельное событие или явление, эпизод из истории населенного пункта, история улицы, здания, семьи или отдельной личности.

Можно выделить и следующие уровни приобщения  старшеклассников к исследовательской работе:

– урочный (проблемное обучение, технология критического мышления, кейс-метод и др.).

– реферативный;

– собственно исследовательский, который включает: 1) выбор темы исследования, изучение опубликованных источников, освоение методов работы с источниками; 2) работа с фондами архивов; 3) оформление текста исследования, изучение основных правил публичного выступления, подготовка стендового доклада, участие в конференциях разных уровней.

За последнее время нами были выполнены такие исследовательские проекты и работы по краеведению, как:

– Рекламное объявление начала XX века (на материале газеты «Жизнь Алтая»).

– «Общество попечения о начальном образовании» как одна из форм попечительской деятельности в Барнауле в дореволюционный период.

– Картины первых алтайских художников Г.И. Гуркина и А.О. Никулина в экспозиции Государственного художественного музея Алтайского края.

– Частная благотворительность на Алтае и в Барнауле в конце XIX – начале XX века (на примере деятельности алтайского купечества и «Общества попечения о начальном образовании» в Барнауле).

– Памятники-бюсты героям Гражданской и Великой Отечественной войны на карте Барнаула.

Историческое краеведение даёт возможность решать как образовательные, так и воспитательные задачи в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин в условиях средней общеобразовательной школы.

Большие возможности для гражданского образования школьника содержатся в учебных дисциплинах и курсах «Обществознание», «Основы правовых знаний», «Право на каждый день», которые решает те задачи гражданского образования, которые не могут решить литература, география, история. Эти курсы содержат сведения о государстве, законах, правах и обязанностях человека, о его культуре, о гражданских добродетелях.

Таким образом, при соответствующей организации учебного и воспитательного процесса, определении национальных приоритетов возможно воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека.

Приложение. Презентация «Актуальные направления реализации гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Спорт и физкультура как средство социальной адаптации и реабилитации учащихся специальной школы
2. Добрая гимнастика
3. Фитнес-аэробика на уроках физической культуры с девушками 10-11 классов
4. Физкультминутки в начальной школе для детей с проблемами слуха
5. Спортивный праздник в коррекционной школе
6. Технология международной проектной деятельности как важнейшее условие развития ключевых компетенций
7. Актуальные направления реализации гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы
8. Клоуз-тест как способ формирования контекстного и коммуникативного мышления
9. Повышение качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на уроках биологии
10. К ЕГЭ будь готов! (из опыта работы учителя истории)
11. Языковое портфолио (языковой портфель) как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся начальной школы при изучении английского (иностранного) языка в условиях ФГОС
12. Федеральный образовательный стандарт: проблемы реализации и пути их преодоления
13. I Летняя библиотечная олимпиада «Наш выбор – библиотека!»