Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(4) Маргарита Федоровна Фищукова,
учитель литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей № 9» Железнодорожного района г. Новосибирска

Клоуз-тест как способ формирования контекстного и коммуникативного мышления

В данной статье представлен инновационный опыт учителя по созданию и апробации программы предпрофильного элективного курса для учащихся 9 класса «Основы текстовой деятельности». Этот предметно-ориентированный и развивающий курс является составной частью образовательных областей «Литература» и «Языки» и составлен с учетом требований, предъявляемых к современной школе в ходе модернизации образования. Он предлагается с целью предпрофильной подготовки девятиклассников и должен способствовать осознанному выбору профиля обучения в старших классах выпускниками основной школы. Основная цель элективного курса – формирование коммуникативного и контекстного мышления обучаемых. Курс обеспечивает предметную и метапредметную направленности образования, а также позволяет осуществить задачи, формирующие личностные качества обучаемых. Решение предметных задач предоставляет учащимся возможность реализовать свой интерес к литературе и русскому языку; повышает мотивацию обучаемых к освоению филологических дисциплин, к чтению художественной литературы; воспитывает квалифицированного читателя, формирует навыки анализа эпизода; обучает текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин (умение устанавливать внутритекстовые связи, выявлять особенности композиции, значимость языковых явлений и др.). Решение метапредметных задач способствует формированию информационной компетенции и универсальных учебных действий, таких как способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание текста по ключевым словам), а также формирует коммуникативную компетенцию: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание подобранного слова в смысловую позицию автора (диалог «автор – читатель»); восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных версий (диалог «ученик – ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста. Т.к. выполнение клоуз-тестов на определенном этапе реализации программы носит соревновательный характер, то это способствует формированию личностных качеств учащихся: самостоятельности, активности и инициативности. Программа курса рассчитана на 17 занятий (1 урок в неделю в течение двух четвертей). Основные задачи достигаются посредством организации работы по восстановлению клоуз-тестов. Клоуз-тест еще называют тестом дополнения или восстановления. Он был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения, понимания, а также насколько он интересен для читателя. Как правило, используется в методике преподавания иностранных языков. Клоуз-тест на уроках русского языка и литературы позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление. «Главная цель работы с клоуз-тестом… научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами» (Максимова Н.В. Как и зачем работать с клоуз-тестом // www.kgo.ucoz.ru: Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенции). В клоуз-тесте обязательны пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. «При этом формальная и смысловая стороны текста понимаются как единство двух процессов – смысло- и текстообразования. Круг материала составляют такие тексты, которые позволяют работать с двумя сторонами ключевых слов – свойством повторяемости (вариативного повтора) и свойством концептуальности, то есть выражения главного, концепуально значимого смысла текста. Дополнительные (неключевые) слова выступают в клоуз-тестах в качестве материала для дополнительной языковой работы с текстом» (Там же). Клоуз-тест обладает огромным дидактическим потенциалом для формирования контекстного и коммуникативного мышления обучаемых, это один из способов развития коммуникативной компетенции обучаемых в ситуациях, приводящих в движение механизм вероятностного прогнозирования. Клоуз-тест – это и средство мониторинга языкового развития школьников и активизации их учебно-познавательной деятельности, т.к. успешное выполнение клоуз-теста находится в прямой зависимости от быстроты, глубины и целостности понимания всего текста. Ведь «главным условием построения качественного клоуз-теста является то, что пропущенное слово обязательно можно найти из контекста. Не угадать, а именно найти, опираясь на контекст, зная законы построения текста, законы функционирования ключевых слов» (Там же). Курс отличается ярко выраженной практической направленностью, поэтому данная организация учебной деятельности может способствовать решению проблемы временных ограничений урока, которые не позволяют систематически и кропотливо работать с текстом в урочное время. Реализация программы элективного курса поможет сформировать у обучаемых следующих умений: культуры восприятия текста; умение создавать свой текст; умение создать клоуз-тест; умение перерабатывать информацию (сжимать текст до ключевых слов и обратная операция); умение выдвигать свою версию; умение принимать чужую версию, сопоставлять разные версии и т.д. Созданию программы элективного курса предшествовала инновационная деятельность автора курса по составлению, апробации линии клоуз-тестов с целью обоснования целесообразности использования их для развития контекстного и коммуникативного мышления обучаемых, ориентированных на гуманитарный профиль образования в 10-11 классах (Фищукова М.Ф. По текстам Е. Гришковца // www.kgo.ucoz.ru: Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенции). Именно поэтому программа предлагаемого курса рассчитана на организацию работы с тестами не контролирующего, а обучающего характера – с такими текстами, которые формируют контекстное и коммуникативное мышление школьников. Технологические подходы для решения цели курса представим, сославшись на вступительную статью Максимовой Н. В. к учебно-методическому пособию «Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций». (Максимова Н.В. Как и зачем работать с клоуз-тестом // www.kgo.ucoz.ru: Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенции). Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста (Зачем автор разворачивает текст?). ® Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста. ® Индивидуальное выполнение клоуз-теста (отводится ограниченное время). ® Фиксация возникающих в классе вариантов (письменно, таблица: Мои версии. Версии моих одноклассников. Авторская версия). ® Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово). ® Фиксация результатов работы. Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом. ® Чтение текста без пропусков. ® Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств. ® Рефлексия деятельности: предметная (Что удалось понять?), операционная (Как, с помощью каких средств это удалось понять?), личностная (Что я понял о себе как о читателе? как об обучающемся? как о коммуниканте?). Обучающим приемом по восстановлению текста может служить памятка, она может быть создана в результате совместной деятельности учителя и учащихся.

Пример памятки, составленной автором курса

– Прочитайте текст с пропусками и постарайтесь понять, о чем он.

– Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, – ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.

– Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах.

– Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.

– С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.

– Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.

В ходе инновационной деятельности была создана программа, состоящая из пояснительной записки к программе, тематического планирования занятий курса и списка литературы для учителя. Кроме того, в пакет документов, составленных в ходе  подготовки инновации и в ходе ее проведения, вошло учебно-методическое и дидактическое сопровождение, где представлены клоуз-тесты для всех занятий с сопроводительными картами. В зависимости от задач к каждому уроку подобраны клоуз-тесты диагностические, обучающие (в том числе с вариантами пропусков), контрольные, а также тексты для составления клоуз-тестов. Приводим пример обучающего теста.

Когда     …      плохое, я так легко и с удовольствием     …     , и некуда скрыться, и всё задевает и даже царапает. И если в таком настроении зайти в книжный магазин, то ничего не получится выбрать. Потому что заходишь и видишь – что-то совсем нет   …    книжек. Да что книжки! Даже если зайдёшь в супермаркет, и ходишь, ходишь вдоль этих бесконечных полок, и думаешь – что-то вообще     …      нету, купить вообще     …      !

А просто ничего и не хочется, поэтому нечего покупать.  Но ты же заработал деньги. Ты их заработал, ты их не нашёл, тебе их не подарили.  Поэтому надо как-то себя     …     .  И ты покупаешь дежурную бутылку кефира или минеральной воды, и идёшь к кассе. А за кассой сидит женщина с большой причёской, блестящим золотым зубом – такая, на которую легче всего раздражаться. Но она почему-то     …      взяла у тебя деньги, по-своему как-то пошутила, ты дежурно     …     в ответ, а она посмеялась этой шутке, посмеялась по-настоящему, громко и весело…

И настроение улучшилось. Посмотришь – и кажется, что жизнь твоя не так уж бессмысленна.

Евгений Гришковец «Настроение улучшилось», фрагмент из сборника «Планета», Москва, Зебра Е, 2005 ,158 слов.

Карта теста

1. Задание на восприятие: как контекст фрагмента оправдывает заглавие книги «Настроение улучшилось», из которой он взят?

2. Пропущенные слова: настроение, раздражаюсь, хороших, ничего, нечего порадовать, весело, пошутил.

3. Задание: найдите просторечие и обоснуйте его допустимость в этом фрагменте.

Одним из методических приемов, которые успешно применялись на занятиях, было обучение учащихся составлению клоуз-тестов. Итогом этой работы стал сборник детских клоуз-тестов из 22 текстов. Приведем работу ученицы Ивановой Вероники.

Мне снова шесть лет. Я изучаю иврит, греческий, латынь и арамейский. А вот мне десять, и тайком, урывками я пытаюсь читать «Илиаду». Когда отец не грозил   …   огненной и не проповедовал   …   любовь, он заставлял меня зубрить слово божье     …   .

Господи! Существует так много оригиналов и столько слов божьих! Когда мне было двенадцать лет, я начал   …   отцу на некоторые разногласия между тем, что проповедует он и что написано в Библии.

…    решимость его ответа не допускала возражений. Лучше бы он меня выпорол. С тех пор я помалкивал и учился ценить и понимать поэзию Ветхого Завета. <…>

Я не помню его лица. Никогда не помнил. Может быть, потому, что всегда   …    смотреть ему в глаза.

Спустя годы, когда он умер и лежал весь в черном среди   …  , окруженный плачущими прихожанами, среди   …    , покрасневших лиц, носовых платков, рук, похлопывающих меня по плечу, и утешителей со скорбными лицами, я смотрел на него и не узнавал.

161 слово

Кладбище слонов: Фантастические повести/Пер. с англ.–.: Эксмо, 2008. – 832с. – (Отцы-основатели. Весь Желязны).

Пропущенные слова: геенной, братскую, в оригинале, указывать, фундаментальная, боялся, цветов, молитв.

Завершим статью цитатой из рецензии доктора филологических наук, профессора кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО Н.В. Максимовой на программу «Основы текстовой деятельности»: «Преимуществами построенной программы является опора на активные действия учащихся с текстом, понимание его смысла в диалоге с автором и с другими учащимися, развитие коммуникативных способностей школьников, применение технологии деятельностного типа, работа со способами рефлексии и обобщения индивидуального читательского опыта ребенка.<…> Рецензируемая учебная программа элективного курса «Основы текстовой деятельности» рекомендуется к использованию в образовательной практике и заслуживает высокой методической оценки».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Спорт и физкультура как средство социальной адаптации и реабилитации учащихся специальной школы
2. Добрая гимнастика
3. Фитнес-аэробика на уроках физической культуры с девушками 10-11 классов
4. Физкультминутки в начальной школе для детей с проблемами слуха
5. Спортивный праздник в коррекционной школе
6. Технология международной проектной деятельности как важнейшее условие развития ключевых компетенций
7. Актуальные направления реализации гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы
8. Клоуз-тест как способ формирования контекстного и коммуникативного мышления
9. Повышение качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на уроках биологии
10. К ЕГЭ будь готов! (из опыта работы учителя истории)
11. Языковое портфолио (языковой портфель) как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся начальной школы при изучении английского (иностранного) языка в условиях ФГОС
12. Федеральный образовательный стандарт: проблемы реализации и пути их преодоления
13. I Летняя библиотечная олимпиада «Наш выбор – библиотека!»