Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(5) Альбина Максимовна Габоян,
учитель биологии МАОУ «Лицей № 9» Железнодорожного района г. Новосибирска

Повышение качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на уроках биологии

Сегодня мир не только стал другим – открытым, где масса людей свободно перемещается, а живущие за десятки тысяч километров друг от друга находятся в едином информационном пространстве, но, главное, современный человек по-новому понимает, осмысливает и этот мир, и себя в нем. Поэтому вопрос о создании эффективной системы образования, отвечающей запросам времени, именно сегодня является чрезвычайно острым и актуальным.

Традиционная классно-урочная система, снижение мотивации к обучению – основные проблемы нынешнего образования. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний, что и должно обеспечить реализацию ФГОС вообще и на уроках биологии в частности. В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить школьников творчески мыслить, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. Основной целью работы любого учителя должно стать повышение качества образовательного процесса через реализацию ФГОС на уроках. Для этого необходимо:

– провести отбор содержания с учетом индивидуального подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности;

– дать представления об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Сущность реализации ФГОС – это отказ от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, деятельностный подход к учебному процессу, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить:

1. Единство образовательного пространства Российской Федерации.

2. Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

3. Повышение мотивации к обучению.

Одной из базовых целей общего образования является создание условий для формирования у молодых людей способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации. Применительно к основной школе данная цель конкретизируется следующим образом: сформировать способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории. Итак, цель основной образовательной программы основного общего образования: создать условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся. В предметных результатах: наличие инициативного, самостоятельного действия с учебным материалом. В метапредметных результатах: у обучающихся сформированы предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»). В личностных результатах: плавный, мягкий и нетравматичный переход школьников с начальной на основную ступень образования.

Основной задачей в работе нового учителя нужно считать осмысление, усвоение принципов ФГОС, основных технологий обучения, а также внедрение их в практику. Это проблемно-диалогический урок (изучение нового материала) – «решение задач» – «саморегуляция». Данной технологией достигается цель научить самостоятельно решать проблемы посредством совместного открытия знаний. Урок состоит из трёх этапов: постановка проблемы, поиск и нахождение решения проблемы, создание продукта. Приведу пример. Проблемная ситуация и актуализация знаний: диалог Антошки и Биолога (диалог начинает изучение каждого нового материала) даёт возможность учащимся предположить основной вопрос урока, который вместе с учителем корректируется, сравнивается с авторским вариантом. После чего возникает диалог учитель – ученик, который помогает учащимся вспомнить материал темы. Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.

Технология продуктивного чтения (продуктивное чтение, чтение и понимание текстов) – «коммуникация». Цель – самостоятельно понимать текст через приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения. До чтения учащиеся прогнозируют содержание текста – возникает мотивация к чтению, во время чтения возникает читательская интерпретация, после чтения – беседа и уточнение позиции автора. Чтобы проверить своё предположение учащиеся читают текст, ведя диалог с автором используя обозначения: В – задай вопрос автору текста; О – спрогнозируй ответ; П – проверь себя по тексту. После чтения текста делается вывод по проблеме.

Технология оценивания учебных успехов – (контроль результатов) – «саморегуляция» – развиваем контрольно-оценочную самостоятельность через коренное изменение школьных правил оценивания. Для этого нужно соблюдать два правила. 1. Что оцениваем – умения применять знания – качественной оценкой, переводимой в отметку. 2. Кто оценивает – ученик в диалоге с учителем.

Для развития творческой, активно действующей личности и формирования системы интеллектуальных знаний и умений уместен метод творческих проектов. Он дает обучаемому на «выходе» индивидуальный опыт самообразования и продуктивной деятельности. Выполнение творческих проектов позволяет, прежде всего, заинтересовать ученика в конечном результате деятельности – готовом программном продукте. Работа над творческими проектами является логическим продолжением изучения материала, требует от ученика активизации различных психологических процессов памяти, воображения, творческого мышления. Вся работа направлена на стимулирование самостоятельной образовательной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии направлены на рациональную организацию учебного процесса, обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение и укрепление их здоровья. Для решения этих проблем используются методы и методики обучения, адекватные возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся (игровые моменты, физминутки, разминка и т.д.). При подготовке и проведении уроков отбирается материал (в том числе и наглядный), позволяющий активизировать внимание учащихся, формировать их интерес к предмету, использовать возможности всех видов памяти (образно-слуховой, зрительной, моторной, словесно – логической, эмоциональной).

Опора на технологию не означает, что уроки должны быть однообразны по своей структуре и организации. Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:

I этап – изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению по данному курсу;

II этап – анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики, итоговой за первое полугодие;

III этап – диагностика по итогам второго полугодия;

IV этап – итоговая диагностика.

Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

– выявить и измерить уровень успешности обучения по предмету каждого ученика класса;

– определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

– выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

– дифференцировать учащихся по успешности обучения.

Внедрение ФГОС имеет место, т.к. ведёт к развитию мотивации к обучению, которое позволит ориентироваться ученику в различных предметных областях. Много молодых людей, обучавшихся по учебникам образовательной системы «Школа 2100», уже окончили школу и заняли свое достойное место в жизни. А те, кто еще учится, уверенно побеждают на олимпиадах разного уровня. Для них реальностью стал тезис образовательной системы, что ученик должен обязательно обогнать своих учителей. Ибо только так можно обеспечить прогресс и процветание нашего государства. Россия может и должна вернуть себе звание страны, обладающей самой эффективной системой образования. И создание «Школы 2100» внушает надежду на возрождение на новом уровне наших образовательных традиций.

Список литературы

1. Министерство образования и науки РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

2. Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

4. Фундаментальное ядро ФГОС. – М.: Просвещение, 2011.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Спорт и физкультура как средство социальной адаптации и реабилитации учащихся специальной школы
2. Добрая гимнастика
3. Фитнес-аэробика на уроках физической культуры с девушками 10-11 классов
4. Физкультминутки в начальной школе для детей с проблемами слуха
5. Спортивный праздник в коррекционной школе
6. Технология международной проектной деятельности как важнейшее условие развития ключевых компетенций
7. Актуальные направления реализации гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы
8. Клоуз-тест как способ формирования контекстного и коммуникативного мышления
9. Повышение качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на уроках биологии
10. К ЕГЭ будь готов! (из опыта работы учителя истории)
11. Языковое портфолио (языковой портфель) как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся начальной школы при изучении английского (иностранного) языка в условиях ФГОС
12. Федеральный образовательный стандарт: проблемы реализации и пути их преодоления
13. I Летняя библиотечная олимпиада «Наш выбор – библиотека!»