Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Людмила Сергеевна Шупило,
учитель английского языка первой квалификационной категории МАОУ «Лицей № 9» Железнодорожного района г. Новосибирска

Языковое портфолио (языковой портфель) как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся начальной школы при изучении английского (иностранного) языка в условиях ФГОС

Глобализация общества, потребность личности в быстрой адаптации к условиям постоянно изменяющегося мультикультурного мира усиливают интерес педагогов к процессу непрерывного самообразования, в том числе в области изучения иностранных языков.

Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. 

Таким образом, школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования (компетенция – отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке учащихся (государственный заказ, стандарт); компетентность – сложное личностное образование, готовность и способность человека действовать в какой-либо области).

Итак, мы видим, что современное образование обладает новыми структурой и содержанием, что подразумевает под собой использование современных технологий, таких как технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология Языкового портфеля, проектная деятельность.

Стоит заметить, что обучение иностранному языку в начальной школе требует особого внимания и специфического подхода, принимая во внимание программу ФГОС, психологические особенности современных учеников, а также их интересы. Актуальность данной проблемы состоит в том, что инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у младших школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, элементы технологии «Языкового Портфеля», ИКТ, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении. 

На основании этих условий формируются следующие цели:

1. Сформировать базовые коммуникативно-речевые компетенции на начальном уровне обучения иностранному языку в условиях ФГОС.

2. Сформировать и повысить мотивацию к изучению неродного языка, культуры стран, изучаемого языка.

3. Привить толерантность по отношению к культурам и народам других стран. 

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить ряд задач:

1. Повышение качественной успеваемости.

2. Адаптация технологии языкового портфеля к условиям российского начального образования в рамках программы.

3. Организация проектной деятельности (индивидуальные проекты на английском языке).

4. Создание и накопление портфолио по предмету.

5. Обучение планированию своей деятельности, прогнозированию различных вариантоврешения учебных и коммуникативных задач.

Переход на личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания, в центре внимания которой находится конкретный ученик, свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной, дать импульс разработке новых подходов к системе оценивания качества образования. Одной из новых, перспективных технологий обучения иностранному языку и мониторинга качества образования в последние годы стал языковой портфель, который получает все большее распространение в системе языкового образования уже на ранних стадиях обучения. Языковой портфель определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком (иностранными языками). В нашем случае рабочие документы – это проекты, созданные учащимися по изученным темам.

Языковой портфель представляет собой собрание работ учащегося, начиная с первой ступени обучения, на протяжении определенного времени. Он показывает стадии в процессе изучения языка и роста его владельца. От маленьких простых проектов мы переходим к более сложным, долгосрочным проектам. Более того, со временем ключевыми элементами языкового портфеля должны стать рефлексия изучающего язык и самомониторинг.

Использование технологии языкового портфеля позволило нам синтезировать общее образование (2 часа программного английского) и дополнительное образование (занятия в школе иностранных языков «ОК»). Это позволяет расширить лексический минимум и объединить изучение иностранного языка в один продукт. Мы создаем проекты на разные темы с разной лексической наполняемостью, и все это идет на формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.

Дети с интересом и увлечением делятся результатами своей работы, защищая проекты перед классом.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что по своей концептуальной сути языковой портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации, возрасту обучаемых, этапу/уровню овладения ИЯ, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащегося и индивидуальному стилю учебной деятельности.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Спорт и физкультура как средство социальной адаптации и реабилитации учащихся специальной школы
2. Добрая гимнастика
3. Фитнес-аэробика на уроках физической культуры с девушками 10-11 классов
4. Физкультминутки в начальной школе для детей с проблемами слуха
5. Спортивный праздник в коррекционной школе
6. Технология международной проектной деятельности как важнейшее условие развития ключевых компетенций
7. Актуальные направления реализации гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы
8. Клоуз-тест как способ формирования контекстного и коммуникативного мышления
9. Повышение качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на уроках биологии
10. К ЕГЭ будь готов! (из опыта работы учителя истории)
11. Языковое портфолио (языковой портфель) как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся начальной школы при изучении английского (иностранного) языка в условиях ФГОС
12. Федеральный образовательный стандарт: проблемы реализации и пути их преодоления
13. I Летняя библиотечная олимпиада «Наш выбор – библиотека!»