Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Ольга Александровна Леви,
учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ города Новосибирска «Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации Немыткина Михаила Юрьевича»

Федеральный образовательный стандарт: проблемы реализации и пути их преодоления

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность обязательных требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, исполняемый образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Разработанная образовательным учреждением программа должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной программы в соответствии с требованиями, установленными Стандартом и осуществляться самим образовательным учреждением.

Программы ФГОС разрабатываются и утверждаются в установленном порядке Правительством Российской Федерации не реже одного раза в десять лет.

Стандарт является актуальным и инновационным как в настоящее время, так и на среднесрочную, долгосрочную перспективу, к этому нужно стремиться, заложив необходимость инновационных подходов в стратегию и тактику введения.

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на получение дошкольного, начального, среднего и высшего образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Федеральный образовательный стандарт требует реализации основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способности обучающихся, а также качества образования на основе единства требований к условиям реализации результатов их освоения. ФГОС устанавливает сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий.

При переходе Российской Федерации с экспортно-сырьевого курса развития на инновационный социально ориентированный возникают новые требования к образовательной системе. Несоответствие этих требований станет одним из серьезных факторов торможения социально-экономического развития страны.

Преодоление этой опасности требует дальнейшей модернизации российского образования, требующей значительных усилий и ресурсных затрат.

От того, насколько успешно будет осуществлен этот процесс, во многом зависит будущее российского образования в целом, а значит, и будущее страны. Введение Стандарта является сложным и многосторонним процессом.

Одной из главных задач является крайне сложная кадровая ситуация в общем образовании. Сохраняется серьезный дефицит кадров, в первую очередь, дефицит квалифицированных и молодых учителей. Учителя пенсионного и предпенсионного возраста уйдут из школы. Педагогический багаж сегодня отстает по ряду серьезных параметров от требований времени. Дети лучше ориентируются в интернете, активно обмениваются информацией и опытом, они часто знают языки лучше, чем учителя, знакомы с другими странами и элементами культуры.

Остаются проблемы в материально-техническом оснащении, ветхости школьных зданий, финансовом обеспечении. Эти проблемы создают определенное поле вокруг введения стандарта, предъявляющего обновленные требования к кадрам, финансовым, материально-техническим условиям в реализации основной образовательной программы.

Введение Стандарта столкнется не только с инерцией появления и распространения инноваций в общем образовании, но и с инерцией избавления от прижившейся негативной практики: коррупции в школе, излишней бюрократизации администрирования, непрофессионализма значительной части преподавателей, неуважения к ученику, накопленных пробелов в знаниях и навыках.

Анализ перспектив социально-экономического развития Российской Федерации показывает, что оно будет сопровождаться динамично меняющимися рисками, связанными не только с накопленными проблемами и диспропорциями, но и с вызовами развития страны. Модернизация образования, и в частности введения Стандарта, нацелена на максимальное снижение этих социально-экономических рисков.

Основным рискам введения Стандарта можно отнести:

1. Риск негативного отношения к Стандарту работников общего образования в первую очередь администраторов и педагогов образовательных учреждений;

2. Риск негативного отношения к Стандарту населения, в первую очередь родителей;

3. Риск негативности обучающихся к получению образования в новых условиях;

4. Риск неэффективности управления, администрирования процессом введения Стандарта;

5. Риск недостаточного или, напротив, избыточного контроля над соблюдением Стандарта;

6. Риск несоблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы.

Причинами негативного отношения работников общего образования к Стандарту могут стать консервативность к нововведениям. Акцентирование на новое поколение может вызвать неоправданное отношение к Стандарту учителей старшего возраста (а они в настоящее время преобладают в педагогическом составе) как к стандарту, ориентированному на новое поколение педагогических кадров. В результате ветераны могут начать самоустраняться от всех процессов, связанных с введением Стандарта, а это совершенно недопустимо.

Другой причиной может быть отсутствие полезностинового Стандарта у работников образования. А это приведет к административно-командным методам введения Стандарта.

Необходима постоянная разъяснительная работа среди учителей, организация обучения (семинары, конференции, круглые столы) администраторов и педагогов, организация семинаров по обмену опытом эффективного участия во введении Стандарта, распространения лучшей практики, обсуждение возникающих проблем, связанных с внедрением Стандарта. И наконец, необходимо грамотное управление, администрирование всем процессом введения Стандарта.

Введение нового Стандарта в обучение может вызвать у родителей недоверие, связанное с негативными последствиями различных государственных реформ. Новый Стандарт предполагает заключение договоров между родителями и образовательными учреждениями. Зачастую родители невнимательно читают договоры и с большим опозданием начинают понимать последствия заключения договора только тогда, когда уже не в силах что-либо изменить, т.к. во многих случаях отсутствуют эффективные инструменты защиты прав граждан при нарушении обязательств перед ними.

Необходима многоуровневая система обучения управленческих кадров по специально разработанным программам.

И наконец, должна быть создана система эффективного государственного и общественного контроля, за ходом введения Стандарта, т.к. успешное введение Стандарта невозможно без эффективного контроля за его соблюдением. Известно, что финансирование и материально-техническая база общего образования находится отнюдь не в блестящем состоянии. По-прежнему, значительное количество школьных зданий требует реконструкции или капитального ремонта. Есть здания, не соответствующие элементарным санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности, не имеющие спортивных залов, столовых. Многие школы оснащены морально и физически устаревшим учебным оборудованием.

Успех работы в осуществлении программ Стандарта зависит от полной укомплектованности образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками, обладающими соответствующими знаниями и умениями, уровнем квалификации в образовательном процессе.

В основе Стандарта лежит системно-деятельный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества, инновационной экономики, задачами построения демократического, гражданского общества.

Решающая роль в содержании образования отводится достижению целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

Учитель формирует у учащихся основы умения учиться, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривает принятие ими моральных норм нравственных установок, национальных ценностей.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика:

  • Любить свой народ, свой край, свою Родину;
  • Уважать и принимать ценности семьи и общества;
  • Владеть основами умения учиться;
  • Готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • Уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • Выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре, религии других народов;
  • Развитие навыков доброжелательности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Любая учебно-методическая программа составляется с учетом достижения целей и качества планируемых результатов. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой. За последнее десятилетие в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.

От признания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения, как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Риски введения Федерального государственного образовательного

стандарта в первых классах и их возможная минимизация // составитель А.Б. Воронцов. – М., ОИРО, 2012. – 24 с.

2. Справочник учителя начальных классов / авт.-сост. Е. М. Елизарова, Ю. А. Кисилева. – Волгоград: Учитель, 2011.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2013 года). – Новосибирск: Норматика, 2013.

Электронные ресурсы:

5. http://standart.edu.ru/

6. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx7ob no =18353

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Спорт и физкультура как средство социальной адаптации и реабилитации учащихся специальной школы
2. Добрая гимнастика
3. Фитнес-аэробика на уроках физической культуры с девушками 10-11 классов
4. Физкультминутки в начальной школе для детей с проблемами слуха
5. Спортивный праздник в коррекционной школе
6. Технология международной проектной деятельности как важнейшее условие развития ключевых компетенций
7. Актуальные направления реализации гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы
8. Клоуз-тест как способ формирования контекстного и коммуникативного мышления
9. Повышение качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на уроках биологии
10. К ЕГЭ будь готов! (из опыта работы учителя истории)
11. Языковое портфолио (языковой портфель) как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся начальной школы при изучении английского (иностранного) языка в условиях ФГОС
12. Федеральный образовательный стандарт: проблемы реализации и пути их преодоления
13. I Летняя библиотечная олимпиада «Наш выбор – библиотека!»