Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Елена Владимировна Певнева,
руководитель физического воспитания первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 32 Дзержинского района г. Новосибирска

Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ в условиях ФГТ

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

Мы родились и живем во время больших перемен, когда рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения, нарушается передача отшлифованного годами народного опыта из поколения в поколение, от взрослых к детям, как говорится «из уст в уста». Сейчас на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем, переоцениваем. И в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы знаем очень поверхностно. По мнению Т.В. Голубева: «необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности, так как даже молодёжь «из глубинки», из деревень и сёл России относится к народной песне, игре, танцу, обычаям как к проявлению чего-то устаревшего и никому не нужного. Родители сегодняшних дошкольников не знают своих корней, традиций своего народа, без чего нельзя воспитать полноценного человека. Поэтому приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели. С момента своего рождения малыш попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. Ещё Д.Б. Кабалевский отмечал, что «необходимо воспитывать ребёнка на основе русской национальной культуры».

Именно сейчас, когда среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что-то должно быть в жизни особенным, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Этим особенным для наших детей должна стать родная русская культура, русский фольклор.

Исходя из этого, мы в нашем детском саду наряду с традиционными ищем новые формы работы. Эта проблема волнует не только инструкторов по физкультуре, но и все структурные подразделения. В детском саду разработана эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающих и инновационные формы работы с детьми.

Мы разработали со специалистами – музыкальным руководителем, логопедом и воспитателями групп – и внедрили проект «Чудеса из сундучка» (модель организации инновационной работы через малые фольклорные формы в условиях ФГТ), который реализуется в совместной деятельности. Цель: развитие нравственных качеств дошкольника средствами русского фольклора через подвижные, музыкальные, словесные и хороводные игры. Данный проект способствует развитию двигательных умений и навыков, а также развитию познавательно-речевой сферы у детей с общим недоразвитием речи. Проект интегрируется по модели интеграции образовательных областей по формированию нравственного воспитания через малые фольклорные формы, который реализуется в процессе совместной с родителями деятельности. В результате повысился уровень общения членов семьи, сформировался опыт по приобщению детей к русской народной культуре. Проект помог родителям осознать ценность использования различных видов фольклора как эффективного средства нравственного воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности.

Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, народным играм ребенок легче входит в окружающий мир, вместе с эстетическим наслаждением впитывая духовное наследие народа.

В русском фольклоре всегда сочетаются слова с музыкальным ритмом и напевностью, физическими процедурами, необходимыми ребенку, чтобы научиться управлять своим телом, добиваться активного, качественного и выразительного выполнения движений.

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Я построила физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольном учреждении являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения. Например: ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса – всему краса».

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

По мере овладения двигательными действиями увеличивается скорость их осуществления, происходит автоматизация, и выполнение основных движений вызывает у детей положительные эмоции.

Кроме физического развития дети приобщаются к народной культуре, использование сказок и фольклора способствует также речевому развитию детей. Дети с удовольствием подражают знакомым героям: зайке – «попрыгайке», лягушке – «поскакушке». Большая заинтересованность детей в таких видах занятий, желание узнать, что же будет дальше, стать не только посторонним зрителем, а участником сказки или путешествия, все это при грамотной организации занятия позволяет увеличить моторную плотность занятия, удовлетворить потребность ребенка в движении.

Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении производительности в выполнении различных действий.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализуемая в дошкольном учреждении и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности позволяет снижать заболеваемость воспитанников; позволяет предложить детям насыщенную разнообразными возможностями двигательную деятельность без увеличения нагрузки и реализовать главную их потребность – потребность в движении.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, будем искать новые формы работы для достижения оптимальной двигательной активности подрастающего поколения.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела