Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(2) Тамара Владимировна Добрынина,
старший воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад № 356 Кировского района
г. Новосибирска

Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Физическая культура» как физкультурно-оздоровительная модель воспитания детей дошкольного возраста

Первостепенной задачей нашего детского сада является задача охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей. Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования направлены на:

– желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;

– создание условий для того, чтобы каждый воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

– попытку повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;

– стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

– отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;

– содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

В соответствии с данными задачами нами разработана система комплексных мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Большое значение при создании системы отвели интеграции ОО «Коммуникация» и «Физическая культура», так как детский сад имеет познавательно-речевое направление. Главная цель данного направления в нашем ДОУ состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Актуальность же применения физкультурно-оздоровительной системы обусловлена тем, что проблема коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста становится фактором, тормозящим процесс его развития и его становления как личности. Об этом свидетельствуют результаты исследований Выготского Л.В., Лурии А.Р., Запорожца А.В., Парамоновой Л.С. и др.

Анализ диагностики развития речи детей в нашем учреждении показывает, что из 72 воспитанников средней, старшей и подготовительной групп 13 детей с речевыми нарушениями. Когда у ребенка нарушено произношение, он кажется младше своих лет. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций, например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля. Для детей с речевыми нарушениями характерно нарушение общей и мелкой моторики. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет перечисленные недостатки развития. Речь и движение очень тесно связаны между собой. Мы опираемся на известное положение о том, что для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него двигательную и мелкую моторику рук. Двигательная активность обеспечивает своеобразный отдых ребенку. Повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление. Дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.

Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбираем в соответствии с речевыми возможностями определённых дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия (работа воспитателей, инструктора по физической культуре ведется по рекомендациям логопеда). Стихотворные тексты позволяют нормализовать темп речи, добиться большей ее плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, а, в конечном счете, на совершенствовании фонетической стороны речи. Систематическое использование речевых рифмовок, привлекательных для детей, способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Для успешной организации речевых моментов во время проведения НОД необходимо:

– дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями;

– целенаправленный подбор речевого материала;

– нестандартный адаптированный спортивный инвентарь;

– опираться на интересы потребности современного дошкольника и основываться на их личном опыте, на связность жизненных процессов.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная система:

– отвлекает внимание ребенка от речевого дефекта и побуждает его к обучению;

– освобождает детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности во время занятий;

– помогает разнообразить виды деятельности детей на коррекционных занятиях;

– развивает общую и мелкую моторики, ориентировку в пространстве;

– способствует профилактике дисграфии;

– помогает проводить работу по развитию просодических компонентов речи;

– активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное внимание;

– развивает и нормализует эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для детей;

– для лучшего функционирования речевых органов физкультурно-оздоровительная система оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Ознакомиться с системой работы ДОУ по данному направлению можно перейдя по ссылке: http://ds-356.nios.ru/p27aa1.html

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 16)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела