Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Галина Анатольевна Сазонова,
инструктор по физической культуре (плавание), специалист высшей категории МБДОУ детский сад «Чебурашка» п. Краснообск Новосибирского района НСО

Плавание – одно из средств оздоровления детей дошкольного возраста

Главной ценностью для человека является его здоровье. Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе раз данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – это огромная каждодневная работа с самого рождения ребёнка. Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и ко всему окружающему. У ребёнка развиваются адаптационные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, происходит развитие физических качеств, вырабатываются привычки и представления.

Всё лучшее общество стремится отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства. Однако за последние десять лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей. Слабое физическое здоровье, связанное главным образом с дефектами физического воспитания, как правило, в детстве, становится фактором риска в возникновении и прогрессировании большинства заболеваний. По распространенности заболеваний у детей 3-7 лет первое место занимают заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, нарушение осанки, плоскостопие). Сохраняется тенденция к учащению заболеваний нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем.

Актуальность выбранной темы заключается в проблеме резкого снижения физического здоровья детей дошкольного возраста. Наука располагает многочисленными сведениями о широком использовании плавания в оздоровлении организма, о его великолепном воздействии в целом.

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании и оздоровлении ребёнка, оно является составной частью физического развития. Плавание содействует разностороннему развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, значительно расширяет возможность опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания, формирования правильной осанки, способствует развитию физических качеств, волевых свойств личности, смелости, решительности, дисциплинированности, поэтому, чем раньше приучить ребёнка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие на детский организм.

Приступая к работе по данной теме, определились с целью – формирование потребности к занятиям плаванием как одному из естественных средств оздоровления и укрепления физического здоровья ребёнка.

Выделили следующие задачи:

1. Создание благоприятных условий для оздоровления детей, обеспечение психологического комфорта и лёгкой адаптации.

2. Формирование плавательных умений и навыков.

3. Развитие физических качеств.

4. Формирование гигиенических знаний, навыков самообслуживания и личной гигиены.

5. Воспитание положительных черт личности.

6. Формирование знания о правилах безопасности на воде.

7. Профилактика плоскостопия, нарушение осанки.

Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

Пути реализации:

В работе с детьми:

– внедрение новых форм и методов в организацию занятий;

– диагностическое обследование;

– составление перспективного планирования, комплексных занятий, подбор игр, упражнений;

– подбор комплексов профилактического характера и подбор материала для досугов, развлечений на воде.

В работе с родителями:

– коллективное сотрудничества (родительские собрания, круглые столы, дни здоровья, дни открытых дверей, посещение оздоровительного комплекса «АРГО»);

– индивидуальное сотрудничество (анкетирование консультации, беседы);

– наглядное информационное сотрудничество (стенды, папки, передвижки, фотоальбомы, фотовыставки, видео).

В работе с сотрудниками:

– секции, консультации, семинары;

– просмотр занятий, проведение родительских собраний;

– планирование лечебно-профилактических мероприятий;

– составление комплексов упражнений;

– обзор новой методической литературы;

Для успешного достижения результата вся работа осуществляется в тесном сотрудничестве и в комплексе с другими формами воспитательно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения.

 

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МБДОУ детский сад «Чебурашка»

Весь процесс обучения плавания проходит постепенно и поэтапно. Переход от одного вида деятельности осуществляется только после освоения детьми предыдущего.

1 этап – привыкание и освоение воды; погружение; всплывание, лежание на поверхности воды; вдох и выдох в воду.

2 этап – скольжение на груди, на спине; скольжение на груди на спине с движением рук; скольжение на спине на груди с движением ног.

3 этап – способ плавания «кроль на спине»; способ плавания « кроль на спине»; способ плавания «брасс»»; способ плавания «дельфин».

Весь процесс обучения плавания основывается на следующих принципах: наглядности; доступности; систематичности; сознательности; индивидуализации; активности.

При планировании используются следующие виды занятий по плаванию: традиционное; сюжетно-игровое; тренировочное; игровое; занятие, построенное на одном способе плавания; контрольное; занятие соревновательного характера.

Основной формой обучения в дошкольном возрасте является игра. Все занятия проводятся в игровой форме, начиная с детьми  второго года жизни. Игры в воде имеют важное оздоровительное значение. Учитывая наглядно-образный характер мышления у детей младшего возраста, используется литературный материал, музыкальное сопровождение, дидактический материал, изготовленный собственными руками, демонстрационный материал. Возникающие в игровых действиях положительные эмоции повышают эффективность занятия. Играя, в воде у детей проходит водобоязнь, вырабатывается умение свободно передвигаться в необычной водной среде.

В старшем возрасте проводятся занятия с использованием упражнений, подводящие к плаванию спортивными стилями «кроль», «брасс», дельфин. При проведении занятий используются правила «от простого к сложному», «от лёгкого к трудному».

Особое значение уделяется правильной и чёткой организации занятий, чередованию последовательности, периодичности физической нагрузки и отдыха. Любое упражнение во время плавания должно доставлять ребёнку радость, проводиться не по принуждению, а с его желанием и интересом. Индивидуально-дифференцированный подход в организации и проведении занятий требует, чтобы учитывались особенности здоровья, физического развития и уровня физической подготовленности детей.

Комплексное обследование 2 раза в год позволяет определить уровень развития умений и навыков плавания, степень развития психофизических качеств и функционального состояния органов дыхания и сердечно-сосудистой системы каждого ребёнка.

Эффект обучения зависит от правильного выбора методов.

Словесный метод:

– объяснение;

– пояснение;

– указание;

– подача команд, распоряжение;

– вопросы к детям;

– словесная инструкция.

Наглядный метод –

наглядно-зрительные приемы:

– показ физических упражнений;

– использование наглядных пособий (карточки, рисунки);

– имитация (подражание);

– зрительные ориентиры;

наглядно-слуховые:

– использование музыки;

тактильно-мышечные приемы:

– непосредственная помощь;

– показ физических упражнений;

Практический метод –

– повторение упражнений

без изменений и с изменением:

– проведение упражнений в игровой форме;

– проведение упражнений в соревновательной форме.

Правильно-организованные занятия способны стать хорошим подспорьем в воспитании здорового физически, и умственно развитого ребёнка.

Систематические занятия плавания ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания, укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, совершенствуются движения. Занятия в воде повышают сопротивляемость организма к холоду, оказывают тонизирующее воздействие. Плавание является оптимальным видом физической активности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела