Главной ценностью для человека является его здоровье. Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе раз данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – это огромная каждодневная работа с самого рождения ребёнка. Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и ко всему окружающему. У ребёнка развиваются адаптационные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, происходит развитие физических качеств, вырабатываются привычки и представления.
Всё лучшее общество стремится отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства. Однако за последние десять лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей. Слабое физическое здоровье, связанное главным образом с дефектами физического воспитания, как правило, в детстве, становится фактором риска в возникновении и прогрессировании большинства заболеваний. По распространенности заболеваний у детей 3-7 лет первое место занимают заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, нарушение осанки, плоскостопие). Сохраняется тенденция к учащению заболеваний нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем.
Актуальность выбранной темы заключается в проблеме резкого снижения физического здоровья детей дошкольного возраста. Наука располагает многочисленными сведениями о широком использовании плавания в оздоровлении организма, о его великолепном воздействии в целом.
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании и оздоровлении ребёнка, оно является составной частью физического развития. Плавание содействует разностороннему развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, значительно расширяет возможность опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания, формирования правильной осанки, способствует развитию физических качеств, волевых свойств личности, смелости, решительности, дисциплинированности, поэтому, чем раньше приучить ребёнка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие на детский организм.
Приступая к работе по данной теме, определились с целью – формирование потребности к занятиям плаванием как одному из естественных средств оздоровления и укрепления физического здоровья ребёнка.
Выделили следующие задачи:
1. Создание благоприятных условий для оздоровления детей, обеспечение психологического комфорта и лёгкой адаптации.
2. Формирование плавательных умений и навыков.
3. Развитие физических качеств.
4. Формирование гигиенических знаний, навыков самообслуживания и личной гигиены.
5. Воспитание положительных черт личности.
6. Формирование знания о правилах безопасности на воде.
7. Профилактика плоскостопия, нарушение осанки.
Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.
Пути реализации:
В работе с детьми:
– внедрение новых форм и методов в организацию занятий;
– диагностическое обследование;
– составление перспективного планирования, комплексных занятий, подбор игр, упражнений;
– подбор комплексов профилактического характера и подбор материала для досугов, развлечений на воде.
В работе с родителями:
– коллективное сотрудничества (родительские собрания, круглые столы, дни здоровья, дни открытых дверей, посещение оздоровительного комплекса «АРГО»);
– индивидуальное сотрудничество (анкетирование консультации, беседы);
– наглядное информационное сотрудничество (стенды, папки, передвижки, фотоальбомы, фотовыставки, видео).
В работе с сотрудниками:
– секции, консультации, семинары;
– просмотр занятий, проведение родительских собраний;
– планирование лечебно-профилактических мероприятий;
– составление комплексов упражнений;
– обзор новой методической литературы;
Для успешного достижения результата вся работа осуществляется в тесном сотрудничестве и в комплексе с другими формами воспитательно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения.
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МБДОУ детский сад «Чебурашка»

Весь процесс обучения плавания проходит постепенно и поэтапно. Переход от одного вида деятельности осуществляется только после освоения детьми предыдущего.
1 этап – привыкание и освоение воды; погружение; всплывание, лежание на поверхности воды; вдох и выдох в воду.
2 этап – скольжение на груди, на спине; скольжение на груди на спине с движением рук; скольжение на спине на груди с движением ног.
3 этап – способ плавания «кроль на спине»; способ плавания « кроль на спине»; способ плавания «брасс»»; способ плавания «дельфин».


Весь процесс обучения плавания основывается на следующих принципах: наглядности; доступности; систематичности; сознательности; индивидуализации; активности.
При планировании используются следующие виды занятий по плаванию: традиционное; сюжетно-игровое; тренировочное; игровое; занятие, построенное на одном способе плавания; контрольное; занятие соревновательного характера.
Основной формой обучения в дошкольном возрасте является игра. Все занятия проводятся в игровой форме, начиная с детьми второго года жизни. Игры в воде имеют важное оздоровительное значение. Учитывая наглядно-образный характер мышления у детей младшего возраста, используется литературный материал, музыкальное сопровождение, дидактический материал, изготовленный собственными руками, демонстрационный материал. Возникающие в игровых действиях положительные эмоции повышают эффективность занятия. Играя, в воде у детей проходит водобоязнь, вырабатывается умение свободно передвигаться в необычной водной среде.

В старшем возрасте проводятся занятия с использованием упражнений, подводящие к плаванию спортивными стилями «кроль», «брасс», дельфин. При проведении занятий используются правила «от простого к сложному», «от лёгкого к трудному».
Особое значение уделяется правильной и чёткой организации занятий, чередованию последовательности, периодичности физической нагрузки и отдыха. Любое упражнение во время плавания должно доставлять ребёнку радость, проводиться не по принуждению, а с его желанием и интересом. Индивидуально-дифференцированный подход в организации и проведении занятий требует, чтобы учитывались особенности здоровья, физического развития и уровня физической подготовленности детей.

Комплексное обследование 2 раза в год позволяет определить уровень развития умений и навыков плавания, степень развития психофизических качеств и функционального состояния органов дыхания и сердечно-сосудистой системы каждого ребёнка.
Эффект обучения зависит от правильного выбора методов.
Словесный метод:
– объяснение;
– пояснение;
– указание;
– подача команд, распоряжение;
– вопросы к детям;
– словесная инструкция.
Наглядный метод –
наглядно-зрительные приемы:
– показ физических упражнений;
– использование наглядных пособий (карточки, рисунки);
– имитация (подражание);
– зрительные ориентиры;
наглядно-слуховые:
– использование музыки;
тактильно-мышечные приемы:
– непосредственная помощь;
– показ физических упражнений;
Практический метод –
– повторение упражнений
без изменений и с изменением:
– проведение упражнений в игровой форме;
– проведение упражнений в соревновательной форме.
Правильно-организованные занятия способны стать хорошим подспорьем в воспитании здорового физически, и умственно развитого ребёнка.


Систематические занятия плавания ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания, укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, совершенствуются движения. Занятия в воде повышают сопротивляемость организма к холоду, оказывают тонизирующее воздействие. Плавание является оптимальным видом физической активности.