Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Елена Николаевна Белоусова,
инструктор физической культуры первой квалификационной категории МКДОУ «Детский сад № 395 компенсирующего вида» Дзержинского района г. Новосибирска

Использование детских тренажеров на занятиях с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Детский сад № 395 компенсирующего вида специализируется на работе с детьми, имеющими различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. В нашем детском саду создана своя система физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, которая постоянно совершенствуется. Работа с детьми ведется по индивидуальным коррекционно-образовательным маршрутам, которые составляются педагогами ДОУ совместно с врачом-ортопедом на основе диагностических данных. Для проведения физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы созданы все условия: спортивный зал, зал ЛФК, бассейн, физкультурно-коррекционные уголки в группах, спортивное оборудование, атрибуты для игр, спортивная площадка.

С детьми, имеющими нарушения со стороны ОДА, в нашем ДОУ организуются следующие мероприятия:

  • физкультурные занятия – 3 раза в неделю (одно на прогулке), проводит инструктор физического воспитания;
  • плавание – 2 раза в неделю, проводит инструктор физического воспитания;
  • занятия ЛФК – 3 раза в неделю, проводит инструктор ЛФК;
  • индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми – ежедневно, проводят воспитатели (упражнения по рекомендациям врача-ортопеда и инструктора ЛФК);
  • утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения;
  • организация сна на плоской кровати;
  • пребывание детей в группе в специальной обуви.

В качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы являются занятия ЛФК с использованием тренажеров.

Наиболее целесообразно использовать тренажеры в работе с детьми старшего дошкольного возраста: они уже достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. Кроме того, именно в этом возрасте интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат. Старшие дошкольники уже способны анализировать свои достижения и действия, контролировать свое самочувствие. Во время занятий на тренажерах они не только стараются поддерживать высокий уровень двигательной активности, но и проявляют свои физические возможности: силу, ловкость, выносливость, а также самостоятельность, настойчивость и целеустремленность.

На основании диагностики, проведенной врачом-ортопедом, мы разработали систему занятий с использованием тренажеров. Подгруппа детей для занятия на тренажерах формируется с учетом диагноза, уровня двигательной активности и физической подготовленности детей. Сначала занятия проводятся с использованием простейших тренажеров. Они состоят из трех частей:

– вводной (3-4 минуты), в которую включается ходьба, дыхательные упражнения, игровые упражнения на внимание;

– основной (15-20 минут) – начинается с выполнения комплекса с использованием простейших тренажеров со всеми детьми (гантели, ролики, массажные мячи, массажные валики);

– заключительной – упражнения на растяжки, расслабления, игры.

После того как дети осваивают упражнения на простейших тренажерах и приобретают определенные физические навыки, мы переходим к занятиям с использованием тренажеров сложного устройства. Детские тренажеры сложного устройства используют для развития физических качеств, совершенствования умений и навыков, повышения двигательной активности, улучшения физической работоспособности.

Занятия начинаются с разминки длительностью не более 2-3 минут, которая включает в себя ходьбу и упражнения на дыхание. Основную часть занятия вместо упражнений общеразвивающего воздействия и основных видов движений проводим на тренажерах сложного устройства. При работе на тренажерах очень важно контролировать нагрузку и следить за состоянием ребенка. На таких занятиях измеряется пульс, давление до и после физической нагрузки. Через каждую минуту детям предлагается отдохнуть в течение 30-40 секунд, выполняя упражнения на расслабление и дыхание. В процессе выполнения семи-десяти общеразвивающих упражнений с использованием тренажеров у детей вырабатывается общая выносливость. Особое внимание уделяется правильному дыханию. Занятие заканчивается мало подвижной игрой или упражнениями на релаксацию, на расслабление. Общая длительность занятия – 25-30 минут.

Занятия с использованием тренажеров оказывают положительное воздействие на ребенка только тогда, когда физическая нагрузка соответствует состоянию здоровья и функциональным возможностям каждого ребенка, иначе они могут навредить его здоровью.

Дети занимаются на тренажерах сложного устройства в ходе круговой тренировки, группами и индивидуально.

Способ организации детей – круговая тренировка, которая, как показала практика, достаточно эффективна для данного вида занятий.

Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребёнок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причём сложность движений и степень нагрузки даётся каждому ребёнку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей, т.е. предлагается выполнить определённое количество повторений упражнения или даётся временной коридор для выполнения данного задания. От занятия к занятию число повторений увеличивается, а временной коридор удлиняется. По сигналу дети одновременно приступают к упражнениям на своих тренажерах или как мы их называем «станциях». По истечении определённого времени подаётся сигнал к смене «станций», тем самым, определяя временную продолжительность упражнения. По окончании выполнения каждого задания на «станциях», во избежание переутомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, психогимнастические этюды, а также упражнения на релаксацию, которые разучивались на предыдущих занятиях.

Опыт показал, что в результате проведения занятий на тренажерах у детей наблюдается улучшение не только общей физической подготовленности, но и укрепляется здоровье в целом, удовлетворяется биологическая потребность детей в движениях, а также повышается эмоциональный тонус, активизируется их познавательная деятельность. А привлекательность самих тренажеров и занятия с ними являются действенным стимулом в формировании у детей интереса к занятиям лечебной физкультурой.

«Велотренажер». Предназначен для развития общей выносливости, укрепляет мышцы ног. Применяется при вялой осанке, сколиозе, плосковогнутой спине.

«Башня». Предназначен для укрепления мышц верхней части живота, развития силы и выносливости брюшного пресса. Применяется при круглой спине, плосковогнутой, сколиотической осанке.

«Степпер». Предназначен для укрепления мышц нижних конечностей, воспитание координации. Применяется при плоскостопии, сколиотической осанке.

«Беговая дорожка». Предназначена для укрепления мышц брюшного пресса, ног и развитию быстроты. Применяется при нарушении осанки, плоскостопия.

«Гребля». Предназначен для укрепления мышц спины, верхних и нижних конечностей. Применяется при вялой и сколиотической осанке.

«Пресс-бар». Предназначен для укрепления мышц нижних конечностей, развитие равновесия.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 22)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела