Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(9) Ксения Александровна Шипулина,
учитель истории и обществознания,
руководитель музея второй квалификационной категории
МБОУ СОШ № 17 Заельцовского района
г. Новосибирска

Проект «Литературными тропами Новосибирска» (в рамках работы школьного музея)

На современном этапе развития системы образования проектной деятельности уделяется особое внимание. Данный вид деятельности становится все более популярным как в образовательной, так и в воспитательной деятельности. Не остается в стороне и школьный музей. Данный проект разработан для учащихся пятого класса и призван вовлечь обучающихся в творческую исследовательскую деятельность.

Невозможно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности школьных музеев. Роль музеев, в том числе и школьных, как носителей объективной информации о событиях прошлого, возрастает многократно. Школьные музеи и их руководители имеют больше возможностей увлечь своих посетителей исследовательской деятельностью, погрузить их в атмосферу прошлого, научить составлять свое собственное мнение о событиях, так как находятся в непосредственной близости к ребенку.

Вместе с тем музейная деятельность неразрывно связана с образовательным процессом, осуществляемым образовательным учреждением и является его логичным продолжением. Образовательная деятельность в рамках работы музея способна дополнить целый ряд образовательных дисциплин учебного плана.

Одной из важнейших задач школьных музеев является популяризация знаний о родном городе, об истории его создания и развития, культуре.

Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения. В современных условиях развития системы образования незаслуженно мало внимания уделяется изучению творчества поэтов и писателей, творивших в непосредственной близости от современных маленьких горожан и селян. Именно изучение культуры родного города, ее ярчайших представителей позволяет подрастающему поколению гордиться своим городом, своей Родиной.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств. В нашем городе творили и творят в настоящее время такие замечательные поэты и писатели, как Юрий Магалиф, Александр Кухно, Нелли Закусина, Елизавета Стюарт, Борис Богатков, Владимир Шамов, Михаил Щукин и еще целая плеяда имен, известных далеко за пределами родного города.

Проект «Литературными тропами Новосибирска» призван восполнить существующий пробел, познакомив и заинтересовав учащихся литературной жизнью нашего города. Не менее важен в реализации данного проекта и аспект интеграции со сферой культуры, что в настоящее время является актуальной задачей муниципальной системы управления.

Данный проект разработан для учащихся пятых классов и помогает в реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель проекта «Литературными тропами Новосибирска» – посредством музейной деятельности заинтересовать и расширить знания учащихся о литературной жизни города Новосибирска.

Задачи проекта:

– познакомить обучающихся с творчеством писателей и поэтов нашего города;

– изучить жанр биографии, а также биографии поэтов и писателей города Новосибирска;

– создать сборник творческих работ обучающихся.

Цель данного проекта может быть достигнута при его реализации на базе любого общеобразовательного учреждения Новосибирска и области, так как данный проект обеспечен методическими разработками на всех предусмотренных этапах.

Содержание проекта «Литературными тропами Новосибирска». Данный проект призван вызвать интерес у учащихся к литературной жизни города Новосибирска и ее представителям, посредством включения в творческую исследовательскую деятельность.

Проект реализуется в четыре этапа, рассчитан на учащихся пятого класса.

На первом этапе учащиеся знакомятся с биографиями и творчеством таких Новосибирских поэтов и писателей, как Юрий Магалиф, Александр Кухно, Елизавета Стюарт, Борис Богатков, Владимир Шамов, Михаил Щукин.

Данное получение информации организуется средствами музейной педагогики – организация виртуальных экскурсий, музейных уроков, викторин, изучения исторических источников.

По итогам первого этапа учащиеся получают необходимый набор знаний для перехода к следующему этапу. А также формируется первоначальный интерес к творчеству и жизненному пути новосибирских поэтов и писателей.

На втором этапе учащиеся изучают литературный жанр биографии, учатся отличать его от других, выявлять особенности, понимать значимость данного жанра в изучении творческого наследия, оставленного нам людьми искусства.

По итогам второго этапа учащиеся готовы приступить к выполнению творческого задания, предусмотренного следующим этапом.

На третьем этапе участники проекта выполняют итоговое творческое задание – создают биографию выбранного ими новосибирского поэта или писателя в сказочной форме, но на основе реальных биографических сведений. Данный этап требует творческого подхода и применения знаний, полученных участниками проекта на предыдущих этапах.

По итогам третьего этапа учащиеся получают опыт создания собственного творческого литературного произведения на основе исторических фактов.

В рамках четверного заключительного этапа проекта участники учатся правилам представления собственной творческой работы перед аудиторией. Также по итогам данного этапа выпускается сборник творческих работ участников проекта.

 

Сроки реализации проекта

Проект рассчитан на учебный год и реализуется в следующие сроки:

Этапы проекта

Сроки реализации

1.

Первый этап.

«Знакомство с творчеством и биографическими сведениями о новосибирских поэтах и писателях»

Сентябрь-октябрь.

2.

Второй этап.

«Изучение литературного жанра биографии, особенностей работы в этом жанре».

Ноябрь-декабрь.

3.

Третий этап.

«Написание учащимися биографий новосибирских писателей и поэтов в творческой сказочной форме».

Февраль-март

4.

Четвертый этап.

«Презентация выполненных учащимися работ. Выпуск сборника творческих работ».

Апрель

 

Планируемые результаты по итогам реализации проекта «Литературными тропами Новосибирска»:

1. Получение учащимися информации о творчестве и биографических сведениях поэтов и писателей, творивших в городе Новосибирске в разное время.

2. Понимание многообразия литературной жизни нашего города, ее неповторимости и значения для культурного обогащения новосибирцев.

3. Умение пользоваться историческими источниками для получения необходимой информации.

4. Понимание отличия жанра литературной биографии от других жанров.

5. Получение опыта создания собственного творческого литературного произведения на основе изученных исторических фактов.

Критерии оценки эффективности проекта.

Эффективность по итогам реализации проекта определяется следующим образом:

1. Выполнением итоговой творческой работы участниками проекта.

2. Разнообразием выбора биографий творческих личностей для создания итоговой работы.

3. Применение биографических сведений и иных исторических источников в процессе создания итоговой творческой работы.

Кадровое обеспечение проекта.

Реализация проекта «Литературными тропами Новосибирска» обеспечивается следующим кадровым потенциалом:

1. Руководитель школьного музея.

2. Актив школьного музея.

3. Учителя русского языка и литературы.

4. Библиотекарь.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела