Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(6) Анастасия Николаевна Тарасова,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Городского центра физической культуры и спорта
«Виктория» г. Новосибирска

Подготовка экскурсоводов-волонтеров для проведения обзорных автобусных экскурсий по городу участникам Международных детских игр «Спорт – Искусство – Интеллект»

В этом году в нашем городе прошли Международные детские игры «Спорт – Искусство – Интеллект». Они берут начало в 1993 году, когда в самом сердце Сибири – городе Новосибирске, родилась идея уникального троеборья, раскрывающего гармоничную и разностороннюю личность каждого ребенка.

Детские игры стали правопреемниками двух детских Сибириад «Спорт – Искусство – Интеллект», которые проходили в городе Новосибирске в 1993 и 2008 годах с целью пропаганды Олимпийского движения, развития детско-юношеского спорта и укрепления международного спортивного сотрудничества.

Международная детская Сибириада «Спорт – Искусство – Интеллект» 1993 года прошла в период со 2 по 12 июля под девизом «Город – детям!» и была посвящена столетию города Новосибирска.

После Новосибирска, Международная детская Сибириада проводилась в 1995 году в городе Абакане, в 1997 году – в Тюмени, в 1999 году – в Омске.

В 2008 году Международная детская Сибириада «Спорт – Искусство – Интеллект» вернулась в Новосибирск и была проведена по 16 видам спорта, интеллектуальному и художественному конкурсу в честь 115-летия сибирской столицы. Инициатива проведения соревнования была поддержана официальными письмами президента Международного олимпийского комитета Жака Рогге, президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева, министра спорта России Виталия Мутко.

В Сибириаде приняли участие спортивные делегации из 49 городов Сибири и Дальнего Востока, города-побратима Саппоро, стран Содружества Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. В этом грандиозном мероприятии приняло участие более 2500 человек.

Детские игры – это уникальное спортивно-творческо-интеллектуальное троеборье, которое проходит по формуле «Спорт – Искусство – Интеллект», где каждый спортсмен одновременно раскрывает свои таланты в спорте, поэзии, музыке, искусстве.

Данное мероприятие не имеет аналогов в мире. В программу детских игр включены соревнования по нескольким направлениям – летним и зимним, сурдлимпийским и паралимпийским видам спорта, а также интеллектуальные конкурсы в области искусств, дающие возможность творческого самовыражения, гармоничного и разностороннего развития детей.

Талисман уникальных Международных детских игр «Спорт – Искусство – Ителлект», один из редчайших зверей на планете – Лигр (гибрид тигра и льва). Он отражает дух страны и города Новосибирска – хозяина детских Игр.

В 2013 году участниками игр стали 76 регионов, в том числе 10 регионов из-за рубежа.

Наш город активно  готовился к этому мероприятию.

Городской центр физкультуры и спорта «Виктория» заключили с оргкомитетом Игр договор о сотрудничестве. Педагоги и учащиеся Городской школы экскурсоводов были приглашены в качестве волонтеров-экскурсоводов для проведения обзорных городских автобусных экскурсий.

Подготовка началась за год до начала Международных игр. Основная работа легла на педагогов ГЦФКиС «Виктория» отдела музеев. Необходимо было отобрать учащихся, заинтересованных в участии, дать им необходимые знания, привить навыки и умения в области экскурсионного дела, разработать маршруты и провести пробные экскурсии.

В подготовке к данному событию участвовали 4 педагога (Саванчук Л.Е, Сычева О.И., Шигаева Т.Г, Тарасова А.Н.) и начальник отдела школьных музеев Букарева Н.Н.

Нами были использованы различные источники по методике подготовки и проведения экскурсий: как литература по теме, электронные ресурсы, так и собственные методические разработки.

Существует множество учебных пособий по экскурсионному делу [1-4, 7-8] , но на наш взгляд есть несколько, которые удобно использовать в работе:

1. Емельянов. Экскурсоведение. – М.: Советский спорт, 2007. – 216с.  (самое известное и доступное) [1] .

В этом пособии большое внимание уделяется практически всем аспектам экскурсионной работы: теории, сущности, функциям, методам, тематике, работе с объектами, профессиональному мастерству (речь, общение, умения и навыки).

2. Скобельцына А.С. Экскурсоведение: Учебное пособие. – Спб.: НПК «РОСТ», 2007. – 170 с.; [7].

Кроме вышеперечисленного это пособие содержит информацию о специфике городской обзорной экскурсии.

3. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы: учебное пособие. – М.: РИБ «Турист», 2004. – 96 с. [2].

В данном учебном пособии особое внимание уделяется экскурсиям по социальному и экономическому быту городов, эти сведения пригодились при разработке экскурсий.

4. Хуусконен Н.М, Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. – Спб.: «Издательский дом Герда», 2006.  – 208 с.

Очень интересное издание, которое освещает вопросы основы экскурсионного менеджмента, практики организации экскурсионной деятельности и подготовки туристско-экскурсионной услуги. Рассматривается технология подготовки экскурсии, варианты тематических экскурсий. Представлены образцы документов, методические разработки, технологические карты загородных, городских экскурсий. Большое внимание уделяется профессиональным требованиям к экскурсоводу, проведению городских обзорных экскурсий.

Особое внимание заслуживают методические разработки наших педагогов (Шигаевой Тамары Григорьевны), посвященные формированию коммуникативной культуры и искусству публичного выступления. Ею была составлена памятка начинающему экскурсоводу, которую очень удобно использовать в работе. Эти разработки активно были использованы в ходе подготовки.

Самым важным этапом в работе был отбор воспитанников, заинтересованных в данном мероприятии. Упор делался на детей второго года обучения, именно они  брали на себя все основные функции. Учащиеся первого года обучения участвовали, но владели меньшим количеством информации, они учились у старших, дополняли информацией об объектах.

Желающих было много, но в итоге до проведения экскурсий были допущены самые активные (10 человек).

Каждый педагог работал с определенной группой воспитанников, используя свои методы и формы работы, но несмотря на это, методика подготовки к проведению городских обзорных экскурсий была общей.

Этапы разработки экскурсии:

1. Выбор темы, формулировка названия, определение цели и задач экскурсии.

На данном этапе в первую очередь была сформулирована цель экскурсии – знакомство участников Международных детских игр с городом Новосибирском, его историей и современным состоянием. Перед нами стояли следующие задачи – показать становление и развитие  Новосибирска как столицы Сибири, познакомить с памятниками и достопримечательностями, осветить современное состояние города как крупного научного и культурного центра.

2. Составление библиографического списка и изучение литературы по теме.

На данном этапе учащиеся и педагоги работали с материалами музеев (школьных, районных, городских),  библиотек, электронными ресурсами.  На каждом занятии и во внеурочное время педагоги отслеживали знание материала  и выдавали новые сведения. В конце года воспитанники сдавали экзамен в отделе музеев ГЦФКиС «Виктория» на знание истории города.

3. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Перед нами стояла задача – отобрать те объекты, которые могли бы вызвать интерес у детей и имели историческую и культурную ценность. Их в нашем городе много, но не всегда они могут попасть в маршрут экскурсии.

4. Составление маршрута.

Один из самых сложных этапов. Так как о маршруте и времени, отведенном на экскурсию становится ясно лишь за несколько дней или в день проведения экскурсии. Точный маршрут составляется в основном за 2 недели до экскурсии.

Маршрут разрабатываем заранее, но общий. В него входят основные достопримечательности, памятные и исторические места нашего города: Монумент Славы, Парк «Городское начало», ГПНТБ, «Чертово городище», станции метро, театр «Глобус», уличная скульптура, Собор Александра Невского, Стоквартирный дом, Реальное училище им. дома Романовых, Художественный музей, Администрация Новосибирской области, Кинотеатр им. Маяковского, пл. Ленина, Красный проспект, Цирк, Здание железнодорожного вокзала и другие объекты.

5. Объезд или обход маршрута.

Это совместные выезды на объекты в урочное и внеурочное время. Иногда даже вечернее время, в связи с загруженностью детей (с родителями или руководителями школьных музеев).

Большую помощь в 2013 году при подготовке оказал Музей города Новосибирска, в лице Антропова Евгения Владимировича. Было проведено 2 мастер-класса (в помещении музея и в ходе автобусной экскурсии по городу). В будущем, планируем более тесно сотрудничать со специалистами, гидами и музеями.

6. Подготовка контрольного и индивидуального текстов экскурсии.

7. Комплектование «портфеля экскурсовода».

8. Определение методических приемов проведения экскурсии (с каждым воспитанником отдельно).

9. Определение техники ведения экскурсии (обсуждение в группе).

10. Составление технологической карты.

11.Заключительный этап – прием (сдача) экскурсии на маршруте.

И самый последний этап – это проведение пробной экскурсии. Чаще всего она у нас проходила в несколько этапов или дней и являлась пешей. Это было связано с отсутствием транспорта на эти цели.

29 марта 2013 года учащимися школ города (МБОУ СОШ №№ 2, 32, 57, 182, гимназия №10) была проведена автобусная городская обзорная экскурсия для участников Региональной конференции «Эврика». Эта экскурсия была пробной перед Международными детскими играми.

Для участия в Международной детской олимпиаде в качестве волонтера, необходимо было пройти обучение с другими волонтерами на базе ДОЛ им. О. Кошевого. Обучение проходило с 17 по 19 мая, где учащиеся и педагоги знакомились с графиком проведения игр, своими обязанностями, другими волонтерами. А также наши экскурсоводы провели автобусные экскурсии для участников данного мероприятия (это уже вторая пробная экскурсия).

С 7 по 13 июня 2013 года экскурсоводы участвовали в Городской профильной смене «Я – гражданин России» (ДОЛ «Калейдоскоп», с. Боровое), где продолжили подготовку по истории города.

С 16 июня по 3 июля воспитанниками Городской школы экскурсовода было проведено около 30 экскурсий для участников Детской международной олимпиады из различных городов, регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья: Томска, Железногорска, Красноярска, Кемерова, Барнаула, Ош, Нижневартовска, Новоуральска, Хабаровска, Саянска, Омска; Германии, Кореи и др. регионов.

Были получены очень хорошие отзывы и благодарности. Воспитанники и педагоги получили сертификаты волонтера и ценные подарки, а также приглашены на прием губернатора.

Основные проблемы, с которыми мы столкнулись:

1. Короткий срок обучения – один год (1 раз в неделю, в течение года). В связи с этим, к экскурсиям по городу привлекались чаще дети, которые прошли годичный курс обучения и посещали занятия не первый год.

2. Загруженность детей. Сложно подготовить ребенка за один год и дать ему глубокие знания, так как многие дети сейчас посещают огромное количество учреждений дополнительного образования, множество мероприятий школьного, районного и городских уровней и не всегда посещают занятия.

3. Нежелание большинства учащихся работать с первоисточниками. Либо нехватка времени на это. Много домашних заданий. Доступность интернета.

4. Нехватка опыта – учащиеся лишь после первого опыта проведения экскурсий становятся более уверенными и раскованными. Снимаются зажимы, исчезают страхи.

5. Малое количество времени на практическую работу. Сложно выделить время для посещения достопримечательностей, памятников, а также для проведения пробных экскурсий. О причинах писали выше.

Решая эти проблемы, мы поступали следующим образом: чтобы обучение было более продуктивным, бала налажена тесная связь с классными руководителями, руководителями школьных музеев, родителями. Также большую роль играет контакт с детьми и контроль домашних заданий через социальные сети, электронную почту, скайп. На занятиях мы используем первоисточники, копии архивных материалов. Кроме этого, учащиеся обязательно знакомятся с историей города в разные периоды. Несмотря на сложности, возникающие при подготовке, большинство учащихся активно включаются в эту деятельность.

Следует отметить также то, что изучив информацию по данной теме, мы не встречали пока подобного опыта работы по проведению городских автобусных экскурсий активистами школьных музеев в других регионах. Большинство таких экскурсий проводят студенты либо гиды. И мы будем рады изучить или поделиться опытом с другими регионами и городами в этом направлении.

Ссылки

http://vk.com/sleduizaligrom Открытая группа – Международные детские игры.

http://www.novosibirsk2013.ru Международные Детские Игры «Спорт - Искусство – Интеллект» Официальный сайт.

http://vk.com/club51982986 Открытая группа – Волонтеры пресс-центра Международных Детских Игр.

http://vk.com/tvmediansk Видеоредакция пресс-центра МДИ.

http://vk.com/club50797442 Школа молодого добровольца города Новосибирска.

http://novosib-sport.ru/ Управление физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска.

Литература

1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебное пособие. – М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1992. – 120 с.

2. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы: учебное пособие. – М.: РИБ «Турист», 2004. – 96 с.

3. Мы увозим бесценный груз – ДРУЖБУ, ВОСПОМИНАНИЯ, НАГРАДЫ И «ЛИГРОВ» // Спортивный мегаполис. – июль 2013. – С. 12.

4. Омельченко Б.Ф. Экскурсионное общение: Познание, воспитание, отдых. – М.: Наука, 1991. 120с.

5. Основы туристской деятельности: Учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; Сост. Е.Н. Ильина. – М.: Советский спорт, 2004. – 200 с.

6. Сегодня – церемония открытия уникальных Международных детских Игр «Спорт – Искусство – Интеллект» // Комсомольская правда. – вторник, 25 июня 2013. – С.16.

7. Скобельцына А.С. Экскурсоведение: Учебное пособие. – Спб.: НПК «РОСТ», 2007. – 170 с.

8. Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. – Спб.: «Издательский дом Герда», 2006. – 208 с.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 71)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела