Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(4) Тамара Григорьевна Шигаева,
руководитель музея истории
МБОУ гимназии № 10 Железнодорожного района
г. Новосибирска

Волонтер-экскурсовод для Международных детских игр «Спорт – Искусство – Интеллект»

(из опыта подготовки в музее гимназии № 10)

С 16 июня по 4 июля в Новосибирске проходили Международные детские игры «Спорт – Искусство – Интеллект». В них приняли участие 288 спортивных делегаций из 76 регионов России и зарубежья, 3220 спортсменов и их тренеров. 500 волонтеров помогали в организации игр.

В экскурсионном обслуживании принимали участие дети из ряда школ города, выпускники школы «Юный экскурсовод».

Представителем волонтеров-экскурсоводов от гимназии № 10 была девятиклассница Грахова Дарья. В музее гимназии работает школа юного экскурсовода с 2007 года. Её ведёт руководитель музея Шигаева Тамара Григорьевна. Даша окончила школу юных экскурсоводов уже несколько лет назад, сейчас активно работает в школьном музее, проводит обзорные и тематические экскурсии, дипломант городского конкурса юных экскурсоводов, проводила экскурсии для участников региональной научно-практической конференции «Эврика». И, тем не менее, автобусная экскурсия по городу имеет свою специфику и требует больших знаний, эрудиции, коммуникабельности. Большую методическую помощь в подготовке волонтеров-экскурсоводов оказал отдел школьных музеев ГЦФКиС «Виктория». Для них был организован семинар в музее истории города Новосибирска, показательная экскурсия по городу, профильная смена в летнем лагере. Но основная работа по подготовке экскурсовода проводилась непосредственно в музее.

Во-первых, необходимо было «войти» глубоко в тему, хорошо знать историю Новосибирска, памятники и памятные места, современный уровень развития. Наш музей истории гимназии № 10 (МИГ-10) располагает богатым фондом краеведческой литературы. Ценные книги, например, энциклопедия «Новосибирск», «Почетные жители города», «Новосибирцы – герои Отечества», вся серия «Будаговская Библиотека», «Мифосибирск» и др. Большая подборка статей из журналов «Сибирская горница» и «Новосибирск – одна семья»; итоговые иллюстрированные ежегодники «Новосибирск». Использовались также интернет-подборки. На основании этих материалов совместно с руководителем музея Шигаевой Т.Г. были разработаны тексты экскурсий «Мой Новосибирск родной» (опубликована  в газете «Педагогическое эхо», 2010, №11), «История Новосибирска в памятниках и памятных местах», компьютерная презентация о новостройках города «Новосибирск сегодня, завтра». Для проверки и закрепления знаний Даша Грахова проводила заочные экскурсии в группах, обзоры в музее у выставки к 120-летию города, отвечала на вопросы викторины.

Во-вторых, автобусная экскурсия предполагает особый стиль работы с аудиторией, умение удерживать и переключать внимание слушателей, пользоваться микрофоном, выделять самое главное в характеристике объекта, использовать интересные факты и примеры, отвечать на вопросы, заполнять паузы, возникшие при переездах или в пробках на дороге. Большое значение имеет организационные вопросы: посадка и выход из автобуса на объектах, контакт с водителем, пешие прогулки и фотографирование. Всё это требует и использования различных методик устного общения, и коммуникативной культуры.

В музее гимназии № 10 составлены рад методических материалов в помощь юным экскурсоводам. Большое практическое значение имеют памятки «Основы коммуникативной культуры» и «Искусство публичного выступления». Они составлены на основании современных публикаций и личного опыта работы. В них даются практические советы, на основании конкретных примеров вырабатываются навыки информационной и коммуникативной культуры. Грахова Д. еще раз изучила эти материалы, были проведены практические занятия по ряду тем, деловые игры, где рассматривались различные ситуации, которые могли возникнуть в ходе экскурсии. Проводились также тренинги, когда надо было отвечать на разные, иногда провокационные вопросы.

Результаты такой углубленной подготовки стали видны во время проведения экскурсий. Руководитель музея Шигаева Т.Г. сопровождала группы, но практически не вмешивалась в ход экскурсий. «Великолепно!» написали в отзыве тренеры Челябинской команды баскетболистов. Настоящий экзамен пришлось выдержать при проведении экскурсии для Омской команды фехтовальщиков. Они отказались ехать по предложенному маршруту, ссылаясь на то, что уже знакомы с рекомендованными объектами. К тому же экскурсия проходила во второй половине дня, и часто приходилось стоять в пробках. Но Даша не растерялась. Подобные возможные ситуации мы отрабатывали в музее. Предложила другой маршрут, а во время остановок рассказала много фактов и мифов из истории города. В результате получила отличный отзыв о работе.

Конечно, в школьном музее дети проводят экскурсии по конкретной теме или экспонатам, для определённой аудитории. Это более узкая задача, чем такие обзорные экскурсии по городу. Но, вместе с тем, детская аудитория всегда воспринимает лучше рассказ своих сверстников. К тому же такая углубленная подготовка много дала самой Даше, пополнила её знания, навыки работы с документами и устных выступлений, культуры общения. Да и просто было интересно участвовать в таком масштабном международном мероприятии!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела