Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(2) Андрей Викторович Смутнев,
педагог дополнительного образования,
руководитель кафедры туризма и спорта
ЦРТДиЮ Заельцовского района г. Новосибирска

Физкультура и спорт в системе дополнительного образования детей глазами неравнодушного педагога

Основополагающей задачей государственной политики, так или иначе, подразумевается создание условий для роста благосостояния населения, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствовало бы решению этой задачи. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина.

Как обстоят в России, и в частности в Новосибирской области, дела с этой самой физической активностью? По заверениям официальных органов – поводов для тревоги нет… Есть отдельные недоработки, но они активно устраняются!

«Отдельные недостатки» по информации тех же официальных источников выглядят так: по свидетельству статистики, в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40-50% населения, тогда как в Российской Федерации – только около 11%.

Состояние здоровья детского населения и студенческой молодежи вызывает определенные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии (С.В. Хрущев. 2009), 20% детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе; у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гиподинамии.

По данным Института возрастной физиологии РАО, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами (С.Е. Ефимова, М.М. Безруких, 1995, 1997, 2005, 2010). По данным института возрастной физиологии РАО, Центра здоровья детей и подростков АМН и других ведомств, около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.

По наблюдению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребназдора), около 75% школьников страдают гиподинамией (снижением двигательной активности и силы мышечных сокращений) из-за чрезмерных нагрузок в школе; выраженное утомление к концу дня и недели отмечается у 40-55% учащихся, у 60% регистрируются изменения артериального давления, как правило, по гипертоническому типу, у 80% отмечаются невроподобные реакции.

За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п. При этом отмечается четкая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок.

До 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к военной службе. Из-за слабого здоровья и низкого уровня физических кондиций до 40% молодежи призывного возраста не могут выполнить минимальные нормативы физической подготовленности.

Массовые многолетние наблюдения по результатам тестирования состояния физической подготовленности воспитанников и обучающихся 4-18 лет в образовательных учреждениях Москвы, проводимые ЦОМО ФВ Департамента образования города Москвы, показывают, что физические кондиции современной популяции детей значительно снижены и не отвечают возрастным нормативам (А.Н. Тяпин, И.С. Решетников, Ю.П. Пузырь, Н.В. Мурина, 1996 – 2011).

Наряду с этим физическая подготовленность воспитанников и обучающихся характеризуется дисгармонизацией развития основных двигательных качеств и функциональных систем, от состояния которых зависит правильное формирование растущего организма ребенка, подростка, юноши или девушки.

Конечно же, наше государство активно борется с создавшимся положением – количество официальных документов, провозглашающих принципы развития физической культуры, ее доступности и всеобщности, весьма велико.

В 2009 году утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, основной целью которой является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны, в первую очередь для детей и молодежи, вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом. К основным целевым ориентирам Стратегии относится увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом: к 2015 году – до 60%, к 2020 году – до 80%.

Можно привести и ряд других документов, радующих взгляд перспективой, но мы оставим это на самостоятельные изыскания заинтересованных лиц.

Проблема актуализируется научными и статистическими исследованиями, которые подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже – гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже – хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже – гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу и учебу по состоянию здоровья.

К тому же, спортивно-массовая деятельность является неотъемлемой частью физического воспитания в образовании и решает ряд задач, в числе которых:

– привлечение максимального количества учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

– организация активного досуга;

– повышение уровня физической подготовленности и спортивного мастерства;

– укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и воспитанников;

– успешная социализация и адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

– отвлечение от негативных проявлений современной жизни;

– формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества;

– устранение причин и условий, способствующих проявлениям национализма и экстремизма.

Обнаружив, таким образом, несомненную пользу в развитии физической культуры и спорта, как для отдельных граждан, так и для нашего общества в целом, попытаемся разобраться: что же мешает этому развитию и каковы пути достижения реальных положительных результатов.

Ключевая проблема – реальный объем двигательной активности детей и подростков школьного возраста не обеспечивает полноценного развития и укрепления их здоровья. Это является следствием целого ряда факторов, среди которых следует выделить низкий уровень мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, что объясняется в первую очередь непривлекательностью школьных уроков физической культуры, не обеспечивающих возможность выбора детьми физических нагрузок в соответствии с их интересами и функциональными возможностями. Что, в свою очередь, связано, как со спецификой построения школьных уроков физической культуры, так и с недостаточной обеспеченностью оборудованием, снаряжением и объектами спортивной инфраструктуры.

Доля общеобразовательных учреждений Российской Федерации, обеспеченных спортивными залами, составляет 83%. При этом состояние и размеры указанных объектов не позволяют в полной мере удовлетворить потребность общеобразовательных учреждений в объектах спортивной инфраструктуры. Более 42% объектов нуждаются в усовершенствовании и реконструкции. Только 2,8% общеобразовательных учреждений оснащены бассейнами. (Рекомендации «круглого стола»… Утверждены решением Комитета Совета Федерации по социальной политике от «23» мая 2013 г. № 3.8-09/865).

Практически отсутствует необходимое снаряжение для проведения занятий по «лыжной подготовке» в 90% общеобразовательных учреждениях (лыжи, лыжные палки, комплекты лыжной обуви), кроме этого нет условий и для хранения данного снаряжения. Всего 10% общеобразовательных учреждений имеют свою лыжную базу с необходимым снаряжением.

Обеспеченность инвентарем и оборудованием для занятий другими видами спорта по данным статистики колеблется от 35 до 55%.

Широкий выбор физических нагрузок, соответствующих интересам и функциональным возможностям детей, может предоставить дополнительное образование, ведь оно базируется на принципах «добровольности» и «личной заинтересованности», но и здесь возникают проблемы материального плана.

Учреждения дополнительного образования еще меньше, чем школы, обеспечены спортивными залами и другими спортивными сооружениями. Если раньше проблема решалась через заключение договоров с общеобразовательными школами и другими организациями на использование их спортзалов, то на сегодняшний день эта возможность практически исчерпана. Школьные спортивные залы работают с максимальной загрузкой, а многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступными основные учреждения физической культуры и спорта, спортивно-оздоровительного туризма и отдыха для взаимодействия с дополнительным образованием.

Развитие массового детского спорта ходит по замкнутому кругу, особенно это касается северных районов и Сибири, где комфортные погодные условия для занятий физической культурой под открытым небом вряд ли сохраняются в течение 5 месяцев в году. В связи с общим ослаблением здоровья детей, они не могут заниматься под открытым небом, а отсутствие занятий физической культурой ведет к еще большему ослаблению здоровья.

Еще одной проблемой следует признать утрату престижа профессии учителя физической культуры, педагога дополнительного образования, тренера. Сокращается количество детских тренеров и педагогов дополнительного образования, среди них сегодня практически отсутствуют молодые специалисты.

Анализ возрастной категории педагогов физкультурно-спортивного профиля показывает, что большую часть 60% составляют специалисты среднего и старшего возраста от 45 до 60 лет.

Молодые специалисты, приходящие на работу, испытывают определенные трудности, в том числе и социальные (низкий уровень оплаты труда). По данным статистики, из 80 вновь прибывших остаются 10 процентов. После первого года, как правило, значительная часть молодых специалистов заканчивает свою педагогическую деятельность или переходит на работу в негосударственные или частные учреждения.

Среди основных проблем развития физической культуры и спорта, и не только в учреждениях дополнительного образования, следует признать путаницу в головах чиновниках между понятиями «массовый спорт», «профессиональный спорт» и «спорт высших достижений». Создается такое впечатление, что на какой бы раздел спорта ни выделялись денежные средства – они все уплывают в «спорт высших достижений», который в таких условиях полностью теряет отличия от «профессионального спорта». Но это еще не беда, беда в том, что педагогов дополнительного образования, которые, по идее, должны развивать именно массовый спорт, так или иначе, постоянно подталкивают к борьбе за спортивные награды обучающихся, чаще всего в ущерб «массовому спорту». По выборочному опросу, проведенному автором среди педагогов спортивного сектора дополнительного образования Новосибирской области, получается, что для 80% руководителей дополнительного образования основным и единственным критерием работы спортивного объединения является количество призовых мест, завоеванных обучающимися за некий временной отрезок. Это, понятно, зависит не столько от самого руководителя учреждения, сколько от требований отчетности, спускаемых ему «сверху». Для чиновника же «сидящего наверху» – призовое место и ранг соревнований, на которых оно занято, видимо, единственный понятный критерий спортивной работы педагога.

Теперь попытаемся ответить на главный вопрос – каковы перспективы развития физической культуры и спорта в учреждениях дополнительного образования? К сожалению, ответ не будет однозначным. Такое развитие возможно и перспективно, если буква государственных законов и подзаконных актов не будет расходиться с делом, как это, надо признать, зачастую происходит.

Принцип доступности занятий физической культурой и спортом для всех групп и категорий населения провозглашен в числе основных в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», следовательно, перед всеми ветвями вертикали власти должны стоять вопросы решения обрисованных проблем.

Ни о каком развитии физической культуры и массового спорта ни в рамках дополнительного образования, ни в рамках общего, ни в каких других рамках, не может идти и речи, если в условиях Сибири не будет обеспечено достаточное количество спортивных сооружений некоммерческого типа.

Ни о каком развитии нельзя говорить, если эти сооружения не будут обеспечены достаточным количеством спортивного инвентаря и оборудования.

Необходимо всеми доступными средствами повысить престиж профессии учителя физической культуры, педагога дополнительного образования, тренера. Что, в свою очередь, должно обеспечить приток в эту сферу молодых квалифицированных кадров.

Необходимо пересмотреть критерии оценки работы педагогов дополнительного образования, сделав акцент на показатели массовости и реального привлечения новых обучающихся к занятиям физической культурой. По сути дела, «массовый спорт» никак не противоречит «спорту высших достижений», а является базой, его питающей. При отсутствии такой базы через некоторое время проблемы встанут и перед «спортом высших достижений».

Итак, перспективы есть, но решить проблемы только за счет увлеченности и самоотверженного труда работников дополнительного образования уже не получится.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела