Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Владимир Юрьевич Котовский,
педагог дополнительного образования ДДТ «Центральный» г. Новосибирска

Профессиональное воспитательное мастерство тренера-преподавателя

Главной целью своей тренерско-преподавательской деятельности я определяю создание оптимальных условий для всестороннего физического развития обучающихся, укрепления их здоровья, повышения функциональных возможностей организма. Лёгкая атлетика в практике современного российского физического воспитания, на мой взгляд, должна занять в этой связи ведущее положение. Успешное достижение таким образом сформулированной нами стратегической педагогической цели предполагает осознанную постановку и последовательное решение исключительно широкого спектра общевоспитательных и специально-тренировочных задач.

Если попытаться свести воедино круг всех тех учебно-воспитательных задач, которые так или иначе приходится решать тренеру-преподавателю, специализирующемуся на лёгкой атлетике, то у нас получится следующая примерная картина. Учебные задачи: формирование развёрнутого представления о выбранном виде спорта – лёгкой атлетике, истории её возникновения, развития, в целом, многообразии легкоатлетических видов спорта; обучение юных спортсменов основам техники и тактики лёгкоатлетических упражнений, осознанному наращиванию уровня овладения техникой и тактикой лёгкоатлетической деятельности. Развивающие: содействие развитию разносторонней физической подготовки и укреплению здоровья обучающихся; постепенное повышение тренировочных нагрузок; укрепление социальной активности обучающихся; развитие эмоционально-волевых и лидерских качеств, инициативности, дисциплинированности; культивирование чувства товарищества, взаимопомощи, трудолюбия, развитие у обучающихся способности к приобретению навыков и умений системной организации своих самостоятельных занятий физическими упражнениями; обучение оцениванию правильности выполнения своих движений; формирование социокультурных представлений о личной и общественно-нравственной гигиене, о приёмах самоконтроля за уровнем своего социального и физического здоровья. Воспитательные: формирование специфическими средствами учебной деятельности представления о здоровом образе жизни; обогащение индивидуального жизненно-двигательного опыта обучающихся за счёт разнообразных, интересных для ребёнка заданий и упражнений; выстраивание учебных занятий с учётом спортивного календаря легкоатлетических соревнований, половозрастных закономерностей развития и адекватного использования реально имеющихся в распоряжении средств и методов воспитания; формирование стойкой привычки к систематическим физкультурно-спортивным занятиям.

Понятно, что одномоментное решение столь объёмного спектра сложнейших учебно-тренировочных и общественно-воспитательных задач практически невозможно. Тренеру-преподавателю необходимо изначально определить особо подходящие к случаю приоритеты. Выбор таких приоритетов, в сущности, и составляет базис развития профессионального воспитательного мастерства тренера-преподавателя.

Анализ специальной литературы, систематические наблюдения за учебно-тренировочным и воспитательным процессом спортсменов позволили мне сделать предположение о том, что тренировочным процессом необходимо научиться управлять, основываясь именно на тех факторах, которые, детерминируют компоненты физической нагрузки, режимы работы и отдыха, дозировку упражнений и др. Здесь воспитательная составляющая должна быть гармонично соотнесена с учебно-тренировочной.

На мой взгляд, построение гармонично сбалансированного тренировочного процесса зависит от возраста; спортивной квалификации; уровня физического развития; функциональных особенностей организма; уровня тренированности; особенностей реагирования на физические нагрузки различной направленности; уровня технического мастерства; уровня физической подготовленности.

С учётом роста спортивного мастерства обучающихся должны возрастать и параметры физических нагрузок, как следствие, должны меняться и используемые в работе спортивно-тренировочные средства. Соответственно, растут и требования к профессиональному мастерству тренера-преподавателя.

Тренировочный процесс, интерпретируемый в его узкоспециальном значении, рассматривается нами как совокупность используемых средств специальной физической, общефизической, интегральной и технической подготовки. Исходя из особенностей легкоатлетической соревновательной деятельности, в своей работе я выделяю следующие основные структурные компоненты целостного тренировочного процесса.

Общая физическая подготовка включает тренировочные задания силовой, скоростно-силовой, скоростной направленности, упражнения на развитие гибкости и выносливости.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие способностей, оказывающих непосредственное и прямое влияние на спортивный результат.

Техническая подготовка, по моему мнению, в барьерном беге сводится к определённому количеству упражнений для успешного и эффективного овладения техникой барьерного бега (как в целом, так и в отдельных ее фазах). Данная подготовка состоит из набора барьерных упражнений, так называемой «школы барьериста», количество которых не возрастает из года в год, а повышаются лишь острота их воздействия, дозировка, расстановка и высота барьеров, скорость выполнения заданий.

Интегральная подготовка, как составная часть тренировочного процесса, включает в себя собственно соревновательные упражнения (60м с/б, 100м с/б) и различные тестирования (прием контрольных нормативов), которые проводятся непосредственно в ходе тренировки и как соревнования в смежных дисциплинах. Эта подготовка может быть использована не только в соревновательном, но и в подготовительном периодах в виде выполнения тестов, оценивающих уровень подготовленности на текущий момент.

Составляя план учебно-тренировочных занятий, я опираюсь на теоретико-методические материалы учебника по лёгкой атлетике для ВУЗов (составленного под руководством Ю.В. Верхошанского), а также образовательную программу по лёгкой атлетике для детско-юношеских спортивных школ (автор В.В. Ивочкин). Реализуемая мною образовательная программа рассчитана на 8 лет обучения.

Весь образовательный процесс я условно подразделяю на следующие три этапа:

– спортивно-оздоровительный этап (спортивно-оздоровительные группы) – направлен на всестороннее физическое развитие;

– этап начальной подготовки (группы начальной подготовки 1 и 2 годов обучения) – основывается на обучении техники и тактики выбранного вида лёгкой атлетики;

– третий этап обучения (учебно-тренировочные группы 1, 2, 3, 4, 5 годов обучения) – более углубленный курс, включающий в себя совершенствование техники и тактики, а также активное участие в соревновательной деятельности; на этом этапе обучения существенно повышается роль самостоятельной и индивидуальной работы.

В настоящий момент я работаю с группой начальной подготовки первого года обучения и учебно-тренировочными группами второго и пятого годов обучения. Занятия проводятся в манеже стадиона «Спартак». Возраст обучающихся в группе начальной подготовки – 10-12 лет, в учебно-тренировочных группах – 13-17 лет.

Успешное формирование спортивно-двигательных навыков и умений, развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения обучающихся к занятиям. Именно поэтому воспитывающий потенциал обучения, его раскрытие я связываю с принципом сознательности. Для этого я постоянно объясняю обучающимся важность учебно-тренировочных занятий, значение упражнений, технику их выполнения. Приучаю также своих воспитанников целенаправленно наблюдать за выполнением упражнений другими детьми и подростками, побуждаю их к самонаблюдению и самоанализу, учу критической, но оптимистичной самооценке своих учебно-тренировочных действий.

Для лучшего усвоения практического материала я каждое занятие обычно начинаю с теоретической части, в максимальной мере конкретизирую теоретическое знание в рамках той темы, которая предусматривается учебным планом. Из междисциплинарных теоретических сведений обучающиеся получают знания по анатомии, физиологии и психологии, гигиене, врачебному контролю, методике обучения и тренировки, такие знания даются в объёме, необходимом юным спортсменам для осознанного понимания сути тренировочного процесса. Активного включения их в систему своего спортивно-физического и личностно-психологического развития.

В плане осуществления предметно-практической части занятий я предусматриваю следующие основные разделы: общая и специальная физическая подготовка; изучение и совершенствование техники лёгкоатлетических упражнений; тактическая подготовка; выполнение контрольных нормативов; инструкторская и судейская практика. На каждый из указанных видов подготовки отводится определённое количество часов. Инструкторскую и судейскую практику обучающиеся проходят как на учебно-тренировочных занятиях, так и на соревнованиях.

При планировании практических занятий включаемые в работу средства подготовки я избираю в зависимости от периода тренировки, уровня физической и специальной подготовленности, а также возраста обучающегося. Учебно-тренировочный процесс на каждой ступени обучения я подразделяю на два или три цикла. Каждый цикл, в свою очередь, дифференцируется на четыре периода:

– подготовительный;

– предсоревновательный;

– соревновательный;

– переходный (восстановительный).

Подготовительный период я планирую в границах от одного до двух месяцев. В приоритетные целевые задачи этого периода я включаю:

– укрепление здоровья обучающихся;

– улучшение общей физической подготовленности;

– изучение техники и тактики;

– теоретическая подготовка.

На этом этапе организации тренировочного процесса я стараюсь обеспечить базовый уровень, необходимый для достижения следующего, более высокого уровня тренированности.

Предсоревновательный период я рассчитываю на две-четыре недели. В целевые задачи этого важного периода я включаю:

– дальнейшее развитие специальных физических качеств;

– увеличение доли специальной физической подготовки;

– достижение более высокого уровня тренированности;

– участие в отборочных соревнованиях.

Соревновательный период длится от двух до четырёх недель. Важнейшие задачи этого периода – совершенствование и поддержание достигнутых специальных физических качеств, накопление личностно-деятельностных предпосылок для достижения высоких спортивных результатов, а также сопутствующего, контекстного приобретения судейских и инструкторских навыков.

Переходный период в системе моего планирования занимает обычно две-четыре недели. Главными задачами этого периода я считаю:

– поддержание физической подготовленности;

– лечение и профилактика травм и заболеваний;

– активный отдых.

Последовательно используя в своей каждодневной тренерско-преподавательской деятельности таким образом выстроенную методическую систему, я добился следующих фактических результатов.

Таблица 1

Участие в соревновательной деятельности

№ п/п

Название соревнований

Дата проведения

Ф. И. победителей и призёров соревнований

1.

III Мемориал Ю.В. Ситникова

27.11.2011

Толкачёв Никита

Чубровский Роман

Щукина Елена

Кузнецова Виктория

Новикова Маргарита

2.

Всероссийские соревнования по лёгкой атлетике памяти маршала

А.И. Покрышкина

11.08.2012

г. Новосибирск

Чубровский Роман

3.

Чемпионат Сибирского Федерального округа по легкой атлетике

14-15.06.-2012

г. Кемерово

Чубровский Роман

4.

Первенство России по лёгкой атлетике среди юниоров до 20 лет

16-18.06.2013 г. Казань

Чубровский Роман

5.

Первенство России по лёгкой атлетике среди юниоров до 20 лет в закрытом помещении

08-10.02.2013 г. Чебоксары

Чубровский Роман

Успешность своей практической педагогической деятельности я связываю, прежде всего, с правильным выбором методических приёмов, которые помогают мне добиваться высоких физкультурно-спортивных результатов обучающихся. В чём же заключён основной воспитательный эффект обучения? Даже когда мои обучающиеся не стремятся к достижению высоких результатов, занятия лёгкой атлетикой оказывают на них самое благотворное влияние, как в части физического, коммуникативного, так и нравственно-этического развития. В моей профессиональной деятельности мне помогает постоянное сотрудничество с тренерами-преподавателями из других спортивных школ города Новосибирска и других городов России, общаясь с которыми я так или иначе перенимаю их личный опыт тренерско-преподавательской деятельности. Целенаправленно анализируя опыт своих коллег, я стремлюсь вносить новые элементы и в свою систему работы с детьми и подростками. Без общения с коллегами, по моему глубокому убеждению, невозможно достичь высокого профессионального мастерства как в части тренерско-преподавательской, так и методико-воспитательной.

По стабильно растущим результатам своих воспитанников я могу вполне аргументировано заключить, что в настоящее время в нашей секции занимаются юные спортсмены, подающие вполне определённые надежды в лёгкой атлетике. Для того чтобы укрепить интерес таких потенциально одарённых детей к систематическим занятиям спортом, взрастить любовь их к своей спортивной школе, сформировать чувство сопричастности к своему детскому коллективу, я и уделяю большое внимание методико-воспитательной работе. В качестве основных форм использую проведение групповых и индивидуальных консультаций, бесед, проведение совместных культурно-досуговых мероприятий с обучающимися и их родителями, стремлюсь добиться стабильных, системно скоординированных контактов с классными руководителями общеобразовательных школ.

Я глубоко убеждён – результативность любых спортивных достижений обучающихся напрямую зависит от достигнутого профессионального воспитательного мастерства тренера-преподавателя. Поэтому в качестве примерного рабочего инструментария для осуществления более объективной оценки достигнутого качества целостного учебно-воспитательного процесса предлагаю использовать следующие признаки-показатели:

– организация систематических занятий спортом обеспечивает укрепление физического, социального и нравственного здоровья обучающихся;

– имеет место постепенное увеличение учебно-тренировочных и спортивно-соревновательных нагрузок, не вредящих здоровью обучающихся;

– присутствует факт наличия слаженной работы тренера-преподавателя, обучающихся и их родителей;

– тренер-преподаватель способен грамотного, доступно и этически корректно комментировать возникающие у детей затруднения в их индивидуальном социально-нравственном и физическом развитии.

Обобщая в широком социально-педагогическом контексте свой собственный профессиональный воспитательный опыт, я осмелюсь утверждать, что занятия лёгкой атлетикой могут сегодня реально стать ведущим видом спорта в системе существующего физического воспитания. Вовлечение в занятие лёгкой атлетикой как можно большего числа детей и подростков содействует достижению основной цели воспитания: укрепление физического здоровья обучающихся, формирования полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения. Занятия лёгкой атлетикой могут не только эффективно приобщать детей и подростков к миру высоких спортивных достижений, но и выступать высоко результативным средством в деле действительно гуманного социально-нравственного воспитания. Но это уникальное педагогическое средство должно быть в руках высоких профессионалов своего дела, способных грамотно, на строго научной основе ставить и решать предельно сложные задачи воспитательного характера.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела