Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Алёна Сергеевна Киселева,
тренер по фитнесу ГАОУ НСО «Общеобразовательная школа-интернат с углубленным изучением предметов спортивного профиля» г. Новосибирска

Повышения уровня общей физической подготовки хоккеистов на занятиях фитнесом

На базе школы-интерната обучаются спортсмены абсолютно разных направлений: гимнастика, плавание, волейбол и хоккей. Спортсменов, представляющих хоккей, в школе значительно больше, чем остальных ребят. В стенах нашего учебного заведения юные хоккеисты начинают обучение с 9 лет, приходя в специализированный класс-команду.

Внедрение новых методик тренировки и создание авторских программ является неотъемлемой частью повышения качества учебно-тренировочного процесса. Наибольший интерес представляют разработки и инновации в области функциональной подготовки хоккеистов. При разработке любых инноваций в тренировочном процессе необходимо опираться на основополагающие и фундаментальные труды великих учёных в области теории и методики спорта (и хоккея в частности), а также на собственный опыт и видение предмета.

Хоккей – это вид спорта, требующий умения выполнять сложные движения и приемы в условиях взрывных скоростей и интенсивного физического контакта. Эта игра требует большой мышечной массы и недюжинной силы при агрессивном столкновении с соперниками. Но вместе с тем хоккеисту необходимо эффективно двигаться, сохранять ловкость на высокой скорости и быть способным на взрывное усилие. Катание на коньках само по себе не является естественным способом передвижения человека. Прибавьте к этому еще и действия с клюшкой, контроль за шайбой, реакцию на постоянные изменения ситуации, силовую борьбу, смену составов через каждые 45 секунд, сопровождающуюся уходом на площадку и расслаблением, да плюс к тому постоянные старты и остановки, смены направлений движения – и вы поймете, насколько уникальна игра в хоккей. Чтобы играть в эту игру, предъявляющую очень жесткие требования к спортсменам, необходима специальная и весьма разнообразная физическая подготовка (П. Твист «Хоккей теория и практика», 2009).

В хоккее физическую подготовку в целом понимают как процесс воспитания двигательных способностей хоккеистов, направленный на повышение общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннее физическое развитие, укрепление здоровья (В.П. Климин, В.И. Колосков, 1982). Физическую подготовку подразделяют на общую, специализированную и специальную – они органично взаимосвязаны между собой. Недооценка в тренировочном процессе общей физической подготовки (ОФП) ведет к сужению базовой подготовки, к узкой, однобокой специализации, что, в конечном счете, тормозит рост спортивного мастерства. Вместе с тем чрезмерный удельный вес общей физической подготовки приводит к сокращению специальной и специализированной физической подготовки, что также негативно сказывается на повышении специальной подготовленности и спортивных результатах. Поэтому в тренировочном процессе принципиально важно соблюдать оптимальное соотношение всех видов физической подготовки, количественное выражение которой является величиной не постоянной, а изменяется в зависимости от квалификации хоккеистов, их индивидуальных особенностей, этапа подготовки, состояния отдельных игроков и команды в целом в конкретный момент времени. ОФП должна способствовать всестороннему развитию двигательных способностей, повышению общей работоспособности, увеличению функциональных возможностей органов и систем организма (Л.В. Михно, К.К. Михайлов, В.В. Шилов, 2011 г.).

Исходя из вышесказанного, основное внимание на своих тренировках я уделяю развитию таких качеств, как ловкость, гибкость и выносливость.

По мнению авторов: М.П. Шестакова, А.П. Назарова, Д.Р. Черенкова (2000), выносливость необходима хоккеистам не только для участия в играх, но и для выполнения большого объема тренировочного процесса. В подготовке хоккеистов выносливость подразделяют на общую и специальную. Общая выносливость в хоккее определяется как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающей положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические. По мнению большинства исследователей, аэробная выносливость – наиболее важный компонент физической подготовленности любого спортсмена.

Гибкостью называется физическое качество, высокий уровень которого позволяет хоккеисту выполнять любые специализированные двигательные действия с требуемой амплитудой. В хоккее движения непредсказуемы, хоккеистам приходится постоянно реагировать на внезапные перемены ситуации на льду, поэтому их мышцы должны обладать способностью легко обеспечивать движение во всевозможных направлениях. Различают общую и специальную гибкость. Общая гибкость – это подвижность во всех суставах, которая позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность соревновательной или профессионально-прикладной деятельности.

Ловкость определяют, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (В.М. Зациорский, 1970).

В хоккее ловкость – важная предпосылка для освоения и совершенствования техники игрока, поскольку она предъявляет высокие требования к двигательной координации. В самой игре ловкость имеет огромное значение как основа для варьирования решения неожиданно во­зникающих и часто необычайно разнородных двигательных задач.

Взяв за основу методические разработки отечественных и зарубежных тренеров в области ОФП хоккеистов, а также всё самое продуктивное и интересное из современных направлений фитнеса (степ-аэробика, слайд тренировки, тренировки с использованием Bosu, пилатес, йога и т.д.), гимнастики, акробатики, я составила свою программу по развитию ловкости, гибкости и выносливости на занятиях фитнесом.

Занятия такого плана уже давно не новинка. Они проводятся не только с хоккеистами и футболистами, но и со спортсменами, представляющими другие виды спорта, причем на разных уровнях: от детских команд до профессионалов, играющих на международных соревнованиях и сборных команд страны.

Основной контингент тренируемых спортсменов – это хоккеисты от 9 до 18 лет. Тренировки по разработанной программе проводятся систематически в течение 4-х лет. Для каждой команды составляется свой тренировочный план, в котором используются упражнения различной направленности.

Для развития и повышения уровня выносливости и ловкости – упражнения из аэробики с использованием дополнительного оборудования (степ-платформы, Bosu, слайды, теннисные мячи) бег, акробатические упражнения, смена направлений, повороты и т.д.

Для работы над гибкостью – гимнастика, йога, пилатес. Также используется дополнительное оборудование: мячи, клюшки, степ-платформы, гимнастические маты.

Для того чтобы отслеживать прирост в показателях физических качеств, проводятся контрольные тестирования два раза в год с использованием методик Б.И. Таракнова и С.Н. Никитина, Гарвардского степ-теста, а также метода измерения диапазона движения сустава гониометрия и др.

Наблюдения за функциональным состоянием хоккеистов, а также проведенное исследование эффективности воздействия программы по развитию ловкости, гибкости и выносливости на занятиях фитнесом показали положительное влияние на физическое развитие игроков, способствующее благоприятному переносу тренируемых качеств непосредственно на игровую деятельность хоккеистов.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 20)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела