Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Елена Васильевна Галкина,

учитель начальных классов МАОУ Гимназия № 10

Железнодорожного района г. Новосибирска

Использование ИКТ в проектной деятельности на уроках литературного чтения

Для решения задач, поставленных перед школой ФГОС, использование новых педагогических подходов и технологий является необходимым, так как способствует созданию обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно получать, обрабатывать и обмениваться полученной информацией.

Одной из инновационных образовательных технологий является метод проектов. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся непосредственно работать с источниками информации, формировать основы информационной культуры, способствует появлению стимула для поиска дополнительной информации, для ознакомления с различными точками зрения и оценки собственного результата.

Ученик работает с заданием, являющимся для него осмысленным, интересным и важным.

Использование данных технологий на уроках литературного чтения способствует формированию умения ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия и их результат, повышает мотивацию обучения детей.

Рассмотрим применение ИКТ в проектной деятельности на уроке литературного чтения в 4 классе.

 

ОУ: МАОУ Гимназия № 10

ФИО учителя: Галкина Елена Васильевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Номер урока в теме: 11

Тема урока: русская сказка «Находчивый солдат»

Цель: подвести учащихся к осмысленному восприятию содержания текста; формировать умение осознанной работы с литературным произведением; развивать речь и коммуникативные навыки.

Задачи:

– закреплять навыки осознанного, грамотного и выразительного чтения;

– формировать умение работать с информационным материалом;

– воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные задачи.

Тип урока: первичное восприятие текста

Оборудование: персональный компьютер, Smart Board, Smart-презентация, раздаточный материал, информационный материал.

УМК: «Планета знаний» (Э.Э.Кац Литературное чтение, 4 класс, часть 1. / АСТ:Астрель; М.: 2012 )

 

План урока

Этапы

Задача

 

Длитель-

ность

 

Форма

орг-ции ПД обуч-ся

Организационный этап

 

Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых и использования имеющихся знаний и умений.

1 мин

 

Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний

Подвести учащихся к осознанной необходимости поиска дополнительной информации и работы по созданию  соответствующего продукта.

5 мин

Групповая, фронтальная.

Этап  постановки цели урока

Сосредоточить внимание учащихся на проблеме, которую необходимо разрешить.

1 мин

Фронтальная, групповая

Этап планирования

 

Направить учащихся на составление последовательности действий необходимых для достижения цели

2 мин

Фронтальная, групповая

Этап работы над проектом

Организовать групповую работу учащихся по созданию продукта и подготовке к его защите.

15 мин

Групповая

Этап защиты проекта

Побудить учащихся к активному обсуждению и анализу представленных работ.

8 мин

Групповая, фронтальная

Этап подведения итогов

Подготовить учащихся к оцениванию, формировать умение анализировать  проделанные действия, исходя из конечного результата, ответить на вопросы к тексту.

3мин

Фронтальная

Этап рефлексии

Предоставить ученикам возможность дать оценку работы на данном уроке.

5мин

Фронтальная

 

Время урока: 40 минут

 

Ход урока

 

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ИКТ

УУД

1

На уроке мы будем работать  в группах. Я думаю, вы сумеете показать, как дружная и организованная работа помогает достигнуть хороших результатов.

 


Smart Board

Тема урока:

 «Находчивый солдат»

 русская сказка

регулятивные

2

Сегодня вам предстоит познакомиться с русской сказкой «Находчивый солдат».

На листочках текст сказки. Внимательно прочитав его, вы должны ответить на следующие вопросы.

Учитель раздает листки детям.

На листках текст с пропущенными словами, значение которых незнакомо большинству учеников.

 

 

 

 

 

Разбирают листочки, читают, пытаются найти ответы на вопросы.

Smart Board

Вопросы:

познавательные

коммуникативные

3

Почему вы не смогли ответить на вопросы?

Что помешало  понять содержание текста?

С какой целью были убраны слова?

Сейчас вы получили представление о том, как воспринимает текст человек, который не знает значения отдельных слов.

Как же избежать данной ситуации?

 

Как это сделать?

 

Часто бывают случаи, когда ученик находит значение слова, но по ходу чтения его забывает. Как избежать такой ситуации?

 

 

 

Не поняли содержание.

 

Отсутствие некоторых слов.

Показать, что без их значения смысл не будет полностью ясен.

 

 

Найти толкование незнакомых слов.

Посмотреть в учебнике, словарях, интернете.

 

 

Составить список слов с толкованием их значений.

Smart Board

 

познавательные

4

Итак, чтобы понять содержание сказки и ответить на вопросы, какую вы ставите перед собой цель?

 

 

 

Создать толковый словарик.

 

регулятивные

5

Любая работа требует организации. Определите, в какой последовательности будет работать ваша группа.

Дети составляют план работы.

Обсуждают последовательность

действий. 

Ноутбуки, Smart Board

 

Пункты плана:

Возможны варианты лишних пунктов

 

 

 

 

регулятивные

коммуникативные

личностные

6

Каждая группа должна в течение 15 минут создать толковый словарик.

На последних минутах учитель предлагает каждой паре групп  показать свои проекты и решить, проект какой группы будет участвовать в защите, кто из ребят будет его защищать.

Дети работают в группах.

Задание предполагается дифференцированным:

-создание словаря в картинках

-создание электронного словаря

-создание рукотворного словаря.

Одни группы могут заниматься самостоятельным поиском (частично), другие использовать предложенный материал.

 

 

 

 

 

 

Ноутбуки, компьютер учителя

Заранее должны быть заготовлены тексты понятий слов, соответствующие картинки, закладки в интернете.

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

7

Сейчас нам предстоит узнать, какие толковые словари приготовили группы. Ваша задача внимательно выслушать защитника проекта,  приготовить для него вопрос, высказать своё мнение.

Защищают проекты, задают вопросы, делятся мнениями.

Ноутбуки, Smart Board

Продукт в электронном виде выводится через портал на  Smart Board или используется ноутбук.

коммуникативные

познавательные

8

Вам понравилось работать над созданием словаря?

Какие трудности вам пришлось преодолеть?

Теперь вы сможете ответить на вопросы к тексту?

Считаете ли вы цель урока достигнутой? Почему?

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы по содержанию.

Smart Board

Вопросы:

познавательные

коммуникативные

8

Оцените работу своей группы.

Какая группа на ваш взгляд работала более продуктивно, чем ваша? Почему?

 

 

Оцените свою работу как члена группы.

 

 

 

 

 

 

Дети дают оценку, пользуясь шкалой.

Ноутбуки, Smart Board

Шкала оценивания.

личностные

 

Работа в группах проходила с преодолением возникших трудностей в ходе создания продукта: одна группа не определилась, в какой форме будет создавать словарь, и потеряла время, в другой группе наиболее активный ученик взял организацию работы в свои руки и подавил интересную идею скромной ученицы, один из членов третьей группы добросовестно следил за минутами, выполняя порученную роль хранителя времени, но не проявлял интереса к проекту.

Использование ИКТ на данном уроке способствовало успешному достижению поставленных целей и задач, формированию УУД на каждом этапе. Урок получился живым и интересным, дети работали с удовольствием.

В целом работа удалась, и каждая группа представила свой проект.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела