Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Ирина Михайловна Шайхитдинова,
учитель биологии и валеологии МБОУ СОШ № 30 г. Новоалтайска

Использование датчиков Vernier при формировании культуры здоровья

Опубликовано: «Биология». Учебно-методический и научно-популярный журнал для преподавателей биологии, экологии и естествознания. – № 02 (736), февраль 2013 г.

Переход на новые образовательные стандарты предполагает, в первую очередь, изменение сознания участников педагогического процесса с ориентацией на ценность здоровья. Учебный процесс необходимо реализовывать на основе разумного включения инновационных технологических процессов с использованием современного инновационного оборудования для проведения демонстрационных экспериментов и лабораторных работ.

Обучение культуре здоровья. Широко распространенное в наше время легкомысленное отношение людей к своему здоровью требует ... научить их здоровью. Это означает, что современному человеку необходимы сведения о сущности здоровья и принципах его повседневного активного воссоздания. Каждый человек должен не просто запомнить главные принципы оздоровления, но и вжиться в них, самостоятельно закрепляя их в сознании личным опытом. Цена культуры здоровья исключительно велика, недаром народная мудрость гласит: «Если у вас есть здоровье, у вас есть все».

Культура здоровья – это сознательное и методически грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, оздоровления. Чрезвычайно важно эти принципы сделать понятными еще в детском возрасте.

Проблема культуры здоровья стала подниматься современным обществом сравнительно недавно. Причина этого – рост удельного веса болезней, связанных с образом жизни человека. Лидирующее место в списке занимают заболевания сердечно-сосудистой системы. В повседневной жизни возможное ухудшение состояния здоровья и снижение работоспособности следует, в первую очередь, связывать не с наследственным фактором или изнашиванием организма, а с элементарным несоблюдением правил культуры здоровья.

Основными факторами образа жизни, влияющими на здоровье человека, являются: физическая активность, питание, вредные привычки и стресс.

Использование датчиков VernierТМ при проведении демонстрационных экспериментов и лабораторных работ позволяет расширить теоретические знания учащихся о сущности физиологических процессов, протекающих в организме, и их взаимосвязи с образом жизни.

Здоровое детство – это детство, которое дружит с физкультурой и спортом. Одной из причин, способствующих возникновению многих заболеваний сердца и сосудов, является гиподинамия – ограниченная двигательная активность. Бороться с этим необходимо всеми доступными способами. Это уроки физической культуры, физкультминутки на уроках, утренняя гимнастика, занятия в спортивных секциях и т.д. Для того чтобы ребенок осознал важность активного образа жизни, необходимо создать условия, при которых сформируется его мотивация быть физически активным.

В школьном возрасте познавательно-развивающие мотивы являются доминантными, так как они тесно связаны со стремлением познать свой организм, свои возможности, а затем улучшить их. Информационная среда мотивирует через занятия физическими упражнениями укреплять свое здоровье и осуществлять профилактику заболеваний. С помощью программно-аппаратного комплекса AFSТМ можно наглядно укрепить эти виды мотиваций.

При проведении эксперимента «Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы до и после физической нагрузки» с помощью датчика артериального давления (тонометра) фиксируются изменения в состоянии сердечно-сосудистой системы, происходящие во время физической нагрузки.

На первый взгляд, результат эксперимента предсказуем. Опираясь на свой жизненный опыт, каждый ребенок знает, что частота сердечных сокращений (пульс) после нагрузки увеличивается. Но не каждый знает, почему это происходит. Мало кому известно, что полученные данные можно использовать для определения уровня физического развития, который зависит от двигательной активности. Воспользовавшись приведенной ниже формулой и данными, полученными в результате измерений, можно легко рассчитать уровень физического развития:

Х = (700 – (3ЧССп + 2,5 САДп + 2,7 В - 0,28 МТ))  ⁄  (350 - 2,6 В + 0,21 Р)

где:

ЧССп – частота сердечных сокращений в состоянии покоя;

САДп – среднее артериальное давление в состоянии покоя;

В – возраст, лет;

МТ – масса тела, кг;

Р – рост, см.

Значения уровня физического развития X

низкий

0,375 и ниже

ниже среднего

0,376-0,525

средний

0,526-0,675

выше среднего

0,676-0,825

высокий

0,826 и выше

 

В приведенном примере уровень физического развития составляет 0,475, что ниже среднего.

Данные, полученные в результате эксперимента, ставят перед ребенком ряд проблемных вопросов и мотивируют познать свой организм, но уже через работу над собой, своими привычками.

Из курса биологии учащиеся знают, что сердце образовано особым типом мышечной ткани, которую можно укреплять. Физические нагрузки усиливают работу сердца, в результате чего сердечная мышца становится толще. Такая мышца выбрасывает больший объем крови за одно сокращение и тратит на это меньше энергии.

Каким видом физической деятельности начнет заниматься ребенок – это его выбор. Большинство подростков страдают юношеской гипертонией, поэтому важно научить их дозировать физические нагрузки, чтобы избежать нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы.

Необходимо сформировать у учащегося представление о том, что сердце обладает резервом, способностью адаптироваться к физическим нагрузкам. Показателем этой способности является ударный объем сердца (УОС), который рассчитывается по формуле: 80 ЧСС (во время нагрузки). В данном случае УОС равен 6 литрам; именно такой объем крови может выбрасывать сердце за 1 минуту, если изменить отношение к своему образу жизни. Для того чтобы иметь хорошую физическую форму, необходимо тренировать свою сердечно-сосудистую систему.

Преимуществом программного комплекса AFSТМ является то, что полученные данные можно наблюдать визуально, их можно также сохранить и использовать в дальнейшем для мониторинга. Если учащийся изменил свой образ жизни, у него всегда есть возможность сравнить результаты.

Профилактика вредных привычек. Табакокурение, алкоголизм, наркомания... В наши дни эти проблемы стали не просто национальным бедствием, но, к сожалению, они сильно «помолодели». Среди курильщиков, алкоголиков и наркоманов сегодня много подростков, поэтому усиленная работа в школе по профилактике вредных привычек дает возможность уберечь здоровье ребенка. Эту работу с детьми ведут психологи, социальные педагоги, классные руководители, валеологи. Формы и методы работы самые разнообразные. Использование датчиков VernierТМ позволяет дополнить их новым содержанием, заставляет задуматься над тем, какие процессы провоцируют психоактивные вещества в нашем организме.

Используя датчики VernierТМ, можно показать учащимся, как правильно должен работать наш организм и как влияют на его работоспособность вредные привычки. Исследование функциональной активности сердечно-сосудистой системы позволяет определить пульс за разные промежутки времени, сравнить полученные данные, визуально увидеть в ходе эксперимента график частоты сердечных сокращений каждого участника.

Нормой является частота сердечных сокращений 60-80 ударов минуту и правильный ритм. Такие данные свидетельствуют об отсутствии заболеваний и нарушений в работе сердечно-сосудистой системы. При обсуждении результатов нужно обратить внимание на тот факт, что неритмичный пульс (неравенство интервалов между сердечными сокращениями) иногда наблюдается и у практически здоровых людей, ведущих правильный образ жизни.

Увеличение частоты сердечных сокращений до 100 ударов в минуту и выше при нормальном ритме может быть обусловлено расстройствами функционального характера, связанными с физическими и эмоциональными перегрузками. Кроме того, это может быть связано с влиянием негативных факторов, таких как курение, употребление наркотиков, алкоголя, крепкого кофе или чая.

Значительное уменьшение пульса до 45 и меньше ударов в минуту и нарушение сердечного ритма может быть обусловлено вредными привычками.

Воздействие психоактивных веществ на организм можно продемонстрировать с помощью индекса Хильдебрандта. Его рассчитывают путем деления числа сердечных сокращений на число дыханий в минуту. В норме индекс Хильдебрандта колеблется от 2,4 до 4,9. Для того чтобы определить число сердечных сокращений и частоту дыхания, используются датчики частоты сердечных сокращений и частоты дыхательных движений.

Результаты первого эксперимента показывают, что индекс Хильдебрандта находится в норме, что свидетельствует о слаженной работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Во втором случае индекс превышает значение 4,9. Это может быть следствием перенапряжения или заболевания бронхо-легочной системы. Если индекс Хильдебрандта составляет менее 2,4, то это сигнализирует о сбое в работе сердечно-сосудистой системы. В этих двух случаях рекомендуется проконсультироваться со специалистами.

Для того чтобы дыхательная и сердечно-сосудистая системы работали слаженно, нужно стремиться вести здоровый образ жизни, внимательно относиться к своему здоровью, не курить, не употреблять алкоголь, не принимать наркотические средства. Наркотики действуют непосредственно на головной мозг, на центры регуляции работы большинства органов. Влияя на дыхательный центр, наркотик способен вызвать остановку дыхания, а его воздействие на центр регуляции сердечной деятельности может привести к изменению ритма работы сердца, вплоть до полной его остановки.

Стресс и сердечно-сосудистая система. Слово «стресс» стало ныне общеупотребительным. Этим понятием обозначают неспецифический ответ организма на любое предъявленное к нему требование, то есть одинаковую реакцию на самые разные события.

У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на стрессовые ситуации. У ребенка такая защита еще не выработалась. Поэтому задача взрослых – помочь ему преодолевать стрессы либо адекватно на них реагировать, а лучше вовсе их избегать.

Ребенок должен понимать, что его физиологическое и эмоциональное состояния во время стресса связаны между собой. Внешние проявления реакции на стресс можно описать, а что происходит в этот момент на уровне физиологических процессов – можно пронаблюдать с помощью эксперимента.

Для того чтобы показать учащимся, как работают сердце и сосуды во время стресса, не обязательно нарушать их психическое равновесие или причинять им боль. Например, резкое воздействие холодом также является стрессом для организма. Наглядно это можно продемонстрировать с помощью датчика частоты сердечных сокращений (пульсометра). Программное обеспечение AFSТМ поможет провести измерение частоты сердечных сокращений до и после стрессового воздействия.

Из полученных результатов видно, что время на восстановление организма после стресса больше, чем время самого стрессового воздействия. Следовательно, во время стресса нарушается работа не только нервной, но и сердечно-сосудистой системы.

Умение справляться со стрессом, а также умение избегать стрессовых ситуаций – залог сохранения здоровья человека.

Своевременное медицинское обследование. Болезнь легче предупредить, чем потом ее лечить. У большинства людей в нашей стране не сформировано ответственное отношение к своему здоровью. К врачам обращаются, как правило, тогда, когда болезнь уже прогрессирует. Такой негативный опыт, к сожалению, передается из поколения в поколение. Культура здоровья предполагает, что человек сам несет ответственность за свое здоровье.

Многие дети с раннего детства боятся посещать врачебный кабинет. Необходимо сформировать у ребенка позитивное отношение к тем процедурам, которые проводятся в медицинском учреждении.

Использование на уроках и во внеурочной деятельности таких датчиков, как пульсометр, тонометр, датчик частоты дыхательных движений, датчик ЭКГ позволяет перебороть детские страхи перед медицинским оборудованием. Самостоятельная работа с датчиками – это своего рода ролевая игра. Каждый ребенок в этой игре может попробовать себя и в роли пациента, и в роли врача. Обычно такие игры нравятся детям, а в результате меняется отношение ребенка к собственному здоровью.

Программное обеспечение AFSТМ оснащено справочной информацией, теоретическим материалом, поэтому у ребенка расширяется общий уровень знаний о своем организме, способах сохранения и укрепления здоровья. Анализ результатов исследований дает возможность научиться «читать» электрокардиограмму сердца, понимать, что происходит с сердцем и сосудами во время стресса, физических нагрузок, а также при употреблении психоактивных веществ.

Сохранение и укрепление здоровья школьников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования».

Каждое образовательное учреждение, каждый педагог решает поставленную задачу своим путем. Использование датчиков VernierТМделает этот процесс наглядным, убедительным и интересным.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела