Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Ирина Георгиевна Смирнова,

учитель музыки МАОУ Образовательный центр гимназия «Горностай»

г. Новосибирска

Мое педагогическое кредо

Самым главным постулатом в работе учителя, по моему мнению, является «не навреди», так как каждое слово учителя, каждая интонация, каждый жест оказывают влияние на формирование личности ребенка, оставляют неизгладимый отпечаток в его душе. Деятельность учителя на уроке музыки организована таким образом, чтобы музыка стала понятна и близка каждому ребенку, чтобы общение с музыкой стало радостью для ребенка. Поэтому, если учитель просто расскажет детям о композиторе, жанре, характере музыки, исполнителе и т.д., это будут просто сухие факты, которые не приблизят ребенка к пониманию музыки, а впоследствии будут вызывать негативные эмоции по отношению к музыке. Тем более что современные дети не часто сталкиваются с образцами классической музыки, поскольку мода навязывает совершенно другие музыкальные пристрастия. А несформированность правильного музыкального восприятия в младшем школьном возрасте приводит к окончательному непониманию, отсутствию эмоционального отклика на классическую музыку у подростков. Поэтому на уроках музыки в младших классах я всегда говорю о музыке как о живом существе: у музыки, как и у тебя, есть настроение, характер. К детям я обращаюсь с вопросами: Какая она, музыка, которая звучит? Льется ли мелодия широко, неспешно, как полноводная река, или журчит как лукавый ручеек? Щебечет ли радостно, как птичка, или нашептывает что-то свое, как шелестящие на легком ветерке листья? Зовет ли тебя своим радостным, веселым характером в пляс или звонким, чистым, ясным голосом призывает в поход? Совпадает ли настроение музыки с твоим настроением? Несет ли музыка покой или пробуждает бурные чувства? Композитор такой же человек, как и ты, подумай, что он хотел донести до тебя в своем произведении? Какие чувства ты бы передал через такую музыку? И когда я вижу внимательные, сосредоточенные лица детей, вслушивающихся в музыку, и впоследствии озаряющиеся радостью глаза: «Я понял! Я догадался! Я услышал!», – я делаю вывод, что в душах этих детей всегда будет возникать эмоциональный отклик на прекрасное, и в жизнь эти дети понесу красоту, добро.

То есть задача учителя на уроке – сблизить ребенка с музыкой, сделать музыку часть жизни, подвести к осознанию факта, что когда человек поет, играет, танцует, он не занимается музыкой, он просто живет. Бодрая, энергичная музыка может поднять настроение; грустная, нежная музыка может заставить человека грустить, плакать, а небыстрая, плавная, певучая музыка успокоит взволнованную душу, вернет уверенность.

Следовательно, об одном и том же произведении можно сказать так, что у ребенка никогда не возникнет желание послушать и понять эту музыку, и тогда душа ребенка не сможет ощутить полноту жизни, весь спектр эмоций, переживаний. И в этом случае окажется, что учитель нанес вред ребенку своей деятельностью, духовно обделил ребенка, закрыл перед ним дверь в прекрасную страну звуков. Но учитель может своим подходом к произведению, что называется, «встроить» это произведение в жизнь ребенка, помочь ребенку ощутить эмоциональную волну, примерить к своим эмоциям и переживаниям.

Как говорится, рожденный ползать летать не может. Но в жизни каждый человек способен «взлететь» – полностью самореализоваться в разных видах деятельности. Моя задача как учителя музыки – помочь детям расправить крылья и полететь к своим высотам в жизни, реализовать свои планы и мечты, а добиться этого может только духовно развитая личность, способная ощутить и пережить в полной мере весь спектр эмоций и чувств.

И напоследок хотелось бы напомнить слова Ф.Ницше: «Без музыки жизнь была бы ошибкой». Так пусть не будет ни одного человека на Земле, чья жизнь не соприкасалась бы с музыкой, чья душа была бы закрыта к прекрасному, доброму, чуткому, нежному, волнующему влиянию музыки.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела