Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(2) Светлана Анатольевна Бочкова,
директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Барнаула

Инклюзивное образование: первые шаги массовой школы

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Очевидно, что необходимо в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую для них доступность качественного образования, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений. Она включает, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения (статистические данные представлены на слайдах). Кроме того, в нашей стране развивается процесс интеграции инвалидов в обычные дошкольные, общеобразовательные и другие образовательные учреждения, не являющиеся коррекционными [2].

Под инклюзивным или включенным образованием понимается обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение и создаёт условия для социализации и развития детей, имеющих особые образовательные потребности. Такие дети нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Таким образом, инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их активно включаться в жизнь в социуме [4].

Понимание ключевых принципов инклюзивного образования помогает обеспечить перенос идей инклюзивного образования на новую почву, в новое учебное заведение. К ним относят следующие:

– дети посещают детский сад и школу по месту жительства;

– методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);

– все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;

– индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

– инклюзивное образование помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом [4].

Эти принципы важны ещё и потому, что они помогают людям, работающим в этом направлении, проводить оценку своей работы.

В идеале инклюзивное образование должно стать открытой государственно-общественной системой, где распределена ответственность между субъектами управления образовательной политикой и определена роль всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

С 2013-2014 учебного года МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» определена как базовая площадка по реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Целью деятельности нашего учреждения как базовой площадки является разработка, апробация и внедрение технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

Для решения данной цели нами были выработаны следующие задачи:

– вовлечение в образовательный процесс детей с ОВЗ, ранее не посещавших образовательные учреждения округа;

– разработка алгоритма набора детей, переходящих на инклюзивные формы обучения, а также проведение медико-психолого-педагогического консилиума с целью определения индивидуального образовательного маршрута этих детей;

– разработка и апробация технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения;

– обеспечение реализации программы мероприятий, направленных на формирование установок и норм толерантного поведения в образовательном пространстве школы;

– организация курсовой подготовки педагогов и специалистов учреждения, направленной на повышение психолого-педагогической компетентности по данному направлению;

– создание единого информационного пространства по организации инклюзивного образования с применением современных информационных технологий (в т. ч. сайт школы);

– содействие публикации методических разработок, обобщающих инновационный опыт педагогов и специалистов школы;

– обеспечение взаимодействия с краевым государственным казённым специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I-II вида» [3].

В МБОУ «СОШ № 31» создан 1-й класс для слабослышащих детей. Школьники обучаются в кабинете, оборудованном комплектом специальной учебной мебели (стул, стол с регулировкой высоты и наклона слолешницы), здесь организована игровая зона с мягкими модулями и большим количеством развивающих игр и игрушек. Для учащихся этого класса создана специальная группа продлённого дня, где проходят занятия по внеурочной деятельности (бумагопластика, бисероплетение, ритмика). Работа с детьми проходит в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом и педагогом логопедом-дефектологом (по штатному расписанию). Педагоги, работающие в данном классе, прошли курсы повышения квалификации по организации работы с детьми с ОВЗ.

Очевидна необходимость создания эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школьного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение – специально-организованная, проблемно-ориентированная, субъектно-объектная деятельность, направленная на решение воспитательных, образовательных, коррекционно-развивающих, социальных задач детей с ОВЗ в условиях конкретного микросоциума [1]. Эта задача стоит и перед нашим учреждением.

В рамках этой деятельности мы выделяем объект – непосредственно процесс сопровождения, предмет – особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в системе общего образования, изучение его познавательных и личностных ресурсов с целью разработки эффективных технологий развития, обучения, воспитания.

Субъектом процесса сопровождения выступает ребенок с ОВЗ, имеющий особые образовательные потребности.

Целью процесса психолого-педагогического сопровождения будет являться всестороннее раскрытие интеллектуально-личностного потенциала ребенка с ОВЗ, и, как следствие, формирование гармонически развитой личности, способной к самостоятельной независимой жизни в обществе [1].

Немаловажную роль на данном этапе играет информационно-просветительская работа коллектива МБОУ «СОШ № 31» по рассматриваемой проблеме:

– организован ряд мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов школы в сфере обучения и воспитания детей с ОВЗ;

– на общешкольном родительском собрании проведено информирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ о существующих формах и методах обучения в системе общего и специального образования, индивидуальных программах и маршрутах развития в зависимости от имеющихся нарушений и заболеваний, оставляя за родителями право выбора образовательного учреждения;

– запланирован ряд мероприятий, направленных на формирование психологической готовности всех участников педагогического процесса (учащихся, родителей, педагогов) к принятию детей с ОВЗ в общеобразовательную среду (тематические родительские собрания, круглые столы, выпуск информационных бюллетеней, консультации работников медико-психолого-социальной службы школы).

Организационно-содержательное направление требует от администрации и специалистов учреждения проведения ряда мероприятий, таких как:

– реорганизация системы управления общеобразовательным учреждением, так как в условиях современного информационного общества предъявляются качественно иные требования к получению образования;

– обеспечение образовательного учреждения необходимым материально-техническим оборудованием для организации обучения, воспитания, развития детей с ОВЗ;

– выработка совместно с районными и городскими ПМПК единых критериев приема детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения;

– разработка соответствующей документации (штатное расписание, должностные инструкции, договорное обеспечение) для специалистов, участвующих в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

С целью подготовки здания школы для обеспечения доступной среды для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья произведены ремонтные работы. В плане архитектурной доступности школы произведено оборудование входа в здание: обустроен пандус, входные узлы (тамбуры) с установкой расширенных дверных блоков, выполнен демонтаж порогов. В помещении школы выполнены следующие работы:

– обустроен вход и отдельные места для детей инвалидов в гардеробной;

– обустроены пути эвакуации для детей-инвалидов;

– заменены дверные блоки в учебных кабинетах, местах общего пользования на дверные блоки шириной не менее 0,9 м.;

– обеспечены тактильными средствами пути движения детей с нарушениями зрения;

– оборудованы подъёмные платформы для обеспечения доступа инвалидов на креслах-колясках на этажи выше первого.

Для занятий детей проведены ремонтные работы в кабинетах психолога и психомоторной коррекции, в сенсорной комнате, в кабинете коррекционной гимнастики (часть оборудования в перечисленных помещениях имеется в наличии, часть – будет установлена в ближайшее время).

В заключении необходимо отметить, что существуют некоторые ресурсные барьеры для инклюзивного образования:

– люди – их отношение, недостаток знаний, чрезмерная специализация, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;

– денежные и материальные средства – нехватка средств и оборудования, неравномерное распределение ресурсов;

– знания и информация – отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.

Список источников:

1. Захарова А. В. Концепция психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного школьного обучения [www документ] – URL http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/inclusion/

2. Левитская А.А. О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидами. // Материалы к выступлению директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей на коллегии Министерства образования и науки (Москва, 2009) [www документ] – URL http://old.mon.gov.ru/ruk/dir/levitskaya/dok/6498/

3. Положение о ресурсном центре по развитию образовательной интеграции (инклюзии) в Южном округе г. Москвы [www документ] – URL http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/documents/

4. Что такое инклюзивное (включающее) образование? (По материалам Альянса правозащитных организаций «Спасите детей» («Save the children») [www документ] – URL http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/inclusion/

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)