Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(3) Людмила Демьяновна Яковлева,
учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель РФ, руководитель краеведческого музея «У истоков города» Новосибирской классической гимназии № 17 Ленинского района г. Новосибирска

Краеведческий музей «У истоков города» как центр духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся (из опыта реализации проекта)

Данный проект является авторским и отражает систему работы краеведческого музея «У истоков города» Новосибирской классической гимназии № 17 (до сентября 2011 года школы № 132). Точкой отсчета в рождении музея послужил так называемый «тихомировский проект», реализуемый с 2003 года в школе. В ходе исследовательской работы нас привлекла личность одного из основателей города Новониколаевска Николая Михайловича Тихомирова, имя которого когда-то было незаслуженно вычеркнуто из истории края. А ведь именно он возводил дорогу «Уфа-Новониколаевск», завершил мост через реку Обь, руководил строительством собора Александра Невского, основал пожарное дело в Новониколаевске. Потрясла и шокировала начинающих краеведов трагическая судьба инженера-путейца, останки которого с почетом захоронили в конце 1900 года на территории собора, а в 1927 году его могилу закатали под асфальт. Когда в 1971 году при строительных работах на территории бывшего Собора был неожиданно обнаружен склеп с останками потомственного дворянина Н.М. Тихомирова, их тихо и скромно, уже безо всяких почестей, перенесли на Заельцовское кладбище. Имя этого удивительного человека оказалось затерянным в лабиринтах истории. Работа в Государственных архивах Новосибирска, Томска помогла проследить отдельные этапы жизни Тихомирова и его семьи.

29 апреля 2008 года в школе был торжественно открыт краеведческий музей «У истоков города». Свидетельство о паспортизации музея (ПМ №174) было выдано 2 сентября 2009 года, в нем указан профиль музея – «краеведческий».

 

Общий вид музея «У истоков города»

 

Актуальность проекта. Особое место в воспитательной системе нашей гимназии занимает работа по сохранению и развитию культурно-исторического наследия, отечественных традиций. Безусловно, важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания являются школьный музей и краеведческая работа, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, дефицит которых очевиден у современных школьников. Я, как педагог, убеждена в том, что у детей, прошедших через серьёзный опыт социально значимой краеведческой работы, происходит обогащение внутреннего мира, они обретают систему ценностей, в которой понятия «малая Родина», «история Отечества», «созидатели города» становятся важными составляющими их внутреннего «Я», их картины мира. Это моя педагогическая позиция, которая формировалась на протяжении нескольких лет в ходе реализации краеведческого проекта, направленного на изучение «белых пятен» истории города, в котором мы живём. Школьный музей по своей сути стал научной лабораторией, так как большинство экспозиций и тематических комплексов оформлены по следам поисково-исследовательской работы учащихся и по результатам научных экспедиций в такие города, как Томск, Барнаул, Москва, Санкт-Петербург, Киев.

Настоящий проект представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс организационных, волонтерских, исследовательских и творческих мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического и духовно-нравственного воспитания. На формирование моей педагогической позиции повлиял опыт преподавания православной культуры в старших классах в 2004-2010 гг. по учебнику протоиерея Бориса Пивоварова и посещение занятий открытого университета православной культуры. Этим объясняется расширение параметров проекта, содержание которого направлено на разработку мероприятий, затрагивающих аспекты духовно-нравственного воспитания и обучения учащихся в соответствии с историческими традициями российского образования, а они напрямую связаны с православием. В экспозициях музея, в разработанных в ходе реализации проекта Тихомировских Чтений, конференции по первой русской печатной книге «АПОСТОЛ», нашли отражение темы церковного краеведения, православных русских святынь. Содержание проекта служит научно-методической поддержкой в преподавании курса «Основ православной культуры» в школе.

Цель проекта: создав условия для формирования системы духовно-нравственного воспитания и гражданского становления учащихся гимназии, основанных на возрождении традиционных отечественных культурных традиций, развивать у учащихся гимназии гражданско-патриотические качества, чувство сопричастности к прошлому родного края через углублённое изучение истории города, своей семьи на фоне эпохи конца XIX–XX вв.

Научно-исследовательская работа в музее. Уже на первых этапах создания фондов краеведческого музея «У истоков города» начала формироваться научно-исследовательская лаборатория, деятельность которой была направлена на изучение «белых пятен» в истории города. Прежде всего, это было связано с личностью одного из основателей Новониколаевска-Новосибирска Н.М. Тихомирова. Членами краеведческого проекта было обнаружено и систематизировано более 200 архивных материалов и документов из сибирских архивов (ГАНО, НГА, ГАТО). Именно архивные документы позволили в ходе исследования восстановить историю семьи Тихомировых в контексте эпохи, что позволило обозначить проблему исторической памяти, привлечь внимание общественности к имени одного из основателей Ново-Николаевска. В 2006 году был установлен камень – памятный знак рядом с Собором Александра Невского, а 16 ноября 2011 года на Заельцовском кладбище открыт мемориал, посвященный памяти Тихомирова.

Научные экспедиции как фактор успешности исследовательской работы. Большую роль в раскрытии «белых пятен» в истории города и пополнении фондов музея играют научные экспедиции. Летом 2011 года во время такой экспедиции в Киев мы нашли прямых потомков одного из основателей города Н.М. Тихомирова. Этот факт стал важнейшим результатом поисковой деятельности музея, вызвал интерес городских СМИ: был отражен на нескольких телеканалах (название материала: «Новосибирские школьники нашли потомков Тихомирова»), а также в статье Людмилы Кузменкиной «Судьба семьи Тихомировых. История продолжается», опубликованной в журнале «Одна семья: Новосибирск» в №8 за 2011 год. Выезд творческой группы краеведов в Томск зимой 2010 года, работа в Государственном архиве Томской области, встречи с потомками Н.А. Завадовского, первого благочинного новониколаевских храмов, позволила восстановить его биографию, установить место его захоронения – за алтарем храма в Богородице-Алексиевском монастыре, также способствовала созданию научной работы о Соборе во имя св. Александра Невского. В апреле 2012 года была организована научная экспедиция в Москву, где состоялась встреча с потомками еще одного основателя нашего города Григория Моисеевича Будагова.

В июне 2013 года группа старшеклассников выехала в Санкт-Петербург в научную экспедицию, посвященную 120-летию г. Новосибирска и организованную с целью получения новой информации об основателях и созидателях города. Поездке предшествовали предварительные переговоры с директором Российского Государственного исторического архива Милетиным Евгением Михайловичем, который дал разрешение на работу в архиве трем десятиклассникам гимназии. Работа в читальном зале и библиотеке главного архива страны позволила найти обширный материал о строительстве Великого сибирского пути. Фонды музея гимназии также пополнились послужными списками инженеров-строителей, выпускников Санкт-Петербургского института путей сообщения Г.М. Будагова, В.И. Роецкого, В.К. Жандра, Н.П. Меженинова. Важным событием экспедиции стала встреча с членами семьи сына Г.М. Будагова Григория Григорьевича Будагова, в результате которой были получены копии документов и фотографий из семейного архива. В читальном зале Пушкинского Дома удалось познакомиться с письмами и отдельными рукописями произведений Н.Г. Гарина-Михайловского.

Помимо работы в архивах, члены экспедиции побывали на Армяно-Григорианском кладбище, где похоронен один из основателей нашего города Григорий Моисеевич Будагов. В результате предварительной поисковой работы мы выяснили, что в 90-ые годы вандалами с могилы была сорвана металлическая табличка с указанием имен похороненных здесь Г.М. Будагова и его сына Г.Г. Будагова. Сверхзадача, которую мы ставили перед собой перед поездкой в Сакт-Петербург, была связана с увековечиванием имени Будагова. Благодаря информации, полученной нами от московских потомков Будагова, мы установили место его захоронения на кладбище, вручили тексты статей, научных публикаций музея гимназии Армену Меружаняну, главному редактору газеты «Аватамк». Во время посещения Армяно-Григорианского кладбища мы познакомились с настоятелем храма Св. Воскресения (18-й век) отцом Саркисом (Чопурян), благодаря усилиям которого этот храм восстанавливается и реставрируется.

 

На Армяно-Григорианском кладбище. Июнь 2013 г.

 

По результатам поисковой работы в последние три года было реализовано несколько исследовательских проектов, успешно представленных на различных конференциях. Авторы работ по итогам городских, региональных научно-практических конференций стали лауреатами Золотой Лиги на секциях «Краеведение», «История города», лауреатами Российского заочного конкурса исследовательских работ старшеклассников «Юность. Наука. Культура» на секциях «Историческое краеведение», «Мемориальное краеведение». Несколько человек стали победителями Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век». В 2012 году высокую оценку жюри этого конкурса получила Решетова Алена за работу «Семья Ханцевых в трагической летописи Сибири». В 2013 г. две ученицы были отмечены этой достойной наградой, став победителями Всероссийского конкурса: Шестакова Юлия (исследование о Г.М. Будагове) и Байструкова Мария, автор работы «Судьба Чирке Эрнста Михайловича сквозь призму событий I половины ХХ века».

 

Составляем родословную семьи Будаговых

 

Интересная ситуация возникла в конце учебного года, когда объявили городской конкурс «Письмо мэру». Лучшими работами были признаны сочинения учащихся нашей гимназии. Гран-при получил Дронов Анатолий (11 кл.), I место заняла Шалина Екатерина (9 кл.), лауреатами стали Васильев Сергей (9 кл.) и Шестакова Юлия (10 кл.). Качество содержания их сочинений определялось глубиной осознания материала и обоснованным серьезным выбором кандидатуры на установку памятника. Все наши авторы смогли подобрать систему аргументов и убедительно изложить свою позицию, так как владели информацией, которую сами добывали в ходе исследовательской работы. Дронов Анатолий предложил поставить памятник первому городскому голове Жернакову Владимиру Ипполитовичу, так как знал досконально факты биографии этого удивительного человека, а Екатерина Шалина убеждала читателей в том, что в центре города Новосибирска необходимо поставить памятник Н.М. Тихомирову.

Неожиданным и единственным стал выбор восьмиклассника Васильева Сергея, который настаивал на том, что городу необходим памятник первому благочинному новониколаевских храмов Завадовскому Николаю Антоновичу. Его выбор объясняется тем, что в марте 2013 года он был в составе экспедиции в Томск. Работа в архиве, интервью с внучатой племянницей протоиерея Николая Завадовского, поездка на место его захоронения в Богородице-Алексиевский мужской монастырь и определили эмоциональный строй сочинения Сергея. Примечательно, что за такой короткий промежуток времени юноша, не имеющий основ православного воспитания, сумел осознать значимость того, к чему прикоснулась его душа. Приведенные мною аргументы доказывают справедливость утверждения, что речь отражает сознание человека. По моему глубокому убеждению, вовлечение школьников не в формальную, а в осознанную работу по исследованию «белых пятен» в истории своего края, страны, своей семьи через поисковую деятельность, приближает ребенка к этой истории, создает условия для гражданского и духовно-нравственного становления его личности.

Духовно-просветительская деятельность музея как основа духовно-нравственного воспитания. Весь материал, собранный в ходе исследований, проводимых школьниками, реализация краеведческих мини-проектов находит отражение в экспозициях музея, в тематике экскурсий и служит основой для духовно-просветительской работы в нем. Название музея «У истоков города» дает благодатную почву для организации духовно-нравственного воспитания в гимназии, так как становление нашего будущего города происходило в дореволюционное время, когда все стороны жизни человека были пронизаны духом православия, когда образование ориентировалось на постижение духовного культурно-исторического наследия России. Следовательно, изучение истории Ново-Николаевска логично приводит к постижению этого духовного наследия. Красиво оформленные экспозиции музея будут неживыми, если не проводить лекции, экскурсии, встречи. На протяжении нескольких лет при школьном музее функционирует «Школа юных экскурсоводов», активом музея разработан банк тематических экскурсий, содержание которых носит духовно-просветительский смысл, среди них такие, как «Собор во имя св. Александра Невского», «Созидатели города», «Томские страницы ново-николаевской истории».

В связи с Днем Великой Победы и актуальностью темы в апреле-мае ежегодно проводятся мини-экскурсии «Защитники Отечества» (о ветеранах, проживающих на микроучастке щколы), «Блокадный пятачок», «Фронтовые письма как документ военной эпохи и архив солдатской любви». Темы экскурсий разнообразные, поэтому школьники не теряют интерес к музею, получая каждый раз новую информацию. В газетах гимназии в рубрике «В школьном музее» постоянно публикуются материалы о деятельности экскурсоводов.

Декады и месячники краеведения. Одним из видов просветительской деятельности являются Декады краеведения (с 2012 года уже месячники), которые стали традиционными, они проводятся ежегодно в апреле, а завершаются накануне Дня Победы. В программе много интересных форм, пронизанных духовно-нравственным и патриотическим содержанием: конкурсы фильмов о городе, конкурсы художников, защита экспонатов из семейного архива, День города в гимназии и другие. Большинство конкурсов связаны с зоной ближайшего развития детей, в которую входят семья, район, город, в котором они живут. С каждым годом увеличивается количество тех, которые составляют свои родословные, защищают проекты в виде презентаций, фильмов, творческих работ на тему «Моя семья в летописи страны». Зачастую из небольшого выступления вырастает исследовательский проект.

Примечательно, что ежегодно на защите экспонатов из семейного архива школьники приносят иконы как семейные святыни. Готовясь к выступлению, они проводят мини-исследование в своей семье, постепенно расширяя круг опрашиваемых родственников, что является ценным с точки зрения укрепления семьи как социального института. Укрепляется связь семьи со школой, так как на следующих этапах подключаются педагоги: руководители и консультанты научных проектов. Так, Молчанов Илья, выступив в апреле 2011 года с сообщением на защите экспоната из семейного архива, продолжил исследование истории спасенной его прапрапрадедом иконы Архангела Гавриила из Царских Врат алтаря сельского храма. С помощью Ростовцевой Ирины Львовны, члена Совета нашего музея, преподавателя архитектурной академии, юноша смог постичь смысл хранимой в семье (до этого времени безымянной) иконы и выступил с докладом на секции «Православная культура» на I Тихомировских Чтениях, а в гимназической газете появилась его статья «Семейная святыня», которая заканчивается заверением, что стать высоконравственным и благородным ему и его будущим детям «поможет семейная святыня – икона Архангела Гавриила».

Подобная история повторилась в прошедшем учебном году. Ученик 11 класса Павлоцкий Илья также принес в музей на защиту семейного экспоната домашнюю икону, о которой ничего не знал. Старшеклассник прошел долгий путь изучения истории семейной святыни. Выступив в декабре 2012 года на II Тихомировских Чтениях, в течение последующих месяцев продолжил работать над этой темой, изучая житие праведного Симеона Верхотурского, а в июне 2013 года на Дне города был награжден как призер городского исторического исследовательского конкурса «Моя семья в истории города».

Тихомировские Чтения. Важнейшим механизмом духовно-нравственного становления личности учеников гимназии являются открытые городские Тихомировские Чтения, которые стали проводиться в Новосибирске по инициативе актива нашего музея в память о Н.М. Тихомирове. I Тихомировские Чтения прошли в декабре 2011 года и были посвящены славным памятным датам: 120-летию Новониколаевска–Новосибирска и 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года. Кроме учащихся нашей гимназии, в Чтениях приняли участие учащиеся школ № 43, 90, 94, Православной Гимназии во имя Преподобного Серафима Саровского, а также православного военно-патриотического клуба «Витязь».

 

Открытие I Тихомировских Чтений в декабре 2011 года

 

11 декабря 2012 года состоялись II Тихомировские Чтения, которые проходили уже в рамках Новосибирских Рождественских образовательных чтений (секция «Дорогие страницы родной истории»). Программа Чтений включала в себя работу четырех подсекций, две из них «Православная культура» и «Краеведение» были самыми многочисленными. Чтения проводились при поддержке Новосибирской Епархии, Союза краеведов г. Новосибирска, в составе жюри были представители Русской православной церкви, преподаватели новосибирских вузов. В Чтениях приняли участие около 70 человек из разных учебных заведений Новосибирска и области.

Отмечая высокий уровень проводимых Чтений, в своих рефлексивных анкетах ученики нашей гимназии выражают особые слова признательности преподавателям и учащимся Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, которыми поднимаются серьезные вопросы милосердия и великодушия, отношения к военнопленным как показателю духовно-нравственной культуры русского народа. Это ракурс оказался неожиданным и поучительным для участников Чтений. Во время встреч с преподавателем математики этой гимназии Алексеем Викторовичем Малыгиным наши старшеклассники сделали настоящие открытия эпизодов отечественной истории, заново переживая события Отечественной войны 1812 года, постигая духовный смысл победы русского народа. Следует отметить, что после Тихомировских Чтений у гимназистов возрастает интерес к событиям отечественной истории, они продолжают работать над этой темой, участвуя в различных творческих проектах, намечают новые перспективы в подготовке к следующим Чтениям.

Социально значимая деятельность музея. Вся деятельность музея через содержание экспозиций, экскурсий, основанных на исследовательской и поисковой работе, разных мероприятий, в которые вовлечено большинство учащихся, носит социально значимый характер. Раскрытие «белых пятен» в истории родного города, возвращение ему имен основателей и созидателей само по себе благодатно, ибо пронизано духовно-нравственным смыслом. Из забвения возвращено имя Н.М. Тихомирова, которому на Заельцовском кладбище установлен мемориал. Одним из важных дел, способствующих этому, была международная выставка «Белый тополь», организованная «ЭкспоНовосибирск» в здании Матхэттен 22-24 апреля 2010 года. Школьный музей подготовил и оформил выставку, посвящённую Н.М. Тихомирову. 23 апреля я, как руководитель музея, проводила круглый стол «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры». По окончании программы музей был награждён дипломом «За участие в историко-культурной программе специализированной выставки «Белый тополь».

 

На открытии памятника Н.М. Тихомирову на Заельцовском кладбище.

 

С 2003 года ребята ухаживают за могилами Н.М. Тихомирова, его вдовы и дочери, тем самым осуществляя волонтерскую деятельность. Главным результатом экспедиции в Санкт-Петербург в июне 2013 года стало то, что в конце августа 2013 года на безымянной могиле Г.М. Будагова была установлена плита из черного мрамора, изготовленная инженером Овиком Исаханяном в мастерской Саргиса Мартиросяна по проекту архитектора и благотворителя Максима Атаянца. На именной плите указаны не только даты жизни Будагова, но и то, что он был одним из основателей Ново-Николаевска. В последнем номере газеты «Аватамк» отражен этот примечательный факт со ссылкой на нас, новосибирских краеведов.

 

Могила Будагова на Армяно-Григорианском кладбище
с установленной именной плитой. 

 

Научно-исследовательская и просветительская деятельность, реализуемая в школьном музее, способствует расширению социальных связей музея. Назову основные организации, с которыми музей взаимодействует:

– Государственный архив Новосибирской области (ГАНО);

– Новосибирский городской архив;

– Государственный Алтайский краевой архив;

– Государственный архив Томской области;

– Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского;

– Собор во имя св. Александра Невского;

– Православный приход во имя преподобного Серафима Саровского;

– Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург);

– Пушкинский Дом (Институт русского языка и литературы);

– Алтайская краевая научная библиотека;

– Союз краеведов г. Новосибирска;

– Новосибирская областная научная библиотека, отдел краеведения;

– ЭкспоНовосибирск;

– Рекламное агентство «ТВ. Метро Реклама»;

– Новосибирский краеведческий музей;

– Музей города Новосибирска;

– Фонд Н.П. Литвинова;

– ДДТ им. Дубинина г. Новосибирска (оргкомитет Российской открытой научно-практической конференции школьников).

Взаимодействие с данными структурами, общение гимназистов со священнослужителями, с учеными города и страны, сотрудничество с известным краеведом Вадимом Петровичем Капустиным и руководителем группы экскурсоводов Олимпиадой Ивановной Сычевой, безусловно, определяют эффективность проводимой в музее работы.

О некоторых итогах работы. Десять лауреатов Золотой Лиги на научно-практических конференциях, девять победителей и лауреатов Всероссийской конференции старшеклассников «Юность. Наука. Культура», две медали «За лучшую исследовательскую работу», полученные на этой же конференции, более 20 научных ученических работ, десятки публикаций в городских СМИ, два фильма, снятых каналом «ГТРК-Россия» – всё это внешние результаты, они радуют, волнуют, впечатляют. Внешними результатами являются значимые победы на разных городских, областных конкурсах, на Всероссийском конкурсе школьных изданий дважды наш пресс-центр был победителем в номинациях «Малая родина»(2010г.), «Голос сердца. За гуманизм и верность духовным ценностям», высоко оценив наши газеты для детей разных возрастов («Колобок», «Шкозетка», «132%») и альманах «Наш Новосибирск» за краеведческую, духовно-нравственную направленность публикаций. Не менее важными являются те внутренние изменения, которые происходят у участников краеведческого проекта. Уроки истинной гражданственности и истории Отечества они получают, перелистывая груды архивных материалов, воссоздавая историю семьи (и своей в том числе), историю здания, историю родного города.

Из всех наград, дипломов для меня, как автора проекта, большую ценность имеют грамоты, подписанные архиепископом Новосибирским и Бердским владыкой Тихоном. Это признание дарит надежду на будущее продолжение благой работы во славу Божию в реализации проекта, содержание которого служит научно-методической поддержкой в преподавании курса «Основы православной культуры» в школе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 747)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Краеведческий музей «У истоков города» как центр духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся (из опыта реализации проекта)
2. Художественно-эстетическое развитие детей в контексте поликультурного и межэтнического взаимодействия
3. Педагогические идолы