Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(2) Екатерина Константиновна Лейбова,
кандидат педагогических наук, доцент НГПУ

Все статьи автора(3) Ольга Михайловна Хлытина,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры отечественной истории НГПУ

Устные исторические источники на школьных уроках истории

В пособии представлена характеристика устной истории как одного из перспективных методологических направлений современной исторической науки, предложены методические материалы к элективному курсу «Устные исторические источники об истории России ХХ–ХХI вв.», сформулированы рекомендации по организации исследовательской работы школьников на основе устных источников.

Издание адресовано учителям истории, студентам педагогических вузов и колледжей, а также преподавателям курсов «Теория и методика обучения истории», «Содержание и технологии обучения истории в профильных гуманитарных классах» в педагогических вузах и ссузах, учреждениях дополнительного профессионального образования.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сущностной характеристикой современного этапа развития цивилизации принято считать становление глобального информационного общества. Интенсивное развитие информационных технологий, средств связи способствует возрастанию в социокультурном пространстве современного общества доли устной коммуникации, а значит, актуализируется проблема формирования устной коммуникативной культуры. Познавательная деятельность школьников с устными историческими источниками способствует их социализации в информационном обществе.

Деятельностный (компетентностный) подход к обучению предполагает освоение учениками обобщенных умений предметного характера. Как правило, такие умения базируются на системе способов (процедур) исследовательской деятельности ученых, работающих в данной области научного знания. Применительно к истории как учебному предмету речь может идти об обучении школьников приемам работы с историческими источниками. Значимость такой работы обозначена и в действующем стандарте школьного исторического образования, и в концепции разрабатываемых стандартов второго поколения[1]. Причем, при изучении предмета на профильном уровне работа с историческими источниками выступает основным способом овладения старшеклассниками методами исторического познания.

Один из методологических подходов, который целесообразно востребовать в процессе обучения отечественной истории в старших классах – устная история. Устная история – актуальное направление в методологии истории XX–XXI вв. Главной ее отличительной особенностью является реконструкция исторических сюжетов на основе устных источников – воспоминаний и свидетельств современников и участников событий. Устные исторические источники могут использоваться на уроках и для изучения исторической реальности как таковой (исторической повседневности, быта, важнейших событий истории), и для изучения ее отражения в индивидуальном и массовом историческом сознании.

Таким образом, устная история – это не просто методологический подход к изучению истории, это и «живая история» ХХ–XXI вв., современная старшеклассникам. Но чтобы эта история «ожила», необходимо научить школьников создавать (собирать и фиксировать) и изучать (расшифровывать, комментировать, интерпретировать) устные свидетельства участников и современников событий. Использование устных исторических источников на уроках истории России XX–XXI вв. позволяет в единстве решать задачу формирования историко-методологических знаний и исследовательских умений.

Опираясь на данный подход и учитывая тенденции и актуальные потребности современного образования, в данном пособии предлагаются методические материалы, которые могут использоваться в рамках элективного курса или при изучении основного курса истории России ХХ – начала ХХI вв., а также при выполнении старшеклассниками исследовательских проектов соответствующей тематики. Они помогут учителю грамотно выстроить методику работы с устными историческими источниками на всех этапах урока, предоставят возможность познакомиться с фрагментами протоколов устных свидетельств по разным историческим периодам, а также сориентируют при планировании исследовательской деятельности школьников по устной истории.

В каждом из предложенных вариантов обучения (элективный или основной курсы) создаются условия для освоения старшеклассниками основных приемов работы с устными историческими источниками. Последние рассматриваются как база для изучения прошлого. Под приемами работы с устными историческими источниками мы понимаем комплекс способов их создания (сбора, фиксации) и изучения (чтения, комментирования, интерпретации) школьниками, обусловленный процедурами познавательной деятельности ученых-историков с данным типом исторических источников.

Первый раздел пособия позволяет учителям расширить знания об устных исторических источниках и о том, как с ними работать на уроках истории. Во втором разделе предложен вариант тематического планирования элективного курса, в основе которого лежит обучение школьников умениям работы с устными историческими источниками на материале курса истории России XX – начала XXI в. и его методическое обоснование. Также в разделе представлены методические рекомендации и материалы для обучения старшеклассников приемам создания и изучения устных воспоминаний, диагностические материалы к курсу. Учителя, уже использующие устные источники в своей педагогической практике, смогут осмыслить свой опыт и увидеть перспективы работы современного педагога в рамках методологического подхода устной истории. В третьем разделе представлена проблематика исследовательских проектов на основе устных исторических источников.

Данное пособие – результат совместного педагогического творчества преподавателей и студентов Института истории, гуманитарного и социального образования (ИИГСО) НГПУ, учителей и учеников Новосибирска и Новосибирской области. Хотелось бы выразить признательность и благодарность учителям истории г. Новосибирска В. А. Белецкой (Экономический лицей), Е. Ф. Бехтеновой (СОШ № 98), В. П. Гусеву (СОШ № 184), М. А. Приходько (СОШ «Диалог»), Е. П. Тихоновой (Вторая Новосибирская гимназия), Н. Ю. Ткаченко (Городской педагогический лицей им. А. С. Пушкина), Л. Д. Тузиковой (гимназия № 7 «Сибирская»), педагогам Новосибирской области Т. Ю. Нерода (Елбанская СОШ Маслянинского района), Н. А. Рубижанской (СОШ № 4 р. п. Линево Искитимского района), нашим студентам за апробацию материалов пособия в практике обучения истории. Благодарим канд. ист. наук, доцента Е. И. Красильникову за предоставление в наше пользование собственной коллекции протоколов и аудиозаписей устных воспоминаний, а также канд. ист. наук, доцента Ф. С. Кузнецову за возможность частичной апробации материалов настоящего пособия при выступлении на курсах повышения квалификации учителей истории в НИПКиПРО.

Особая благодарность Капитолине Емельяновне и Владимиру Александровичу Зверевым – нашим дорогим Учителям – за их веру в успех данной работы, за продуктивные идеи и поддержку на всех этапах написания пособия.

Читать полностью учебно-методическое пособие

 


[1] Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования. – М., 2006. – С. 11.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Итоги и перспективы изучения городского самоуправления Сибири второй половины XIX – начала XX в. на рубеже XX и XXI вв.
2. Святое ремесло: подвижничество сельской школы в мемуарах новосибирских учителей
3. Дождем покрыты, ветром огорожены: как жили переселенцы барабы в начале ХХ века
4. «Любо – так к венцу». Брачность русского населения Сибири во второй половине XIX – начале XX в.
5. Поселенческая статистика – основа для изучения истории сельских населенных пунктов второй половины XIX – первой трети XX века (на примере селений в округе Новониколаевска-Новосибирска)
6. «Будьте, мои слова, крепки и лепки»: сто двадцать заговоров из Верхнего Причулымья
7. Деревенская учительница о «темных сторонах» педагогической и медицинской культуры крестьян
8. Красен человек ученьем. Материалы о воспитании и образовании детей в селениях Сибири (конец XIX — начало XX вв.)
9. Чёрные и красные штрихи судьбы. Мои воспоминания «о времени и о себе»
10. Влияние переселений на социально-экономическое развитие Сибири в эпоху капитализма (историография и источники изучения проблемы)
11. Расселение и положение ссыльных в Сибири во второй половине XIX века
12. Устные исторические источники на школьных уроках истории
13. Первая Новониколаевская женская гимназия в архивных документах
14. Чудо природы – озеро Данилово
15. О фальшивых юбилеях и достоверных датах основания старейших населенных пунктов Новосибирской области
16. Социально-экономическое и культурное развитие Купинского района
17. Внутринадельное размежевание земли в Купинской волости Каинского уезда Томской губернии
18. «Хлеб до сих пор – самое лучшее». Воспоминания о родных людях и голодном детстве
19. Жар-птица из холодных краев (Петр Павлович Ершов)
20. Поэтическая чаша Алексея Ачаира
21. Магистраль его жизни (очерк)
22. Под крылом Бахуса (Писательские байки)
23. Как восстановить историю своей семьи? (Практические советы)
24. Кому нужна Сибирь?
25. Тобольская губерния