Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Ведущая рубрики
Все статьи автора(3) Елена Владимировна Богданова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВПО НГПУ, научный руководитель МКУ «Городской комплексный центр по организации каникулярного отдыха детей школьного возраста «СОЛО»

Общественно-профессиональная экспертиза организации каникулярного отдыха школьников

Выражение «летний отдых» большинство детей и взрослых связывают с выездом на природу или в загородные лагеря. Но в последние годы всё активнее это понятие используется в отношении лагерей с дневным пребыванием детей, позволяющим детям не отрываться от семьи. Однако вне зависимости от того, где ребёнок будет отдыхать летом, важно, чтобы отдых был интересным и насыщенным событиями, а это напрямую зависит от мастерства и профессионализма взрослых.

В течение двух лет Главным управлением образования мэрии города Новосибирска совместно с МКУ ГКЦ «СОЛО» проводится смотр-конкурс организаторов каникулярного отдыха школьников «Новосибирские каникулы», направленный на повышение творческой активности педагогов в создании условий для развития личности ребенка, обеспечение прав детей на отдых, защиту жизни и здоровья в период летнего и каникулярного отдыха, получения качественных услуг в сфере отдыха, оздоровления и образования. Опыт проведения смотра-конкурса, появившиеся за это время конкурсные традиции и профессиональный уровень организаторов летнего отдыха позволили сформировать единую модель городского смотра-конкурса. Её отличительные черты: вариативность участия в конкурсе лагерей разного типа; пошаговая процедура участия в конкурсе; общественно-профессиональный подход к экспертизе деятельности организаторов летнего отдыха детей, подростков и молодёжи.

Практическая реализация проекта в течение двух лет, сравнительный анализ статистических данных участия организаторов каникулярного отдыха, анализ программно-методических материалов, поданных на конкурс итоговых экспертных протоколов, позволяет зафиксировать позитивную динамику по нескольким ключевым аспектам.

Экспертный аспект. В течение двух лет сохранен общественно-профессиональный подход к оценке и экспертизе содержания и технологии деятельности организаторов каникулярного отдыха, включающий в себя комплексную оценку представителями органов управления образования, учеными, представителями профессионального сообщества организаторов каникулярного отдыха, родительской общественности.

Экспертиза позволяет увидеть и понять то, что нельзя просто измерить или вычислить. В основе экспертизы – субъективные мнения экспертов, их знание, которое ценится не меньше, а часто больше объективных данных. Субъективно-личностное основание экспертизы – это её сила и её слабость: сила в том, что опыт, интуиция, творческий поиск эксперта позволяют «уловить неуловимое» для строго объективных процедур, проникнуть в скрытую сущность явлений. При этом личностный характер знания эксперта придаёт особую ответственность его суждениям. Слабость в том, что каждое субъективное мнение всегда специфично, соответствует одной точке зрения. Эта неизбежная особенность экспертизы компенсируется тем, что привлекаются несколько категорий и групп экспертов.

Именно это обстоятельство позволило изменить процедуру проведения смотра-конкурса «Новосибирские каникулы»: на смену линейной модели – один лагерь и экспертиза только членами жюри, пришла общественно-профессиональная модель, где экспертизу проводят разные группы экспертов: члены экспертного совета (профессиональная экспертиза); сами участники конкурса (экспертиза коллег); самоэкспертиза авторов представляемой программы; экспертиза родителей и детский экспертный совет. Это позволило отказаться от постоянно действующих и неизменных по составу экспертных советов и привлечь самих участников. Главное достоинство такой групповой экспертизы состоит в том, что сложную, многоликую и неоднозначную педагогическую реальность летних каникул нельзя адекватно понять с какой-то одной позиции: каждый эксперт может увидеть и понять важные аспекты экспортируемой реальности, но это всегда будет частичное видение. Поэтому чем больше экспертов, чем полнее они будут представлять спектр возможных позиций, тем более полноценным будет результат их работы.

Привлечение нескольких групп экспертов позволяет в большей мере реализовать экспертные функции, среди которых основные:

– функция проясняющая, позволяющая помочь участникам конкурса понять больше и глубже, чем они понимали до этого, прежде всего, в собственной деятельности;

– функция развивающая, так как экспертиза – это не просто констатация, но выявление возможностей и потенциала для дальнейшего развития;

– функция оценочная, это самая «банальная» и необходимая функция любой экспертизы. Мы боимся грубых, неточных оценок своего труда со стороны, но сами для себя мы должны его оценивать, отслеживать результаты, ставить новые цели. Помощь профессионалов и коллег в этом процессе просто бесценна!

Важна разработанность самой процедуры проведения общественно-профессиональной экспертизы. Её объективный компонент позволяет на основании оценки экспертов увидеть, чем похожи представленные программы и проекты, а субъективный компонент позволяет выявить специфические, отличительные черты отдельных программ и проектов. Итогом общественно-профессиональной экспертизы становится бланк экспертного заключения по каждой номинации каждому организатору каникулярного отдыха школьников, в котором сведены воедино мнения разных групп экспертов, выделены сильные стороны и перспективы развития каждого проекта или программы.

Опыт проведения общественно-профессиональной экспертизы летом 2012 года позволил модернизировать состав общественно-профессионального экспертного совета. Так, в рамках реализации Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», направленной на внедрение социальных технологий привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в 2013 году в составе общественно-профессионального экспертного совета конкурса введен Экспертный совет школьников, принимающий участие в оценке и экспертизе проектов и программ каникулярного отдыха школьников города Новосибирска.

Содержательный аспект. Главная отличительная черта конкурса – «равное соревнование». Возможности, задачи и ресурсы лагерей с дневным пребыванием на базах городских школ, муниципальных оздоровительных лагерей, профильных смен и загородных стационарных лагерей различны. Это позволило в программе смотра-конкурса выделить номинации, позволяющие соперничать, сотрудничать, соревноваться и конкурировать лагерям, которые находятся в относительно равных условиях.

Учитывая положительный опыт первого года реализации проекта, летом 2013 года был сохранен основной принцип организации смотра-конкурса – участие в номинациях образовательных учреждений равных по статусу и возможностям: лагеря дневного пребывания, муниципальные загородные лагеря, лагеря учреждений интернатного типа, профильные смены, дополнительное образование в каникулярном отдыхе школьников. Это позволило: конкурировать «равным с равными»; сделать процедуру конкурса более глубокой за счет изучения не только программ деятельности, но и выезда на базы учреждений.

Однако экспертные оценки прошлого года показали необходимость расширения конкурсных номинаций для более глубокого содержательного анализа состояния каникулярного отдыха школьников города Новосибирска. Так, в 2013 году в рамках проведения летних номинаций смотра-конкурса отдельно была выделена номинация «Дополнительное образование в каникулярном отдыхе школьников», направленная на интеграцию и поддержку деятельности учреждений дополнительного образования как партнеров общеобразовательных учреждений в организации отдыха и оздоровления школьников.

Помимо этого, смотр-конкурс этого года был временно расширен за счет охвата всех каникулярных периодов. Это позволило выделить две дополнительные номинации, реализуемы вне летних каникул: «Сибирские каникулы» для организаторов осенних, зимних и весенних каникул школьников города. Наиболее активными участниками этой номинации стали: МАОУ ДОД СОЛ КД «Берёзка», НП ДОЛ «Синяя птица», ДСОСЛ КД «Олимпиец», ООО ДОЛ «Электрон», ДСОЛКД «Тимуровец», ООО ЦАП «Зеленая улица», ЗАО СОЛКД «Чкаловец». Также отдельно была выделена номинация «Заезд выходного дня», где загородные лагеря: МАОУ ДОД СОЛ КД «Берёзка», НП ДОЛ «Синяя птица», ДСОСЛ КД «Олимпиец», ДОЛ «Пионер», ДСОЛКД «Тимуровец» представляли интересный опыт организации и проведения однодневных заездов.

Опыт проведения данных номинаций в течение 2013 года показал заинтересованность организаторов летнего отдыха участвовать в данных номинациях и существенно расширил банк программно-методических материалов, позволяющих качественно организовать каникулярный отдых школьников.

Сильной стороной организации смотра-конкурса в течение двух лет является проработанность методических материалов организации и проведения как конкурса в целом, так и отдельных номинаций. Методические материалы, получившие высокую оценку, представлены в открытом доступе на сайте МКУ ГКЦ «СОЛО» и ход проведения этапов конкурса оперативно освещаются на сайте, помимо этого на сайте представлен аннотированный каталог программно-методических материалов по итогам смотра-конкурса.

Проработанность методических материалов проведения смотра-конкурса позволила зафиксировать позитивную динамику в количественном и качественном аспектах. Так, в 2013 году увеличилось количество участников по сравнению с предыдущим годом на 40 % (2012 год – 39 проектов и программ, в 2013 году – 55 проектов и программ). Отдельно стоит отметить качество участия конкурсантов в номинациях, прежде всего, это касается отбора и структурирования конкурсных материалов, переход от презентационной составляющей защиты конкурсных материалов к аналитической.

Экспертный анализ проведения номинаций позволяет сделать следующие выводы:

Номинация «Городской лагерь». В данной номинации принимают участие педагогические коллективы лагерей с дневным пребыванием. Участие в номинации «Городской лагерь» проходит в несколько этапов: заочный этап – предоставление программы деятельности ЛДП, очный (теоретический) этап – публичная защита программы ЛДП и практический этап – представление наиболее эффективной формы работы, апробированной в условиях работы лагеря с дневным пребыванием. Количественный состав участников является стабильным на протяжении двух лет и представляет все районы города Новосибирска. В 2013 году в номинации приняли участие 15 лагерей с дневным пребыванием из 8 районов (округа) города. До начала смотра-конкурса с потенциальными участниками проводились обучающие семинары по содержательной и презентационной тематике. В целом можно отметить, что те представители лагерей с дневным пребыванием, которые посещали обучающие семинары, продемонстрировали более высокий качественный уровень представления программы и результатов её реализации.

Сильной стороной представленных проектов и программ являются: структурированная подача информации; сложившиеся устойчивые партнерские связи школ как организаторов каникулярного отдыха с учреждениями спорта, молодежной политики, культуры, ТОСов; преемственность программы лагеря дневного пребывания программе воспитательной работы образовательного учреждения в течение года. Значимой составляющей этого лета стало активное участие в разработке и реализации программ лагеря дневного пребывания вожатских отрядов школьников (МАОУ гимназия № 7, МБОУ СОШ № 97, МБОУ Инженерный лицей НГТУ, МБОУ СОШ № 66, МАОУ гимназия № 12).

Положительной динамикой смотра-конкурса в течение двух лет стало уменьшение выездных мероприятий и увеличение познавательных и развлекательных мероприятий внутри лагеря с дневным пребыванием; увеличение мероприятий и программ краеведческой направленности.

Наряду с этим сохраняется «глобаллистический» подход отдельных программ к целеполаганию и ожидаемым результатам деятельности лагеря дневного пребывания.

Номинация «Муниципальный лагерь». В данной номинации принимают участие – педагогические команды муниципальных загородных лагерей. Первый этап – презентация идеи «Педагогическое достижение лета» – это любое направление деятельности лагеря, которое не использовалось ранее; второй этап – представление технологии достижения в форме мастер-класса. В течение двух лет сохраняется стабильный состав участников – 7 загородных лагерей. Два года принимают участие в смотре-конкурсе: ДСОЛКД «Тимуровец», ДОЛ «Калейдоскоп», ДООЛ «Звездный бриз», МБОУ ДООЦ «Кировский», ДОЛ «Пионер». Впервые в 2013 году приняли участие ДОЛ «Гренада» и ДОЛ «Сказка». Работа номинации традиционно проходила в форме круглого стола, на котором участники смогли не только представить специфику программы лета 2013 года, но и обменяться опытом, новыми идеями. В целом можно отметить высокий уровень подготовки участников городского смотра-конкурса. Сильными сторонами программ деятельности муниципальных лагерей можно выделить: нацеленность программ на развитие творческих, интеллектуальных и познавательных интересов детей; интеграцию в работе традиционных и новых форм организации досуга детей (квест, бинго, лонгмоб и др.).

Все участники данной номинации смогли выделить из своих программ и презентовать «Педагогическое достижение лета». Необходимо отметить, что форму мастер-класс смогли реализовать не все конкурсанты, это, прежде всего, касается тех лагерей, которые принимали участие в конкурсе первый раз.

Номинация «Открытый город». Двухлетний опыт организации и проведения этой площадки смотра-конкурса показал высокую заинтересованность педагогов и большое количество желающих заявить собственные реализованные проекты, продемонстрировать иные подходы и формы в организации летнего отдыха детей. В данной номинации летом 2013 года приняли участие 14 образовательных учреждений. Впервые в этом году приняли участие в смотре-конкурсе МАОУ Гимназия № 10, МКОУ ДОД ДДТ «Октябрьский», МБОУ СОШ № 153, МБОУ СОШ № 186.

Традиционными участниками являются: ГАУ ДОД НСО ДСОЛКД «Олимпиец», МБОУ ДОД ЦДТ «Содружество», МКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31 VIII вида», МБОУ ДОД ДДТ «Центральный», МАОУ Гимназия № 12 , ДОЛ «Калейдоскоп», ДООЦ «Кировский», ООО ДОЛ «Электрон», что говорит о высоком творческом и проектном потенциале педагогических команд.

До начала смотра-конкурса с потенциальными участниками состоялся семинар по вопросам участия в данной номинации и подготовки конкурсных материалов. В целом можно отметить стабильно высокий уровень подготовки участников городского смотра-конкурса в данной номинации.

Сильными сторонами проектов, представляемых в номинации, являются: использование разных форм игровой, познавательной, творческой деятельности детей; проекты являются логическим дополнением единой образовательной программы учреждения; дети выступают активными участниками и соавторами проектов; большинство проектов нацелены на конкретный результат и имеет итоговый продукт.

Номинация «Летняя дача». В номинации «Летняя дача» участвуют загородные лагеря детских домов и школ-интернатов. Второй год в номинации принимают участие: ДОЛ «Сказка» (детский дом № 12), ЗООЦ «Смена» (детский дом № 6). Номинация предполагает представление основных подходов к организации отдыха и оздоровления воспитанников детских домов в условиях загородного лагеря и демонстрацию на практике досуговых форм работы с детьми. Номинация проходит с выездом представителей общественно-профессионального совета на базу лагерей. В целом можно отметить удовлетворительный уровень подготовки участников городского смотра-конкурса. В качестве основных замечаний можно отметить отсутствие программы деятельности лагеря и ее замена на план-сетку мероприятий; с детьми работают только специалисты детских домов; отсутствие диагностических материалов и результатов деятельности.

В целом можно отметить, что необходим обмен опытом именно между педагогами, организующими каникулярный отдых детей в специализированных учреждениях. Необходимо разработать семинары, направленные на обучение педагогов написанию программ воспитательной деятельности в каникулярный период.

Номинация «Учреждение дополнительного образования». Эта номинация проводится впервые в этом году. В номинации принимают участие учреждения дополнительного образования, реализующие программы дополнительного образования детей в летний период, и комплексные программы дополнительного образования, направленные на осуществление их на базах лагерей с дневным пребыванием, загородных лагерей, районных центров. Участниками смотра-конкурса в этом году стали 7 учреждений дополнительного образования детей: МБОУ ДОД «Галактика», МАОУ ДОД ДООЦ «Юный ленинец» ДОЛ «Калейдоскоп», МБОУ ДОД Центр «Юность» структурное подразделение ДДК «Романтика», МБОУ ДОД Центр «Юность» структурное подразделение ДДК «Ритм», МБОУ ДОД ДДТ «Октябрьский», МКОУ ДОД ГООЦ «Тимуровец», МАОУ ДОД ГЦ ДОД г. Обь.

Представленные на конкурс материалы представляют собой законченные полноценные программы воспитательной деятельности, выполненные на высоком качественном уровне в форме методических рекомендаций. Сильными сторонами программ деятельности учреждений дополнительного образования этого года можно выделить: в программах представлены разные направления деятельности (творческое, спортивное, патриотическое, социально-значимое, досуговое и т.д.); программы деятельности в летний период являются составляющей деятельности УДО в течение учебного года.

По итогам первого года проведения номинации «Учреждение дополнительного образования детей» можно отметить, у педагогов дополнительного образования появилась возможность участвовать в конкурсе с равными, что, несомненно, дает больше возможностей для продуктивной деятельности в направлении усовершенствования дополнительного образования детей в летний период.

Номинация «Профильная смена». В номинации принимают участия учреждения, реализующие городские, районные и профильные смены Участниками смотра-конкурса в этом году стали 10 учреждений: ООО ЦАП «Зеленая улица», МБОУ «Лицей № 136», МАОУ «Лицей № 9», МБОУ СОШ № 142, МБОУ ДОД ЦДТ «Содружество», МБОУ ДОД ЦДО «Алые паруса», МОУ ДОД ДТДУМ «Юниор», МКОУ ДОД ДЮЦ «Планетарий», МБОУ ДОД «ДМЦ «Флагман», МАОУ ДОД ДООЦ «Юный ленинец» ДОЛ «Калейдоскоп». Отдельно стоит отметить, что 8 учреждений из 10 названных представили результаты реализации программ профильных смен, ставшие победителями I городского конкурса «Перспектива-2013».

Представленные на конкурс материалы являются законченными полноценными программами воспитательной деятельности, выполненные на высоком качественном уровне. В целом у всех участников номинации получилось представить свою программу полностью и развернуто, предоставить качественные и количественные показатели профильной смены.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Общественно-профессиональная экспертиза организации каникулярного отдыха школьников