Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(3) Анастасия Викторовна Карих,
педагог-психолог отдела МиПС МКУ ГЦ «Семейный совет»

Профилактика профессионального стресса в педагогической среде

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать им, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что уже ведет к физическим и интеллектуальным нагрузкам. Напряженные ситуации на работе, трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками – все это приводит к истощению эмоциональных ресурсов педагога. У подавляющего числа преподавателей через 20 лет наступает эмоциональное сгорание, а к 40 годам сгорают практически все учителя.

Кроме того, даже у многих начинающих педагогов степень социальной адаптации ниже, чем у пациентов с неврозами. В их поведении это проявляется в несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности. Так, низкий уровень оплаты труда вынуждает многих учителей брать на себя лишнюю учебную нагрузку в школе, а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом за детьми. Ко всему этому представители данной профессии часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия, дети, с которыми они занимаются, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом.

Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Таким образом, следствием стресса могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь – с детьми.

Профессиональное выгорание педагога, его эмоциональное опустошение не может не сказаться и на его деятельности в школе, поскольку атмосфера равнодушия и напряжения, привнесенная учителем, негативно влияет на детей, их мотивацию к обучению и отношение к преподавателю.

Автор идеи синдрома профессионального выгорания Х. Фрейденберг определил его как истощение энергии у специалистов социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами окружающих людей. Другая основоположница идеи выгорания Кристина Маслач считала, что выгорание – это синдром отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрата понимания и сочувствия по отношению к клиентам.

Каждый специалист, ежедневно соприкасающийся в своей практике с другими людьми, испытывает напряжение. Если это взаимодействие интенсивно и длительно – возникает чувство усталости, нежелание работать, ощущение истощения, т.е. начинают проявляться симптомы профессионального выгорания. Вот некоторые из них:

– неприязнь к работе;

– беспокойство, тревога;

– чувство вины, самообвинение, депрессия, подверженность несчастным случаям;

– неспособность принимать решения;

– трудности концентрации внимания;

– раздражительность, обидчивость;

– легко возникающее чувство гнева;

– чрезмерно повышенное чувство ответственности за клиентов;

– растущее избегание: дистанцирование от коллег, склонность к уединению, подозрительность;

– общая негативная установка на жизненные перспективы, ощущение бессмысленности происходящих событий;

– увеличение проблем со здоровьем;

– возрастание количества семейных конфликтов.

Но выгорание – это не потеря творческого потенциала и не реакция на скуку. Это эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением. Работа в стрессогенной обстановке всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызывать как острые нарушения, так и проявляться в виде отсроченных последствий. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Стрессор один, а реакция на него варьирует от отчаяния до восторга, и очень важно научиться контролировать свое отношение к трудностям, подбирать адекватные методы борьбы с ними.

Например, стрессоры первой категории нам практически неподвластны. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей. В этом случае в качестве профилактики профессионального стресса применяют методы мышечной релаксации, различные приемы медитации, дыхательные упражнения или позитивное мышление – когда мы сосредотачиваем свое внимание только на положительных моментах ситуации.

Вторая категория – это стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять. Это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии. Как правило, эти стрессоры находятся в настоящем времени или в будущем, и в наших силах изменить  ситуацию. Если мы встретились именно с таким стрессором, то очень важно определить, какого ресурса нам не хватает, после чего позаботиться о его поиске.

В третью группу стрессоров входят такие события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Чаще всего подобные события находятся или в прошлом или в будущем, причем его возникновение маловероятно. Здесь будут уместны способы саморегуляции: управление ритмом дыхания, релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, медитация, приемы самогипноза, метод биологически активных точек и др.

Помимо вышеперечисленных способов борьбы с источниками стресса, избежать профессионального выгорания специалисту, работающему в образовательной сфере, поможет формирование в себе следующих навыков и качеств:

– хорошее здоровье и сознательная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);

– высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;

– способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

– открытость;

– общительность;

– самостоятельность;

– стремление опираться на собственные силы;

– способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

И хотя стресс является одним из необходимых компонентов нашей обыденной жизни, слишком сильный стресс токсичен. Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие его, и избыток. Оптимальное количество напряжения для каждого из нас высоко индивидуально. Некоторые люди являются искателями стресса, нуждаются в нем, чтобы жить и быть счастливыми. Другие избегают непрятностей и хотят чувствовать себя спокойно и легко.

Таким образом, в качестве профилактики профессионального выгорания каждому из нас требуется установить тот уровень напряжения, который необходим для благополучного существования. А для современного педагога это возможно через освоение технологий управления стрессом как необходимого условия эффективной деятельности в образовательной среде.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела