Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(10) Галина Михайловна Рожкова,

социальный педагог отдела развития семейных форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
МКУ Городского центра «Семейный совет» г. Новосибирска

Здоровьесберегающая среда в семье

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Ведь это понятие включает в себя не только отсутствие каких-либо заболеваний, но и гармоничное нервно-психологическое развитие, высокую умственную и физическую работоспособность человека. Оно зависит не только от особенностей  физического состояния индивида, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране и на 50% определяется образом жизни, модель которого формируется в детстве. Поэтому так важно развивать стремление к здоровому образу жизни в раннем возрасте, помочь ребенку обрести состояние гармонии, душевного равновесия и жизненных сил.

Здоровьесберегающая среда – это благоприятная среда обитания и деятельности человека, окружающие его общественные, материальные и духовные условия, оказывающие положительное влияние на его здоровье. Подобная атмосфера обеспечивает гармоничное развитие ребенка и способствуют его успешной социализации – непрерывному и многогранному процессу, продолжающемуся на протяжении всей жизни человека. Но наиболее интенсивно он протекает в подростковом и юношеском возрасте, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права.

Процесс социализации будет протекать успешно, только если личность будет физически, социально и психически здорова. Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

Гармоничное физическое и духовное развитие молодого поколения является важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья. Все, что для этого необходимо – образование, культура,  здоровье – является основой здоровьесберегающей системы.

Помимо приобретения и усвоения знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение ребенок должен обладать умениями и навыками безопасной, благоприятной жизни, включающими в себя соответствующее поведение, рациональное питание, культуру общения, организацию быта, труда и отдыха. В детях необходимо воспитывать потребность в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека. Должен быть сформирован устойчивый иммунитет и негативное отношения к табаку, алкоголю, наркотикам. Кроме того, это касается и нравственного воспитания: физически и духовно здоровая личность обладает такими качествами как ответственность, честность, доброта, милосердие, исключающие жестокость и насилие.

Не менее важно развитие у детей двигательной активности с учетом индивидуально-личностных возможностей каждого.

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в производстве и науке, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

Важным для человека является соблюдение гигиены умственного и физического труда, обустройство и гигиена его жилища. Помещение, где находится ребенок, должно хорошо проветриваться, не быть влажным, желательно естественное освещение. Важно, чтобы микроклимат в отапливаемый сезон обеспечивал комфортное самочувствие и оптимальные условия терморегуляции человека. Уборка помещений должна проводиться своевременно и тщательно. Каждой вещи стоит определить свое постоянное место и обращаться с ней аккуратно и бережно.

Питание имеет решающее значение в жизни каждого человека. За счет него осуществляются три важнейшие функции: развитие и непрерывное обновление клеток и тканей, обеспечение поступления энергии, необходимой для восстановления энергетических затрат организма, и, наконец, восполнение веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов.

Рациональное питание строится в соответствии с возрастом, видом трудовой деятельности, с учетом конкретных условий жизни и состояния здоровья, индивидуальных особенностей – роста, массы тела, конституции. Его правильная организация оказывает влияние на жизнедеятельность, гармоничное развитие физических и духовных сил, здоровье и является профилактическим средством ряда заболеваний. Стоит помнить, что пища должна содержать все те вещества, которые входят в состав человеческого тела: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна. При соблюдении режима важно учитывать индивидуальный биоритм человека: среди нас есть «жаворонки», «голуби» и «совы». «Жаворонки» рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей – необходимое условие для рациональной организации деятельности и режима дня.

Современному человеку приходится гораздо чаще, чем раньше, переносить повышенные эмоциональные нагрузки. В последние годы у многих людей усложнились психологические нагрузки при решении бытовых вопросов. Профилактика чрезвычайных эмоциональных напряжений, своевременное умение разряжать эти состояния стали насущной необходимостью. Идея психогигиены возникла еще в глубокой древности, во время великого греческого врача Гиппократа. Само слово «психогигиена» означает сохранение психического здоровья.

Для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, необходимо в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе развития ребенка. Своеобразной педагогической системой,  в которой он находится постоянно, является семья, где дети делятся с родителями своими заботами, мыслями, делами и новостями, где каждый член семьи постоянно на него так или иначе воздействует. В процессе общения с родителями дети делятся своими взглядами, утверждают самостоятельность и взрослость, получают многообразную информацию, связанную с вопросами нравственности, духовности, этики, эстетики, здорового образа жизни.

Важным элементом педагогического общения является психологический климат семьи, в котором осуществляется развитие и формирование ребенка. Родительское общение друг с другом должно строиться на понимании того, что ежедневные супружеские отношения являются воспитательным процессом в семье. Ведь это часть жизни ребенка, поэтому они влияют на него, формируют эмоциональное благополучие или, наоборот, дискомфорт или тревожность.

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, здесь выявляются с наибольшей полнотой индивидуальность ребенка, его внутренний мир. Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви и взаимопонимания, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Таким образом, чтобы сформировать среду наиболее благоприятную для нашего здоровья, мы должны придерживаться основных правил здорового образа жизни: регулярные занятия спортом, физической культурой, соблюдение правил личной гигиены, гигиены питания и культуры приема пищи, разумный режим труда и отдыха, психогигиена.

В семье можно использовать разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Здоровью нужно не только учить, оно должно стать образом жизни, пример которого должны показать родители, педагоги, общественность.

 

Подробнее о теме:

Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова, Здоровый образ жизни / К. Байер, Сохранение здоровья детей и подростков как проблема социальной педагогики / В.Н. Клипинина,  Стиль жизни как социально-психологическая проблема / Е.Г. Малина.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела